Толкования на Деян. 20:33

Свт. Иоанн Златоуст

Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал

См. Толкование на Деян. 20:32

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал

См. Толкование на Деян. 20:32

Аноним

Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал

Он дает своим ученикам закон о том, как они должны распоряжаться своим имуществом, ибо действительно для проповедующих Евангелие величайшей смелостью является независимость от всего земного.

Катены на Деяния Апостолов.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ст. 33-34 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии

Опять Апостол обращается к собственному примеру, который столько знаком был его ученикам, как к правилу, самым понятным образом раскрывающему внушаемую истину. Желая предохранить их от корыстолюбия и соединенных с ним пороков, Павел говорит: ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Слушатели Павла это знали и видели сами, как учитель их трудился и трудами рук своих добывал необходимое для себя и для своих спутников (Деян. 18:3; 2 Сол. 3:8).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ст. 33-35 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»

В заключение своей сердечной речи апостол, опять призывая во свидетели присутствующих, указывает на свое полное бескорыстие, способствовавшее ему в успехах проповеди, и других увещевает к тому же.

Полнота бескорыстия апостола простиралась до того, что он не только не брал ничего самого необходимого от других, но и не желал брать, и не только сам себя, но и спутников своих пропитывал трудами рук своих (Деян. 18:3), чтобы ничем не быть в тягость обществу и не подать повода к нареканию в своекорыстии (1 Кор. 9:4 и д.; 2 Кор. 11:7 и д.; Деян. 12:14 и д.; 2 Сол. 3:8 и д. ).

Поддерживать слабых - собственно немощных - asqenountwn, под коими в данном случае разумеются немощные духовно, которые могли бы соблазняться, если бы видали апостола, живущего на счет поучаемых, и заподозревать не только искренность учителя, но и достоинство его учения. Павел в этом показал высокий пример, хотя Господь и сам апостол не считали делом несправедливости, чтобы трудящийся получал мзду и пропитание (Мф. 10:10 и парал. ) от трудов своих, и проповедник Евангелия жил от благовествования (1 Кор.9:7-11; 13-14 и парал. ).

Блаженнее давать, нежели принимать. Этих слов, усвояемых Господу, нет в Евангелиях. Они заимствованы, вероятно, из устного предания и выражают ту мысль, что христианская благотворительность, делая человека лучшим в нравственном отношении и поставляя его в лучшие, определенные законом Божиим отношения к ближним и к Богу, служит наиболее надежным средством к привлечению благоволения Божия и к достижению земного счастья и небесного блаженства.

«Когда томимому голодом дают пищу, или дрожащему от холода теплую одежду: не чувствует ли он себя на то время счастливым? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти сие блаженство? В Боголюбивом и человеколюбивом сердце. В чем состоит сие блаженство? В чувстве делаемого и сделанного добра, в свидетельстве совести, в исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек, сохраняя в себе, хотя не в совершенстве, образ всеблагого Бога, по Которому сотворен, радуется о всем добром и тогда, когда только слышит о нем: посему естественно блаженствовать ему, когда делает оное» (Филарет, Митр. Моск. ).

«Одна степень блаженства - отказаться от всего, другая - доставлять себе необходимое, третья - доставлять не только себе, но и другим, четвертая - не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано, однако же, что брать - худое дело, но что лучше не брать». (Феофил., ср. Злат.).

В применении к данному случаю - проповеди апостольской - разбираемое общее изречение Господа имеет следующий частный смысл: блаженнее давать духовные блага, чем принимать воздаяние за них временными благами; блаженнее - полное бескорыстие в деле проповеди, нежели - хотя и не несправедливое пользование воздаяниями поучаемых.