Толкования на Деян. 7:56

Свт. Иоанн Златоуст

и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога

См. Толкование на Деян. 7:54

Свт. Амвросий Медиоланский

и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога

Иисус стоял как защитник, стоял, словно стремясь помочь Стефану, Своему сражающемуся воину, стоял, готовый увенчать Своего мученика. Пусть Он стоит и рядом с вами, чтобы вы не боялись Его сидящего, ибо Он сидит, когда судит. <…> Итак, сидя, Он судит, стоя - различает, и судит о несовершенных, но различает среди богов. Пусть Он стоит и рядом с вами как защитник, как добрый пастырь, чтобы на вас не напали злые волки.

Письма, не вошедшие в собрание.

Свт. Григорий Палама

и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога

См. Толкование на Деян. 7:55

Сщмч. Ириней Лионский

и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога

Он сказал это и был побит камнями, и таким образом исполнил совершенное учение, во всем мученичестве своем подражая Учителю и молясь за тех, которые убивали его, словами: Господи, не вмени им греха сего (Деян. 7:60). Так были совершенны те, которые знали Одного и Того же Бога, от начала и до конца помогающего роду человеческому посредством разнообразных распоряжений, как говорит пророк Осия: Я… умножил видения, и руки пророков указали Меня (Ос. 12:10).

Против ересей.

Блаж. Августин

и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога

Где теперь Он сидит одесную Отца: мы должны рассудительно наблюдать это глазами веры, чтобы не считать, что Он в каком-то месте находится неподвижно и Ему не позволено стоять или ходить. Ведь святой Стефан сказал, что он видит Его стоящим не потому, что видел неправильно или спутал смысл этого образа. Не надо так считать, не надо так говорить. Но Его местопребывание в возвышенном и невыразимом блаженстве было обозначено словами, что Он там сидит.

Проповеди.

Блаж. Феофилакт Болгарский

и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога

См. Толкование на Деян. 7:54

Беда Достопочтенный

и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога

Если Господь Христос есть совершенный Сын и Божий, и Человеческий, то почему блаженный мученик предпочитает называть Его Сыном Человеческим, а не Божиим? Казалось бы, он более прославил бы Его, если бы захотел назвать Его Сыном Божиим, а не Сыном Человеческим, если только он не хотел этим свидетельством осудить неверие иудеев, помнивших о том, что они распяли человека, и не желающих верить в Его Божество. Поэтому для того, чтобы укрепить блаженного мученика в терпении, отверзаются врата Царства Небесного, и, дабы невинный и побиваемый камнями человек не поколебался на земле, распятый и увенчанный Богочеловек является на небе. Поэтому, поскольку стоять свойственно сражающемуся или помогающему, он увидел Стоящего одесную Бога, Который и подавал помощь ему, находившемуся посреди людей-гонителей. И пусть не покажется, что противоречит этому месту Марк, когда говорит, что Он восседает одесную Бога (Мк. 16:19) (а это - место Судящего), ибо Он и ныне невидимо судит всех, и в конце времен придет как видимый Судия всего творения.

Изложение Деяний Апостолов.

Аратор

и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога

Имея свет сердечный, он увидел небеса раскрытыми, чтобы стать свидетелем явления Христа. Он возникает перед мучеником в вышине, и Стефан видит Его стоящим, а исповедание наше видит Его восседающим, поскольку Он торжествует. И в Стефане оно явлено совершенным, поскольку соединено с вожделенным Вседержителем. Всемогущий Вождь вооружает тех, кого призывает к наградам, а чтобы никто не был нетверд в борьбе, зримым образом явился Бог мученику по Своей милости.

История апостолов.

Лопухин А.П.

и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога

Небеса отверстые - множественное число указывает на отверзение для духовного ока Стефана внутреннейшего святилища неба, или неба высочайшего (ср. 2 Кор. 12:2).

Сына человеческого, стоящего. Замечательно здесь наименование Господа Иисуса Сыном Человеческим. Наименование это так любил употреблять о Себе Сам Господь, и однако - апостолы нигде более не именуют Его так - ни в Евангелиях, ни в Деяниях, ни в посланиях. Употребление в данном месте этого наименования Стефаном объясняется, по мнению толкователей, тем, что в эту минуту духовному взору его предносилось подобное же видение пророка Даниила, который видел также подобного Сыну Человеческому (Дан. 7:13 и дал.)

Сын Человеческий является Стефану стоящим одесную Бога, тогда как в изречениях подобных и самого Господа (Мф. 26:64), и апостолов (Мк. 16:19; Еф. 1:20). Он представляется седящим одесную Бога. Св. Григорий Великий объясняет эту особенность таким образом: «седение есть положение повелевающего и господствующего, а стояние - воюющего и помогающего. Стефан увидел стоящим Того, Кого имел помощником себе…» (Бес. 29-я на день Вознесения). Возможно, что этим стоянием Господа выражалась Его готовность принять душу верного свидетеля Своего (ст. 59).