Толкования на Деян. 10:34

Свт. Иоанн Златоуст

Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен

Бог нелицеприятен. Если в таком множестве Он найдет хотя одного делающего угодное Ему, то не оставляет его без внимания, но удостаивает Своего попечения и тем большую выказывает заботливость о нем, чем он сам ревностнее, при столь многих, влекущих его к нечестию, идет путем добродетели.

Гомилии на Книгу Бытия.

См. также Толкование на Деян. 10:23

Свт. Амвросий Медиоланский

Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен

Ведь хотя Бог и милосерден, однако если бы Он всегда выслушивал всех, то казалось бы, что Он поступает не по свободной воле, но словно по какой-то необходимости. Затем, так как все просят, если бы Он выслушивал всех, то никто бы не умирал. За скольких ты просишь каждый день? Разве Божественное постановление должно быть отменено твоим размышлением? Почему же ты скорбишь о недостигнутом однажды, когда ты понимаешь, что просимое не всегда достижимо?

О кончине брата Сатира.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 34-43 Отверз же Петр уста, рече: поистинне разумеваю, яко не на лица зрит Бог: Но во всяком языце бояйся его и делаяй правду приятен ему есть. Слово еже посла сыном Исраилевым, благовествуя мир Иисус Христом, сей есть всем Господь. Вы весте глагол бывший по всей Иудеи, наченшийся от Галилеи, по крещении, еже проповеда Иоанн: Иисуса, иже от Назарета, яко помаза его Бог Духом Святым и силою, иже пройде благодателствуя и исцеляя вся насилованныя от диавола, яко Бог бяше с ним. И мы есмы свидетеле всех, яже сотвори во стране иудейстей и во Иерусалиме: егоже и убиша повешше на древе. Сего Бог воскреси в третий день, и даде ему явленну быти: Не всем людем, но нам свидетелем преднареченным от Бога, иже с ним ядохом и пихом, по воскресении его от мертвых. И повеле нам проповедати людем и засвидетельствовати, яко той есть нареченный от Бога судия живым и мертвым. О сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем его всякому верующему в онь

Поистинне разумеваю… то есть, что Бог смотрит не на качество лица, но на различие дел. Тем, что он говорит, он ясно показывает, что Бог, которого боялся Корнилий, о котором он получил наставление из закона и пророков, ради которого он и милостыни творил, что этот Бог есть воистину Бог. Недоставало ему познания о Сыне. Смотри, как он не дает воли превозноситься своей мысли. Во всяком, говорит, языце, чтобы ты не подумал, что язычники принадлежат к разряду отверженных. Делаяй правду. Выражение: правду употреблено вместо: всякую добродетель. Не сказал: во всяком языце делаяй правду спасается, но: приятен есть, то есть, достоин того, чтобы быть принятым. Слово, еже посла сыном исраилевым. Дает сынам израилевым предпочтение. Это говорит и ради присутствующих, чтобы убедить их. Яко помаза Его Бог Духом Святым, разумеется − по человечеству. Так как Он уничижил (ἐκένωσε) самого Себя и приискренне приобщился нашей плоти и крови (Евр. 2:14), то об Нем говорится, что Он как человек принимает то, что Он имеет по естеству как Бог. Потому что Он принимает не самому Себе, но нам, как в начале это делал для самого Себя, или лучше, так как Он есть Бог Слово, то это у Него было свое. Выражение же: исцеляя вся насилованныя от диавола, указывает на многие, зависевшие от диавола, увечья и происшедшие от него повреждения в телах. Егоже и убиша, повешше на древе. Опять говорит об уничижении. Показавши, что Он Богом послан, апостол Петр говорит, что Он и убит. Чтобы ты не счел чего-либо неприличным, для этого заметь, что они никогда не скрывают учения о кресте, но вместе с прочим предлагают и образ смерти. Егоже и убиша, говорит, повешше на древе. Но свидетелем преднареченным. Хотя сам Иисус Христос их избрал, но выражение: преднареченным и это присвояет Богу Отцу. Иже с Ним ядохом и пихом. Посмотри, чем подтверждает истину воскресения. Почему Иисус Христос воскресши не сотворил никакого чуда, но ел и пил? Потому, что самое воскресение было великим чудом. Притом нет и не могло быть в этом случае чуда большего как то, что Он ел и пил. И засвидетельствовати. Засвидетельствовать, говорит, ясно, чтобы не впали в неведение. О сем вси пророцы свидетельствуют. Какие пророки только говорили, говорит, об отпущении грехов, все они говорили, что они отпускаются в этом Иисусе. Так и Исаия от Его лица говорит: Аз есмь заглаждаяй грехи твоя и беззакония твоя (Ис. 43:25). Но он не сказал, что Он есть Сын Божий, но, что больше их устрашало, приличное времени приготовление заимствуется из пророков, потому что они пользовались великою славою. Но поколебавши их страхом, он делает им снисхождение, впрочем изреченное не им, а пророками. Итак страшное он говорит от себя, а проникнутое кротостию от лица пророков.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Лопухин А.П.

Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен

Петр отверз уста и сказал − anoizaV de PetroV to stoma, eipen… − отверз же Петр уста рече. − открыв же Петр уста, сказал… - см. к Деян. 8:35.

Истинно познаю − ep alhqeiaV katalambanomai… − по истине разумеваю − выражение высшей степени уверенности и несомненности.