Ст. 10-17 И сказала Далида Самсону: вот, ты обманул меня и говорил мне ложь; скажи же теперь мне, чем связать тебя? Он сказал ей: если свяжут меня новыми веревками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду, как прочие люди. Далида взяла новые веревки и связала его и сказала ему: Самсон! Филистимляне идут на тебя. (Между тем один скрытно сидел в спальне.) И сорвал он их с рук своих, как нитки. И сказала Далида Самсону: все ты обманываешь меня и говоришь мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя? Он сказал ей: если ты воткешь семь кос головы моей в ткань и прибьешь ее гвоздем к ткальной колоде. и прикрепила их к колоде, и сказала ему: Филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего и выдернул ткальную колоду вместе с тканью. И сказала ему Далида: как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя. И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди
Через некоторое время Далида, ощутив себя обманутой, начала сильно жаловаться и спрашивать снова и снова о том, в чем действительная сила его, требуя доказательств его любви. Самсон, все еще понимая ее цели, смеясь над ее уловками, сказал ей, что если свяжут его новыми веревками, которые не были в деле, то он сделается бессильным и сдастся врагу. Но это также было тщетно. На третий раз он притворился, что она выведала его тайну, но в действительности приблизился к опасности, сказав, что сила покинет его, если воткнуть семь кос головы его в ткань и прибить ее гвоздем к ткальной колоде. И это обмануло обманщиков. Позже, когда женщина обнаружила, что он столько раз насмехался над ней, и когда она горько жаловалась, будто недостойна знать тайну возлюбленного, она дала волю слезам.
И только потому произошло то, что муж, храбрость которого была непобедима все это время, должен был заплатить свою цену: он открыл ей все сердце свое, сказав, что бритва не касалась головы его, ибо он назорей Божий от чрева матери его (Суд. 16:17); если же остричь его, то отступит от него сила его! Когда филистимляне обнаружили его слабость с помощью жены, они дали ей рабскую плату - вознаграждение за предательство, и таким образом завершили это дело.
Послания.
Адам был введен в заблуждение словом (Быт. 3:6), и Самсон был побежден словом. Истинно, ничто так не проникает в душу, как изысканная речь; и, с другой стороны, ничто не бывает таким едким, как жестокая речь. Справившись с мучениями, которые нам предназначено преодолеть, множество людей не справились с жестокостью слов.
О молитве Иова и Давида.
Разве это тот Самсон, который разорвал сырые тетивы и новые веревки, как нитки из пакли? Разве это тот Самсон, который не чувствовал, что его косы прибиты к ткальной колоде, пока с ним была сила Святого Духа? Он, скажу я, после того как Дух Божий покинул его, сильно отличается от того Самсона, который вернулся облеченным в трофеи чужеземцев, - упавший с высоты своего величия на колени женщины, обласканный и обманутый, с отрезанными волосами.
Были ли волосы на его голове настолько важны, что пока они оставались нетронутыми, его сила оставалась непобедимой, но, когда голова была острижена, муж сразу же потерял всю свою силу? Это не так, и мы не должны думать, что волосы имеют такую силу. Есть волосы религии и веры - волосы назорея, исполняющего законы, помнящего о бережливости и воздержании, в образе которого выступает Церковь, возливавшая миро на ноги Господа, вытиравшая ноги Слова Божьего (см. Ин. 11:2), знавшая тогда Иисуса и во плоти. Это волосы, о которых сказано: Волосы твои - как стадо коз (Песн 4:1), и растущие на голове, о которой сказано: Всякому мужу глава Христос (1 Кор. 11:30). И еще в одном месте: Голова его - чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон (Песн. 5:11).
Итак, в Евангелии наш Господь, указывая на то, что некоторые волосы видимы и известны, говорит: У вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10:30), имея в виду, конечно, духовные добродетели, ибо Бога не заботят наши волосы. Хотя не является абсурдным полагать, что в буквальном понимании перед Его могуществом ничто не может утаиться. Но какая мне выгода оттого, что Бог Сам знает все мои волосы? То переполняет и приносит пользу мне, что бдительный Свидетель благих дел вознаграждает меня даром вечной жизни. Да и сам Самсон говорит, что эти волосы не телесные, а мысленные, когда признаётся: если же остричь меня, то отступит от меня сила моя (Суд. 16:17).
О Святом Духе.
Ст. 10-17 И сказала Далида Самсону: вот, ты обманул меня и говорил мне ложь; скажи же теперь мне, чем связать тебя? Он сказал ей: если свяжут меня новыми веревками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду, как прочие люди. Далида взяла новые веревки и связала его и сказала ему: Самсон! Филистимляне идут на тебя. (Между тем один скрытно сидел в спальне.) И сорвал он их с рук своих, как нитки. И сказала Далида Самсону: все ты обманываешь меня и говоришь мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя? Он сказал ей: если ты воткешь семь кос головы моей в ткань и прибьешь ее гвоздем к ткальной колоде. и прикрепила их к колоде, и сказала ему: Филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего и выдернул ткальную колоду вместе с тканью. И сказала ему Далида: как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя. И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди
Кем был Самсон? Если я скажу, что он обозначает Христа, то, кажется мне, скажу правду. Но мыслящий [человек] тут же подумает: «Разве Христа одолевало женское коварство?». И как понимать, будто Христос вошёл к блуднице? И опять же, когда это Христа лишали волос, остригали, делали бессильным, связывали, ослепляли, подвергали осмеянию? Будь бдительна, душа верная!
Смотри, почему это Христос: не только потому, что Он это делал, но и потому, что так страдал. Итак, что же делал? Он совершал деяния сильного человека, а страдал как слабый: в одном [лице] оба качества - я вижу силу Сына Божьего и слабость Сына человеческого.
Когда Писание представляет Его, то Христос - это целое, глава и тело. Как Христос есть глава Церкви, так Церковь - тело Его, и чтобы это не было порознь, то это весь Христос. Церковь же внутри себя имеет и сильные, и слабые члены: есть те, кто питаются только хлебом, и есть те, кто всё ещё вскармливаются молоком.
Добавлю и то, что следует учесть: в отношении самих таинств, что касается крещения и участия у алтаря, то в Церкви есть праведные и неправедные. Теперь тело Христово есть гумно, как и вы знаете, но потом оно станет житницей. Пока оно является гумном, оно не отказывается терпеть и мякину, когда же придёт время [заполнять закрома] , отделена будет пшеница от плевел.
Вот и Самсон часть дел совершал как голова, другую часть - как тело, но всё в лице Христа. Покуда Самсон творил добро и совершал чудеса, он был образом Христа, главы Церкви. Когда он поступал мудро, он являлся образом праведно живущих в Церкви. Когда же становился одержим и поступал безрассудно, он воплощал грешников в Церкви. Блудница, которую Самсон взял в жёны, - это Церковь, блудодействовавшая с идолами до познания Бога Единого и которую позже Христос соединил с Собой. Она, просвещённая Им и воспринявшая веру, даже удостоилась познать через Него тайны спасения, а затем Он открыл ей и тайны небес.
Проповеди.
Славный Самсон,
в волосах которого сила,
священная в локонах мощь, -
Льва повергает, его задушив
молитвы крепчайшей рукою,
и сладкий плод знаменитой победы
вырывает из пасти.
Триумф ему тот пусть будет уроком:
с чужими в союз не вступать.
Та чужестранка
(которую плоти законом считаю) -
сети хитры и лукавы её.
Разум когда закону тому уступает,
грех над ним силу берёт.
Хитрость и сладость речей душу
мужей в жён превращает;
ум ослепляет и голову бреет, веру
крадёт иль совсем ослабляет.
Участь Самсона минует
пусть нашего парня:
чтоб не связал себя так,
что за связью придут
слепота, и плененье, и немощь.
Пусть Самсон свою крепость,
когда волос отрос, снова обрёл,
из узников дома
на игры врагов он отведён.
Слепы глаза, но разума оком
Бога Отмстителя он призывал.
Сила вернулась волос, и тогда
дом он разрушил врагов:
столбы он руками,
которые камня прочнее,
когда обхватил,
на землю упали и крышей закрылись;
И было так,
что и смертью сей Бога герой
в руинах врагов раздавил.
Славою смерти он смыл для себя
жизни в неволе позор.
Раб, над которым смеялись враги,
врагов растоптав, побеждает;
и, умирая, он больше врагов,
чем при жизни, с собой увлекает.
Я хочу, чтобы сын наш
ему подражал также и смертью.
А будучи в плоти,
плоть умерял и, для Бога живя,
плоти грехи подавлял.
Не хочу, чтобы, сердце отдав
На служение радостям плоти,
он уловлен был в сети преступной,
Чтобы в руки врагов перейти,
в наготе, благодати лишившись.
Стихотворения.
И сказала Далида Самсону: вот, ты обманул меня и говорил мне ложь; скажи же теперь мне, чем связать тебя?
См. Толкование на Суд. 16:4