Ст. 10-11 Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит: благоволит Господь в боящихся его и во уповающих на милость его
Так как они были слабы, не имели оружия и нуждались во всем, то, чтобы они не смущались этим, смотри, как он исправляет такой недостаток. «Не силу коня, говорит, Он любит и не к (быстрому) бегу мужа благоволит, благоволит Господь к боящимся Его и уповающим на милость Его». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «в ожидающих милости его» (τοις αναμένασιν). Если, говорит, вы будете иметь страх и совершенную надежду на Него, то приобретете Его благоволение; а приобретши Его благоволение, будете могущественнее всех, кто имеет коней и оружия. Нужно только одно: не унывать и не смущаться, но ожидать Его милости, потому что в том и состоит надежда, чтобы не отчаиваться и не падать духом, не тотчас получая ожидаемое. И хорошо сказал он: «на милость Его», потому что они не имели дерзновения по делам своим. Хотя, говорит, ваши дела изменяют вам, но надейтесь на Его милость, и вы удостоитесь Его попечения и помощи.
Беседы на псалмы. На псалом 146.
Ст. 10-11 «Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит»: «Благоволит Господь в боящихся Его, и во уповающих на милость Его». Не телесною силою, говорит Пророк, не искуством ездить на конях, не быстротою ног, благоугождается Бог, но добрыми делами, которыя творятся богобоязненностию. Но не о боящихся только с особенною попечительностию промышляет Бог, но и о тех, которые впали в грехи, но прибегли к покаянию, и подкрепились надеждою на человеколюбие. Ибо Пророк сказал, что Бог благоволит не к совершенным только подвижникам добродетели, но и к ожидающим божественной милости.
Не в силе констей восхощет, ниже, в лыстех (не в голенях) мужеских благоволит.
Хотением и благоволением Давид здесь называет изъявление Богом удовольствия; а под силою и голенями разумеет крепость. Ибо, как в мышцах, или руках находится сила рук, так и в голенях, т. е. в ножных частях заключается крепость ног. Богу, говорит, не угодна сила бессловесного и седока его. Или неблаговолением хочет выразить то, что Бог не дает крепости и победы крепким мышцам и сильным голеням. Но к кому благоволит, послушай далее.
Златословесного: Частью означает всю телесную силу и охуждает крепость сил.
Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит
Спасши так чудесно Свой обессиленный и угнетенный народ, Господь ясно показал, кому Он благоволит: не язычникам, полагающимся на свое естественное могущество (сила конская – конница; лысты мужеские – могущественная пехота), но надеющимся на Него и исполняющим закон Его иудеям.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит
Ниже в лыстех (не в голенях) мужеских благоволит; то есть Бог не дает крепости и победы крепким мышцам и сильным голеням.
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
Ст. 10-11 Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит: благоволит Господь в боящихся его и во уповающих на милость его
Величие человека и целого народа зависит не от обилия его военной силы («конь» - символ военной крепости, так как количеством колесниц и коней на древнем Востоке измерялась сила врага), физической ловкости и выносливости воина («ноги человеческие», т. е. уменье быстро, долго и сильно бегать, что очень важно на войне), а степени веры в Бога. Последнее оправдалось на евреях. Они - народ не военный и не боевой - были в плену бесславными и бесправными рабами у могущественных язычников, но получили свободу и независимость не успешной внешней борьбой со своими врагами, а по милости Господа, на Которого одного надеялись.