Толкования на 1 Ин. 5:14

Прп. Иоанн Кассиан

Ст. 14-15 и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него

Следовательно, [апостол] повелел иметь полную и несомненную надежду на то, что Бог услышит только то, что относится не к нашим выгодам и временным утешениям, а согласуется с волею Божией.

Собеседования.

Прп. Иустин (Попович)

и сие есть дерзновение, еже имамы к Нему, яко аще чесо просим по воли Его, послушает нас

Истина есть свобода людей в свободе Божьей, и это значит, что если человеческая свобода находится в свободе Божьей, то она бесконечна, всеполезна, приносит спасение; предел этой свободы таков: “…впрочем не как я хочу, но как Ты”, “…да будет воля Твоя” (Мф. 26:39,42). И какова воля Божия о нас, людях? – Чтобы мы верой в Сына Божия стяжали вечную жизнь. Эта воля Божия полностью и совершенно выражена в Богочеловеке Христе, в Его Евангелии, в деле спасения (ср. Еф. 1:9-10).

Поэтому наша свобода состоит в том, чтобы искать того, что Христово, того, что относится ко Христу, то есть евангельского, и чтобы получить это от Бога. Потому не будет свободой, но слепой несвободой, слепым порабощением искать от Бога того, что не евангельское, и ожидать исполнения нашего прошения. В конечном счете это значит, что мы хотим, чтобы Бог стал соучастником в нашем грехе, в нашем грехолюбии. По этой причине многие наши молитвы Господь, Всеблагой и Всеведущий Бог, “не слышит” и не исполняет наши прошения, поскольку они не созвучны Его воле. Условия исполнения наших прошений есть их согласие с волей Божией. Следовательно, как правило, как меру, мы можем положить следующее: ищи того, что согласно с волей Божией, и ты это получишь. Согласно с волей Божией то, что вытекает из Евангелия и согласуется с ним. С такой свободой каждое человеческое движение есть надежное житие в бесконечных добротах Божиих, в бесконечной истине Божией, в бесконечной правде Божией, иными словами, в бесконечной благости Божией. Это есть самая совершенная и самая сладкая свобода. Все остальное, прямо или косвенно, порабощено греху, смерти и дьяволу, порабощено злу.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Феофилакт Болгарский

и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас

См. Толкование на 1 Ин. 5:13

Экумений

Ст. 14-15 и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него

Если мы просим в соответствии с Его волей, Он слышит нас. А если Он слышит нас в наших молитвах, мы знаем, что в соответствии с Его волей мы творим их, и то, о чем мы молились, находится в нас самих. А это и есть царствие Его и справедливость, просить о которых Он Сам заповедал нам.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Беда Достопочтенный

Ст. 14-15 и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него

Апостол дает нам великую уверенность, что мы можем уповать на небесные блага от Господа, ибо и в этой жизни, что бы мы здраво ни просили, то получаем, согласно тому, что Он и Сам в Евангелии верующим обещает: говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам (Мк 11:24).

О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец

Ст. 14-15 и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него

Те, кто узнает из опыта ремесла, каким образом достигается все необходимое для какого-нибудь труда, имеют более совершенную надежду, что, когда будет дело, они смогут это осуществить. Потому что даже святые мужи - Иоанн и те, кто с ним, апостолы, - узнали из своего опыта, что Ему было бы приятно и приемлемо, поскольку часто просят Бога. Они усвоили [это] и заранее предвидят, что, сколько раз так они попросят, чего желают, того удостаиваются по воле Бога.

На 1-е послание Иоанна.

Еп. Михаил (Лузин)

и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас

Вера в Иисуса Христа, Сына Божия, засвидетельствованная необычайными свидетелями и соединяющая верующего с Богом, возвышает молитву верующего до необычайного также дерзновения, молитву не только за себя, но и за других верующих (1 Ин. 5:16). Дерзновение верующих ко Господу (ср. 1 Ин. 2:28; 1 Ин. 3:21; 1 Ин. 4:17; Еф. 3:12; Евр. 4:16) так велико, что, когда они просят Его о чем-либо в молитве, Он слушает их (1 Ин. 3:22 и прим.). — По воле Его: это необходимое условие просимого в молитве, чтобы верующий просил лишь того, что согласно с волею о нем Божиею. — «Если мы просим у Бога сообразного с волею Его, то Он слушает нас… А кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан» (Феофилакт).

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ст. 14-15 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него

Верующие в Иисуса Христа, Сына Божия, такую уверенность в благости Отца небесного должны иметь на основании учения Самого Господа Спасителя. Он говорит Своим ученикам: Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:7, 8). И всё, чего ни попросите в молитве с верою, полýчите (Мф. 21:22). Также говорил: Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками (Ин.15:7, 8). Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16:23).

Как добрые дети просят у своих родителей только того, что согласно с волею родителей, или что родители охотно готовы дать им: так и истинные ученики Христовы, по Благодати дети Божии, должны просить у отца небесного только того, что согласно с Его волею, что служит к прославлению имени Его. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам (Ин. 15:7): в этих словах Господь обещает просимое под тем условием – если мы пребудем верны или послушны Его учению. Так и Иоанн Богослов говорит: когда просим чего по воле Его, Он послушает нас. Это необходимое условие – чтобы мы просили Бога по воле Его, или согласно с Его волею, т. е. чтобы просили у Бога только тех благ, которые Он благоволит даровать нам. Главнейшие предметы молитвы Сам Господь указал в данной ученикам молитве: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое и пр. (Мф. 6:9 и след.).

А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, знаем и то, что получаем просимое от Него. Если мы имеем такую уверенность, что Бог внимает нашим молитвам в каждом случае, о чем бы мы ни стали просить Его: то мы имеем уверенность и в том, что получим от Него то просимое, о чем в определенном случае молим Его. От общей истины Божеского благоволения к просящим Апостол делает заключение к частным случаям молитвы о каких-либо известных нуждах. Но в том и в другом случае, без сомнения, Апостол предполагает то необходимое условие, которое он высказал прежде, то есть: когда просим по воле Божией, согласно с Божеским учением.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

Ст. 14-15 и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него

В верующем сознании обладания истинною, вечною жизнью заключается, как необходимый момент, сыновнее дерзновение верующего пред Богом (ст. 14, см. 1 Ин. 2:28; 1 Ин. 3:21; 1 Ин. 4:17), состоящее в радостной надежде, что Бог услышит наши молитвы, если только они согласуются с Его святейшею волею (ср. Ин. 16:24; Евр. 4:16), - «если мы просим у Бога сообразного с волею Его, то Он слушает нас… А кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан» (блаж. Феофил.). В силу этой христианской надежды происходит то, что просимое у Бога, ожидаемое от Него, является для верующего христианина как бы исполнившимся (ст. 15). Такова сущность христианской молитвы вообще.

Толковая Библия.