Толкования на 1 Пет. 2:11

Прав. Иоанн Кронштадтский

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу

Страннику и пришельцу неприлично на пути зазнаваться с теми предметами, какие встречают его во время его странничества: иначе выпустит из виду свою цель – отечество, в которое он идет, и собирание товара, который он, приобретая здесь посредством богодарованных ему талантов, должен беречь и принесть в свою отчизну. А плотские похоти лишают нас этого товара. Если же мир, лежащий во зле, станет порицать нас за то, что мы не делаем того, что он делает, и станет клеймить нас именем злодеев, не будем обращать на это внимания, а будем жить добродетельно; мир увидит свою несправедливость, глядя на нашу добрую жизнь, и рано или поздно прославит Бога за то, что Он являет в мире таких людей.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Августин

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу

Люди, принадлежащие к числу верных, занимают некое промежуточное положение; их не следует сравнивать ни с теми, кто не видит никакого иного блага, кроме как предаваться земным утехам, ни с высшими обитателями небес, у которых единственная радость - хлеб Божий, Которым они сотворены. Между этим народом небесным и народом земным в некотором смысле посредине находился апостол: туда он шел, отсюда отправлялся, туда стремился, отсюда поднимался.

О пользе поста.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 11-12 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками

У учителей веры есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и святой апостол Петр. Он называет их возлюбленными, а не просто любезными, потому что они приятны ему во всех отношениях; ибо приятные в одном только каком-либо отношении называются любезными, а не возлюбленными. Говорит он, что плотские похоти восстают на душу, потому что, и по словам блаженного апостола Павла, плоть желает противного духу (Гал. 5:17). Ибо желания плоти вращаются около чувственных наслаждений и чрез то помрачают память и порабощают душу.

Дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения

Злословящими нас апостол называет язычников, а днем посещения - исследование по законам мира сего. Ибо когда они исследуют нашу жизнь и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога.

Дидим Слепец

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу

Те, кто благодаря божественному правосудию были удостоены, чтобы их любили, по закону называются возлюбленными не потому, что были такими по природе, но потому, что заслужили быть такими. Следовательно, автор этого послания говорит: так как меня обязывает особая к вам любовь, умоляю и призываю, чтобы вы воздерживались от плотских желаний, которые воюют против души и имеют сильную враждебность к ней, так как субстанция души одна, а плоти - другая. Если та, нетленная и бессмертная, желает нетленного и бессмертного, эта же, поскольку она тленная и распадающаяся, желает того, что постыдное и вянущее. Итак, когда существует такое различие между плотью и душой людей, необходимо, чтобы и стремления каждой субстанции были противоположны. Потому что душа отличается от тела и родом, и по субстанции, ибо явно направлены в разные стороны их симпатии и раздор. Ведь когда душа избегает плотских страстей, то она сохраняется чистой и светлой, здорово и чисто думая и совершая достойные дела, имея память о благе, любя Бога и желая иметь знание о Нем.

На 1-е послание Петра.

Иларий Арелатский

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу

Теперь Петр основой Церкви полагает общее правило повседневного общения, и все части Церкви соединяет в согласии. … Хотя порочное желание - это желание животное, однако оно называется плотским, потому что действует через плоть. Ради духовного размышляет об этой душе.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Монах Андрей

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу

Повсюду после догматического учения он вводит этическое. После того как он сказал о том, что блага существуют чрез Христа, он призывает к тому, что надлежит правильно жить.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Ст. 11-12 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения

«У учителей веры есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и блаженный Апостол Петр» (блаж. Феофил.). Ряд нравственных наставлений, показывающих, как христиане могут в своей жизни по началам христианским возвещать совершенства Божии (ст. 9), начинается общим правилом - удаляться от плотских похотей и проводить добродетельную жизнь, чем христиане лучше всего могли бы смягчить враждебное к себе отношение язычников, бывших склонными к перетолкованию и осуждению и учения, и жизни христиан. «Когда они (язычники) исследуют жизнь нашу и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога» (блаж. Феофил.).

Толковая Библия.