Толкования на Евр. 11:33

Прп. Ефрем Сирин

которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов

Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечом (Дан. 3:27), - и совершали правду, разумей, посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых (3 Цар. 18:40 - 21:19 и др.), - и получили обетования, Илия, восхищенный на небо (4 Цар. 2:1 сл.), - и заграждали уста львов - Даниил (Дан. 6:22).

Блж. Феофилакт Болгарский

которые верою побеждали царства (ср. Суд. 7)

Воины, бывшие с Гедеоном.

творили правду

Кто? Они же и Самсон. Они отразили врагов своих сородичей и единоплеменников, явившись, с одной стороны, человеколюбивыми по отношению к своим, с другой, – восстав на врагов, обижавших их. В этом и заключается свойство правды – воздавать каждому по достоинству получали обетования.

Как например, Давид. Ибо говорит: клялся Господь Давиду: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем (Пс. 131:11). Чувственно это исполнилось на Соломоне, духовно же – на Господе Иисусе, Истинном Соломоне, мирном, самом Мире. Так толкуют имя Соломон, то есть мирный.

заграждали уста львов

Даниил (Дан. 6; Дан. 14) и Самсон.

Евфимий Зигабен

которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов

Одеяша правду

Пророки, идущие по пути добродетели. Или же «правдою» называет человеколюбие. Это делали они веруя, что в будущем веке получат воздаявие за труды свои. Или же под праведностию будем разуметь праведность в частном смысле, каковую Давид обнаружил в отношении к Саулу, много раз оберегая его, как царя.

Получиша обетования

По вере в то, что обещал им Бог, устремляя их на брань или на иное какое-либо дело, и за свое повиновение они получили обетования, очевидно, касавшияся настоящей жизни, победу, напр., над врагами и иное какое-либо временное счастие, а Давид достиг того, что сущие от его семени царствовали после него в преемственном порядке.

Заградиша уста львов

Как напр., пророк Даниил, когда он заградил уста львов, которым он отдан был на съедение.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов

Иже верою победиша царствия. На веру Апостол указывает как на основание доблестных подвигов: потому что все далее исчисляемые дела совершаемы были по вере в Бога, в уповании на Божескую помощь и при содействии Божеской силы. И самые дела, о которых говорит Апостол, получают высокое значение потому, что праведники совершали их не по обыкновенным житейским побуждениям, не по вражде к другим, не из тщеславия, и не из корыстных видов, но по вере, с благоговением пред Богом, и в уповании на Бога, повинуясь воле Божией (Пс. 59, 8–14; 17, 33 и след.).

Победиша царствия. Побеждали царей и народы. Так Иисус Навин, вступив в обетованную землю, победил многих царей с их народами; Давид победил Филистимлян, Едомитян, Амалекитян, Моавитян и другие народы.

Содеяша правду, творили правду, т. е. и сами поступали по правде, и другим оказывали справедливость, или и с другими поступали по правде как судии, как цари, или как пророки. Можно указать на пример Моисея (Исх. гл. 18; Числ. гл. 16), Самуила (1 Цар. гл. 12), Давида (1 Цар. гл. 8; 1 Парал. гл. 18). Правда их была высока: не побуждения выгоды, чести или славы, руководили ими, но вера была главным началом всех дел их справедливости.

Получиша обетования. Получали в настоящей жизни те обетования или Божии благословения, которые были обещаны им. Так Иисус Навин получил то обетование, что избранному народу дана будет древле обещанная патриархам страна, и он ввел Израильтян в обетованную землю (Иис. Нав. 1:3 и след.). Давиду обещано было чрез пророка быть царем Израиля, и он получил обещанное, т. е. сделался царем. Иудеям обещано было освобождение от плена вавилонского, и в определенное Богом время они возвратились в свою землю.

Заградиша уста львов. Это относится к тем мужам, которые или, при помощи Божией, преодолевали львов крепостью своей силы, как Сампсон (Суд. 14:6) и Давид (1 Цар. 17:34, 35); или охраняемы были от свирепости львов особенным попечением Божиим, как Даниил, который, будучи ввержен в ров львиный, остался невредим, как сам он свидетельствовал: Бог мой посла Ангела своего, и затвори уста львов, и не вредиша мене, яко обретеся пред Ним правда моя (Дан. 6:22).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ст. 33-34 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих

«Видишь ли, что апостол не свидетельствует здесь об их славной жизни? Не в этом здесь преимущественно состоит и вопрос, а раскрывается вера. Именно спрашивается: верою ли они совершали все? Верою, говорит он, победиша царствия, бывшие при Гедеоне. Содеяша правду. Кто? Те же самые. Или правдою он называет здесь человеколюбие. Получиша обетования. Думаю, что это сказал он о Давиде. Какие же обетования получил он? Те, которые заключались в словах, что семя его сядет на престоле его (Пс СХХXI:11). Заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча. Смотри, как находились в смертной опасности - Даниил, окруженный львами, три отрока, бывшие в печи, Авраам, Исаак и Иаков - в различных искушениях, и однако не отчаивались (Злат.). - «Избегали острие меча…» Думаю, говорит Златоуст, что и это сказал он также о трех отроках. - «Укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих…» Здесь он разумеет обстоятельства исхода из плена Вавилонского. - От немощи - т.е. от плена (Злат.). Когда обстоятельства Иудеев находились в отчаянном положении, когда они нисколько не отличались от мертвых костей, тогда и произошло возвращение их (из плена).

Толковая Библия.