Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись
Всякий, кто верит авторитету божественных Писаний, пусть прежде всего обратит внимание на слова: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. По-гречески это звучит как latria, и имеется в виду не рабский труд для хозяев, но только для Бога, что является служением. Отсюда справедливо осуждается идолослужение (idololatria), когда идолам служат так, как должно служить только истинному Богу. Не сказано: «Господу Богу твоему одному поклоняйся», но сказано: и Ему одному служи. Одному сказано там, где сказано служи, и служи тем служением, которое называется latria. К этому служению относится храм, жертва, священник и все такого рода.
Послания.
Как же быть с правосудием Божиим? Разве это не так, когда Господь говорит, что вы не можете служить двум господам, а апостол изобличал служащих твари, а не Творцу, а в Ветхом Завете еще ранее было сказано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи? И для чего говорить больше, когда все наполнено этими мыслями. Значит, справедливость даст следующее правило в жизни тому любителю, о котором идет речь, чтобы с любовью служить Богу, Которого он любит, то есть высшему благу, высшей мудрости, высшему миру. Все же остальное пусть он считает отчасти подчиненным себе, отчасти же тем, что следует подчинить. Такая норма жизни, как мы поняли, установлена обоими Заветами.
О нравах кафолической Церкви и нравах манихеев.
Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись
Христиане же и иудеи из-за заповеди: Господа Бога твоего бойся и Ему одному служи, - не только отвращаются от святилищ, алтарей и изваяний, но, когда нужно, с готовностью идут и на смерть, чтобы таким законопреступлением не осквернить благоговения перед Богом всего.
Против Цельса.
Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись
«И Его именем клянись». Имея в виду запрещение 3-ей заповеди, нужно допустить, что в данном месте дается разрешение на употребление клятвы лишь в важных случаях, когда клятва является единственным и высшим подтверждением истины.
Кроме того, комментируемым выражением, по мнению блаж. Феодорита, предупреждается возможность употребления в клятве имен языческих народов. «Закон повелевает клясться Богом, — говорит церковный учитель, — чтобы израильтяне не клялись богами лжеименными» (Толк. на кн. Втор., вопр. 4).