Толкования на Евр. 11:35

Свт. Григорий Палама

жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение

«Жены получили умерших своих воскресшими». Этими женщинами были – Сарептянка (3 Цар. 17) и Сонамитянка (4 Цар. 4); из которых первая приняла своего умершего сына живым из рук Пророка Илии; а Сонамитянка – своего сына из рук Елисея; каждая же из них делами явили свою великую веру. Так, вот, Сарептянка с верою ожидала обетованного Пророком умножения съестных припасов, и прежде чем накормить свое дитя, напитала Пророка из пригоршни муки и немного елея, единственное что она имела съесть и после этого умереть вместе с сыном. Но и когда ее отрок, уже после пришествия Ильи, разболелся и умер, – потому что говорится: «болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания», – она не изгнала Пророка, не порицала, не отошла от богопочитания, которому она научилась от него, но саму себя обвиняла и считала, что ее грехи явились причиной беды: в самом горе называя Илию «Человеком Божиим», больше саму себя виня и говоря не столь скептически, сколько убедительно: «Что мне и тебе, Человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Ты – свет, по сопричастности к Свету, – говорит она, – как служитель Солнца Правды, и, придя, ты вывел на свет мои скрытые грехи, и эти мои грехи убили моего сына. – Заметьте, какая вера у этой чужеземной женщины; заметьте, какое смирение! Посему и заслуженно она сначала прияла от Бога то, чтобы стать избранной, и удостоилась стать примером призвания язычников и (их) веры, а затем и сына своего прияла живым. Сонамитянка же показала свою веру и на основании того, что она сказала мужу своему относительно Елисея, и на основании того, что она приготовила для приема Пророка, и на основании того любомудрия, которое она проявила, когда умер ее сын. Потому что стойко скрывая горе, она прибежала к Пророку, и влекла его в свой дом, говоря ему: «Жив Господь, и жива душа твоя, аще оставлю тебе». И за свою веру она приняла из рук Пророка сына своего воскресшим; так что не меньшим поразительным чудом, совершенным сими Пророками, была и вера тех матерей, приявших воскресшими своих сыновей; как и Павел явил, говоря: «Верою прияша жены от воскресения мертвых своих».

Омилия 42. На 3-е воскресное Евангельское чтение по Луке.


Насчитывая же среди тех, которые прославились своей верой и сами явились свидетелями ее силы, он упоминает и то, что верою «жены получили умерших своих воскресшими». А это – Сарептянка и Сонамитянка; из которых первая своего умершего сына приняла от Пророка Илии снова живым (3 Цар. 17:23), Сонамитянка же – своего сына от Пророка Елиссея (4 Цар. 4:30, 36). Каждая же из них, своими делами, явила большую веру. Сарептянка – принявшая на веру обещанное Пророком умножение съестных продуктов, и прежде чем накормить детей, накормившая его от пригоршни муки и немного елея, – все съестное, что у нее было, после чего ей оставалось умереть вместе с детьми. Но и когда сын ее, после прибытия Илии, разболелся и умер, – «бе болезнь его крепка зело, дондеже не остася в нем дух его» (3 Цар. 17:17), она не оттолкнула Пророка, не порицала, не уклонилась от богопочитания, которому научилась у Пророка, но укоряла саму себя и считала, что ее грехи явились причиной несчастья, в самом своем несчастии называя Илию «Человеком Божиим», себя же скорее виня и говоря скорее убедительно, чем насмешливо: «Что мне и тебе, Человече Божий, вшел еси ко мне воспомянути неправды моя, и уморити сына моего» (3Цар.17:18)? Ты – свет, говорит она, по участию в свете, как служитель Солнца Правды, и твоим присутствием сделал видимыми мои невидимые грехи, а они умертвили моего сына.

Видите ли веру женщины иноплеменницы? Видите ее смирение? Посему естественно, что она была избрана Богом в начале и удостоилась стать предначертанием призвания язычников и их веры, а затем приняла и сына своего ожившим. Сонамитянка же и на основании тех слов, которые она сказала своему мужу об Елисее, и на основании того, что она приготовила для принятия Пророка, и на основании любомудрия, которое она обнаружила, когда умер ее сын, явила свою веру: потому что молчаливо скрывая свою скорбь, она побежала к Пророку и повлекла его к себе в дом, говоря ему: «Жив Господь, и жива душа твоя, аще оставлю тебе» (4 Цар. 4:30). И за такую ее веру, она приняла от Пророка сына своего воскресшим. Так что не большим было изрядное это чудо, совершенное оными Пророками, чем и вера этих матерей, которые восприяли умерших своих сыновей воскресшими; как и Павел показал это, говоря: «Верою жены получили умерших своих воскресшими». Но хотя Пророки имели содействующую им веру матерей и богоугодность, однако, один из них – Илия, также и к другим прибегнул средствам, и с воплем воскликнул к Богу, говоря: «Увы мне, Господи, Свидетелю вдовы, у неяже аз ныне пребываю, Ты озлобил еси еже уморити сына ея»; и призва Господа, и рече: «Господи Боже мой, да возвратится убо душа отрочища сего в онь, и бысть тако» (3 Цар. 17:20–21). Второй же, – Елисей, не только прижимался к умершему отроку обходя его и ходя взад и вперед по горнице до седми раз, но и, как написано, помолился Господу, и таким образом оживил сына Сонамитянки (4 Цар. 4:32–37).

Омилия 51. На третье воскресение Евангельских чтений по Луке.

Прп. Ефрем Сирин

жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение

Получали жены из воскресения мертвецов своих: Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика (3 Цар. 17:17 сл. 4 Цар. 4:17 сл.). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею (2 Мак. 6:1 сл. 7:1 сл.): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение.

Блж. Феофилакт Болгарский

жены получали умерших своих воскресшими

Сарептская вдова чрез Илию (3 Цар. 17:20–23) и соманитянка чрез Елисея (4 Цар. 4:32–37).

иные же замучены были

То есть обезглавлены, как Иоанн Креститель (Мф. 14:3–11), как Иаков, сын Зеведеев (Деян. 12:2). Некоторые, впрочем, мучение объясняли в смысле бичевания палками.

не приняв освобождения

То есть они могли бы не обличать тех, кого они обличали, и таким образом избавиться от наносимого им наказания, но они не пожелали этого.

дабы получить лучшее воскресение

Лучшее – не такое, какое дети тех жен; или лучшее сравнительно с прочими людьми. Ибо святые в блеске будут подняты на облаках в сретение Господа, что в другом месте (Флп. 3:11) называет восстанием – έξανάστασις. И вообще – в жизнь вечную. Остальные же будут пребывать внизу, и воскресение будет им в вечное наказание.

Евфимий Зигабен

жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение

Прияша жены от воскресения мертвых своих

Так, напр., вдова Сарептская чреи Илию (3 Цар. 17:22-23), а Соманитянка чрез Елисея (4 Цар. 4:34-35) приняли из мертвых живыми детей своих посредством воскрешения.

Инии же избиени Быша

Потерпели усечение глав Иоанн Предтеча и Апостол Иаков (Деян. 12:2), ибо и это есть избиение, равно как и лишение жизни чрез побиение палками. Некоторые и из предшествовавших им пророков и праведников потерпели такую же участь.

Не приемше избавления

Не получивши избавления от такого мучения: между тем как им было возможно молчать и не подвергаться избиению, они предпочли умереть таким образом. Далее указывает Апостол и причину:

Да лучшее воскресение улучать

Славное блаженное, вводящее в царство вечное. Его они не получили бы, если бы не веровали относительно грядущих благ.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение

Жены получали мертвых своих воскресшими. Так вдова в Сарепте Сидонской получила умершего своего сына воскресшим по молитве пророка Илии (3 Цар. 17:17–23); женщина Сунамитянка получила также умершего своего сына воскрешенным от пророка Елисея (4 Цар. 4:35, 36). Чрез эти чудесные события раскрывалась сила веры и в чудотворцах – пророках, и в тех, для которых совершены чудеса.

Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение. Доселе Апостол говорил о таких подвижниках веры, которые и в настоящей жизни получали благословение Божие за свои подвиги, или видели благословенный конец своих подвигов; а теперь упоминает о подвижниках и страдальцах, в настоящей жизни не получивших видимой награды за свои подвиги, но подвергшихся великодушно тяжкой смерти, в надежде воздаяния в будущей жизни. Так замучены были до смерти братья Маккавеи (2 Мак. гл. 7) и учитель их Елеазар (гл. 6). Они могли бы освободиться от страданий и смерти, если бы согласились нарушить закон; но, надеясь получить лучшее воскресение, решились лучше умереть, чем оскорбить Бога нарушением Его закона, то есть решились лучше умереть верными Богу, чтобы воскреснуть не к осужденью, а к полученью вечного блаженства.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение

«Жены получали умерших своих воскресшими…» Здесь он говорит о пророках Елисее и Илии, которые воскрешали мертвых. - «Иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение…» Здесь, мне кажется, - говорит Златоуст, - он разумеет Иоанна Крестителя и Иакова, потому что избиением (apotumpanismoV) обозначается отсечение головы. Они могли бы взирать на свет солнечный, могли бы не делать обличений, и однако решились умереть; и те, которые воскрешали других, сами избрали себе смерть, чтобы получить лучшее воскресение.