Предисловие к толкованиям на 1-е Послание Иоанна

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Прежде чем приступим к изъяснению учения Апостола, предложенного в первом послании его, кратко скажем об обстоятельствах сего послания, именно: 1) о писателе его, 2) о времени и месте написания, 3) к кому было написано, 4) какая цель написания, и какое главное содержание его.

Это послание с первых времен Христовой церкви признается несомненно подлинным писанием апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Древнейшие отцы и писатели Церкви пользовались им, как подлинным писанием Апостола, таковы: св. Поликарп, ученик Иоанна Богослова, святой Ириней, епископ лионский, Тертуллиан, Климент александрийский, Дионисий александрийский. Евсевий Памфил, в своей истории, свидетельствует об общепризнанной подлинности первого послания Иоанна Богослова. Самое содержание послания и образ изложения его внимательному читателю ясно показывают, что Евангелист, написав четвертое Евангелие, написал и это послание. Как в Евангелии Иоанн Богослов главно свидетельствует о том, что Иисус Христос есть Сын Божии и истинный Бог; так и в первом послании он особенно раскрывает ту же истину, и предостерегает христиан от лжеучителей, отвергающих Божество Иисуса Христа. В Евангелии Иоанна предложена заповедь Иисуса Христа о любви, как отличительном признаке учеников Христовых, и сия заповедь названа новою заповедью (Ин. 13, 34): о сей любви, как отличительном признаке верующих во Христа, говорит и это послание, называя заповедь о любви и новою, и древнею, которую имели верующие исперва или от начала (1 Ин. 2:7). Многие места послания сходством содержания и изложения напоминают о том, что читаем в Евангелии Иоанна Богослова, и показывают того же писателя 1). Как в Евангелии Богослова, так и в этом послании видим ту же силу слова и ту же высоту мысли, и глубину чувства.

О времени написания вступление послания дает основание предполагать, что оно написано после Евангелия Иоаннова (ст. 1-3). Это вступление указывает на другое писание того же писателя и заимствует выражения из Евангелия, или самыми выражениями указывает на единство писателя и последовательность писаний. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели… поведаем вам (ст. 1-3), говорит Апостол. Но о том, что было в начале, что видели и слышали Апостолы, святой Иоанн раскрыл уже в Евангелии; а в послании только напоминает, для утверждения христиан в истинной вере и жизни по духу веры. Поэтому издревле утвердилось в Церкви такое предание, что это послание написано Иоанном после Евангелия его. А потому по времени оно должно относиться к последним годам его служения Церкви, или к концу первого христианского века. Самые выражения: чадца мои или старец (2 Ин. 1:1; 3 Ин. 1:1), как называет себя Иоанн во втором и третьем своем послании, также указывают на глубокую старость писателя, которая, по общему преданию Церкви, сближается с концом первого христианского столетия. И, как последние годы жизни святой Иоанн проводил во Ефесе, где он и окончил поприще своего апостольского служения, потому надобно полагать, что и это послание также написано было во Ефесе, как здесь же написано и его Евангелие.

К кому было написано первое послание Иоанна Богослова? Повсеместное древнее предание разрешает этот вопрос причислением сего послания к соборным посланиям, т.е. таким, которые написаны не к одному лицу или обществу верующих определенного города или страны, но вообще к христианам или ко многим Церквам, рассеянным по разным странам. И в самом послании можно видеть этому подтверждение в том, что послание не надписывается к определенному лицу или Церкви, а относится вообще к верующим во Христа. Нет сомнения, что Апостол преимущественно имел в виду тех христиан, которым он проповедал Евангелие и для которых он написал Евангелие, т.е. христиан малоазийских стран, так как о них он имел непосредственное попечение в продолжение своего долговременного апостольского служения. Но это не исключает и той цели, чтобы послание служило к поучению и назиданию всех верующих в Иисуса Христа, Сына Божия, как видим это на деле.

Какая цель написания этого послания, и какое содержание его? Зная, что это послание написано св. Иоанном вскоре или непосредственно после Евангелия его, можно видеть, что оно, будучи как бы продолжением Евангелия, имеет ту же цель, с какою написано Евангелие, т.е. чтобы утвердить веру в Иисуса Христа как Сына Божия, истинного Бога и истинного Человека, для спасения верующих, как сказано в Евангелии: сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20:31). Послание говорит: о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом (1 Ин. 1:3). О том, что видели и слышали Апостолы, Иоанн возвестил в своем Евангелии; а в этом послании заботится о том, чтобы написанное в Евангелии хранимо было в чистой вере и истинной святой любви. Поэтому в послании, внушая истинную веру, которая необходимо соединяется с истинною любовью и выражается исполнением заповедей Божиих, Иоанн предостерегает от лжеучителей, извращавших святую веру и жизнь по вере. Современные Апостолу лжеучители были из иудеев, как можно видеть из самого послания (2, 19; 4, 5); отвергали Божество Иисуса Христа и достоинство Его как Спасителя мира, потому что им крестная смерть Господа казалась соблазном (2, 22; 4, 1-3); отвергали потому и действительность воплощения Христова (1, 1; 2, 22; 4, 2, 3, 15; 5, 1); кичились своею мнимою мудростью (2, 3, 4, 29; 4, 6); унижали достоинство апостола Иоанна (4, 1–6; 2, 26, 27); послабляли порокам (3, 4–10) и не имели любви к ближним (2, 9–11; 3, 10–18; 4, 7–12). Поэтому в послании Апостол убеждает в той истине, что Иисус Христос есть Сын Божий, истинный Бог и Человек, Спаситель мира; что для получения спасения мы должны несомненно веровать в Него, и свою веру свидетельствовать исполнением заповедей Божиих и особенно любовью к ближним, удаляясь всякого нечестия и мирских пороков.

Рассматривая содержание послания, можно видеть, что в изложении послания нет разграничения между учением веры и учением о христианской жизни. Иоанн пишет, движимый горячею любовью к верующим и искренним попечением о их спасении; потому говорит не по мысли об излагаемом предмете, а по внушению и влечению своего сердца. Поэтому иные истины повторяет он многократно, желая тем утвердить и углубить их в душах читателей, о спасении коих он неусыпно заботился.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

Первое Соборное послание св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова не имеет имени писателя ни в заглавии, ни в тексте, лишь в первых стихах послания писатель непрямо дает знать о себе, как свидетель и очевидец событий земной жизни Господа Иисуса Христа (I:1-3). Тем не менее, мысль о происхождении послания от пера Апостола и евангелиста Иоанна Богослова составляет твердое убеждение Церкви. Блаженный Феофилакт вслед за св. Афанасием Великим («Синопсис») говорит: «Тот же Иоанн, который написал Евангелие, писал и это послание с целью утвердить тех, которые уже уверовали в Господа. И как в Евангелии, так и в настоящем послании прежде всего богословствует о Слове, показывает, что оно всегда в Боге, и учит, что Отец есть свет, чтобы мы и отсюда познали, что Слово есть как бы отблеск Его». Вся христианская древность согласно признавала это послание писанием Апостола и евангелиста Иоанна: по свидетельству Евсевия, «из посланий Иоанна, кроме Евангелия, как нынешние, так и древние христиане признают, без всяких споров, и первое его послание» (Церк. Ист. 3:24). Уже св. Поликарп Смирнский, муж апостольский, ученик Апостола Иоанна («Послан, к Флп» гл. VII) приводит одно место (IV:3) из первого послания св. Иоанна. Столь же древний муж, Папий Иеропольский, по свидетельству Евсевия (Церк. Ист. 3:39), пользовался и первым посланием Иоанновым, как и первым посланием Ап. Петра. И св. Ириней Лионский, по свидетельству Евсевия же (Ц. И. 5:8), в своем сочинении «Против ересей» приводит много свидетельств из первого послания Ап. Иоанна (именно в кн. 3:15, 5 он приводит 1Ин. 2:18-22, а в 3:15, 8-1; Ин 4:1-3; V:1). Свидетельство этих трех древних мужей, примыкающих по времени прямо к апостольскому веку, особенно важно, подтверждая изначальность веры Церкви в каноническое достоинство послания.

Из II века несомненно знакомство с посланием Ап. Иоанна - св. Иустина Мученика («Разговор с Трифоном», гл. CXXIII, см. 1Ин. 3:1), автора «Послания к Диогнету» (гл. II, см. 1Ин. 4:9-10). К концу II-го же века или к первой половине III века относятся важные и авторитетные свидетельства общепризнанного канонического достоинства первого послания Иоанна - т. н. Мураториева канона, Сирского перевода новозаветных священных книг Пешито и древне-латинского перевода. Подобные же свидетельства о подлинности и каноничности послания встречаются у Климента Александрийского (Стром. II, см. 1Ин. 5:16), у Тертуллиана (Adv. Рrax. с. 15 1Ин. 1:1), у Оригена (Евсев. Ц. И. 6:24) Дионисия Александрийского (у Евсев. Ц. И. 7:25) и др. Вообще из приведенных свидетельств очевидно, что каноническое достоинство и подлинность первого послания Иоанна были общепризнаны и никаким сомнениям и оспариваниям не подвергались. И все внутренние признаки послания, все характерные черты его содержания, тона и изложения убедительно свидетельствуют о принадлежности послания тому же великому апостолу любви и возвышенного христианского созерцания, которым написано и четвертое Евангелие. И в послании, как в Евангелии, причисляет себя к самовидцам Слова, и все содержание послания проникнуто живым воспоминанием о данном Спасителем примере христианам всею жизнью Своею земною (II:6; 3:3, 5, 7; 4:17), о Его слове и заповедях (I:5; 3:23; 4:21), о событиях при Его крещении и крестной смерти (V:6). В послании веет тот же дух любви и вместе огненной ревности по славе Божией и чистоте Богопочтения, та же глубина и сила чувства, тот же образ и характер представления и изложения, что и в Евангелии. Эта внутренняя близость и родство содержания послания и Евангелия св. Иоанна хорошо были подмечены и оценены в смысле доказательства подлинности еще в древности, напр., св. Дионисием Александрийским в III в. «Евангелие (Иоанна) и послание, говорит он, согласны между собою и одинаково начинаются; первое говорит: вначале бе Слово, последнее: еже бе исперва; в том сказано: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единародного от Отца (Ин 1:14), то же и в этом, с небольшим лишь изменением: еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом и руки наша осязаша, о Словеси животным, и живот явися… (1Ин. 1:1-2). Иоанн верен себе и не отступает от своей цели; он раскрывает все в одинаковых периодах и теми же словами. Приведем вкратце некоторые из них. Внимательный читатель в каждой из упомянутых книг часто встретит слова: жизнь, свет, прехождение тьмы, непрестанно будет видеть: истина, благодать, радость, плоть и кровь Господа, суд, оставление грехов, любовь Божия к нам, заповедь о взаимной нашей любви, и о том, что должно соблюдать все заповеди, также осуждение мира, диавола, антихриста, обетование Святого Духа, сыноположение Божие, во всем требуемую в нас веру, везде Отца и Сына. Вообще, при непрерывном внимании к отличительным, невольно представляется одинаковый образ Евангелия и послания» (у Евсевия, Церк. Истор. 7:25).

Если же некоторые западные библеисты нового времени в обличаемых первым посланием Иоанна лжеучителях видели гностиков II века и на этом основании отрицали подлинность послания, принадлежность его I веку и св. апостолу любви, то, конечно, верно, что законченной и вполне развитой вид гностические учения получили лишь во II-м веке, но зерна и начатки гностических заблуждений возникли еще в век апостольский. «И как заблуждение, которое опровергает писатель послания, различно от гностистической и докетической ереси II века, так отличен и способ полемики: не против частностей учения и личностей еретиков, как это характерно для позднейшей полемики, направляет послание писатель его; но против всеобщих и принципиальных положений, против зарождающегося антихристианства он выставляет всеобщие и принципиальные положения христианства» (проф. Н. И. Сагарда).

Что касается времени написания послания, то положительных исторических свидетельств нет, как и в самом послании нет прямых указаний о времени его происхождения. Все-таки в содержании послания есть косвенные данные, по которым происхождение послания следует отнести к позднему времени жизни Апостола или к последним годам века апостольского. В своем послании Ап. Иоанн делает предметом своих забот не основание и первоначальное устроение церковных христианских общин, а лишь напоминание и утверждение в той вечной истине христианской, которую они давно услышали, познали и имеют, как благодатное «помазание» (II:20, 27). По-видимому, ко времени написания послания христианские общины Малой Азии, к которым первее всего было направлено послание, давно уже получили церковную организацию и в них рядом с вымиравшими членами первого поколения были и такие, которые уже родились и выросли в христианстве (II:13-14). В пользу позднего происхождения послания говорит и отражающийся в нем внутренний рост Церкви, по-видимому, выходящий далеко за пределы деятельности Ап. Павла. Иудейские споры, наполняющие всю историю Деяний Апостольских и все послания Ап. Павла, не нашли никакого отражения в послании: здесь нет и намека на какую-либо борьбу защитников Закона и Евангелия, на прения об обрезании и т. п. Иудейство и язычество не выступают, как самостоятельные, враждебные христианству, величины; они скорее объединились в общей вражде к нему, образовавши боговраждебное начало «мира» (kosmoV, космоса). Зато в недрах самой христианской общины новые враги-лжеучители, извращавшие основной догмат христианства - Боговоплощение - и совершенно ясно обнаружившие полную свою противоположность учению и жизни истинной Церкви Христовой, хотя они и вышли из недр ее (II:19). Такая глубокая перемена в характере вероучительных предметов и споров и вообще в состоянии Церкви требует для своего объяснения едва ли не целых десятилетий от деятельности Ап. Павла до написания послания. Ввиду отмеченного уже близкого родства послания и Четвертого Евангелия обыкновенно считают послание или как бы рекомендательным письмом к Евангелию - своего рода prolegomena к Евангелию, или же второю, так сказать, практическою или полемическою частью Евангелия. В том и другом случае очевидна близость послания к Евангелию и по времени написания. Традиция церковная довольно согласно относит написание обоих Священных Писаний св. Апостола ко времени после возвращения его из ссылки с острова Патмоса, в царствование Домициана. Таким образом, конец I века христианского, годы 97-99-й, могут считаться хронологическою датою происхождения первого послания св. Ап. Иоанна. И так как все последние годы Апостол Иоанн провел в Малой Азии, частнее - в городе Ефесе, то именно этот город может считаться местом написания послания. Ближайшим же побуждением написания послания, адресованного к малоазийским христианам, близко известным св. Апостолу любви по его многолетнему пребыванию среди них и руководству их по смерти Апостолов Петра и Павла, - было желание Ап. Иоанна предостеречь христиан от лжеучителей (см., напр., II:19-22; IV:1-3), искажавших, как видно из послания, учение о Божестве и воплощении Господа Иисуса Христа, о блаженстве единения с Богом и Христом (II:22; IV:2, 3; I:6-7; II:2, 3, 12-17 и др.). Посему общий характер послания - увещательный и обличительный, хотя прямой полемики в нем не заключается: возвышаясь своею мыслию над временными обстоятельствами, давшими повод к написанию, Апостол здесь, как и в Евангелии, более всего имеет вечные потребности членов Церкви Христовой, утверждая в них веру в Иисуса Христа, как истинного Сына Божия, истинного Бога и истинного человека, и через то открывая всем путь вечной жизни (1Ин. 5:13, 20; см. Ин ХХ:31).

О первом послании св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова на русском языке можно читать: 1) у г. Ф. Яковлева - Апостолы. Очерк жизни и учения святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Евангелии, трех посланиях и Апокалипсисе. Вып. II. Москва, 1860; 2) у прот. А. Полотебнова - Соборные послания Апостола любви I, II, III. На слав. и русск., с предисловием и объяснительными примечаниями. Москва 1875; 3) в статьях г. И. Успенского: Вопрос о пребывании св. Апостола Иоанна Богослова в Малой Азии, Христ. чтен. 1879, I, 3, 279, и Деятельность св. Апостола Иоанна Богослова в Малой Азии, там же, II, 245; 4) у Преосвящ. епископа Михаила - «Толковый Апостол» II. Киев 1905, с. 305 гл. Есть и две специальных монографии а) проф. прот. Д. И. Богдашевского - «Лжеучители, обличаемые в первом послании Ап. Иоанна». Киев 1890, и б) проф. В. И. Сагарды - «Первое Соборное послание святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Исагогико-экзегетическое исследование. Полтава. 1903.