Толкования на Фил. 2:10

Свт. Иоанн Златоуст

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних

См. Толкование на Фил. 2:8

Свт. Григорий Нисский

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних

Божественная природа не может быть объята именем, между тем через срастворение два стали одним. Потому и Бог именуется от человеческого [естества заимствованным именем] - ибо пред именем Иисуса преклонится всякое колено, - и человек становится превыше всякого имени, что свойственно Божеству, Которое не может подчиниться именовательному обозначению; чтобы как высокое является в низком, так и низкое восприняло свойства высокого. Ибо как Божество получает имя через человека, так выше имени становится то, что от низкого возносится к Божеству. И как бесславие рабского образа имеет отношение к соединенному с рабом Богу, так и поклонение Божества, от всего творения воздаваемое, приносится соединенному с Божеством [человеку].

Опровержение Апполинария.


Вошедший во вселенную (см. Евр. 1:6), став первородным из мертвых (как из братьев по вере, так и из всего творения), когда снова войдет во вселенную (ср. Евр. 1:6) и, как говорит пророчество, будет судить вселенную по правде (Пс. 9:8), не сложит с Себя имени Первородный, которое однажды принял ради нас. Но как пред именем Иисуса преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних, так и перед Пришедшим под именем Первородного преклонится полнота всех ангелов, радующаяся призванию людей, которым Он, став первородным из нас, снова призвал к первоначальной благодати.

Против Евномия.

Свт. Феофан Затворник

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних

Как только совершилось превознесение в показанном смысле и запечатлено особым соответствующим именем: следствием сего должно было быть Божеское поклонение всех тварей — небесных, земных и преисподних. В Послании к Евреям говорится, что когда Бог ввел паки первородного во вселенную (паки в Богочеловечестве), то повелел: да поклонятся Ему вcи Ангели Божии (Евр. 1:6). Не это ли повеление исполняя, Ангелы, в Апокалипсисе, с сущими с ними, тысящами тысящ гласов взывали: достоин есть Агнец закланный прияти силу и богатство, и премудрость, и крепость, честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси, и на земли, и под землею, и на мори, яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: седящему на престоле, и Агнцу благословение, и честь, и слава и держава во веки веков (ср : Апок. 5:12 — 13)

Да поклонится всякое колено — Божеским поклонением ради ипостасного соединения человечества с Божеством в лице Господа Иисуса Христа. Словами: небесных, земных и преисподних — выражается — вся тварь: небесная — Ангелы, земная — люди живущие, преисподняя — люди умершие (см: блаженный Феодорит). Святой же Златоуст говорит: «то есть весь мир, и Ангелы, и люди, и демоны, и праведники, и грешники»

Все сие само собою следовало: ибо воплотившийся есть Бог Сын.

Толкование на послание к Филиппийцам.

Прп. Ефрем Сирин

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних

В том, чтобы в этом имени Иисуса всякое колено поклонялось - небесных, и земных, и преисподних, это суть: мертвые, и живые, и Ангелы.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.

Прп. Амвросий Оптинский

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних

Что распеншемуся за нас и воскресшему Господу Иисусу поклонится всяко колено небесных и земных, это понятно, как и церковная песнь провозглашает: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Но как поклоняется Господу колено преисподних? Тем, что они невольно покоряются Ему, так как воскресший Господь чрез крестную Свою смерть попрал всю силу вражию, сокрушив врата медные и вереи ада железные сломив. Но под сим еще разумеется и изведение из ада воскресшим Господом держимых тамо душ, каковое изведение торжественно описывает святой Иоанн Дамаскин так: «Ныне вся исполнишася света, небо и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово… Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше, люте одержимыя… Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную».

Письма.

Блж. Феофилакт Болгарский

дабы пред именем Иисуса преклонилось, всякое колено небесных, земных и преисподних

То есть весь мир, ангелы, люди и демоны; или: и праведники, и грешники. Потому что и демоны познают, и непокорные подчинятся, не противоборствуя более истине, как они и прежде того времени говорили: знаю Тебя, Кто Ты (Лк. 4:34).

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.

Гауденций Бресцийский

Это означает, что после таинства страдания и триумфа вознесения Сын Божий в Своей полноте, со всем тем, что Он счел достойным принять за нас, пребывающий в славе Отца (оставаясь в Божественности Своей природы), должен быть почитаем всеми силами небесными, земными и преисподними.

Размышление XIX.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени

Дабы пред именем Иисуса, т. е. пред Иисусом Богочеловеком – единородным Сыном Божиим, Творцем неба и земли, истинным Богом, восприявшим естество человеческое, –

Преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних. Чтобы пред Богочеловеком Иисусом преклонилось всякое колено, – чтобы оказывали Ему Божеское почтение, повиновались Ему, как Богу, все твари, или все сотворенные существа, на небе, на земле и под землею или в преисподней, на небе святые Ангелы и блаженные души, на земле люди, в преисподней злые духи и грешные души. Слова: всякое колено небесных земных и преисподних, – обнимают собою весь мир, видимый и невидимый. Подобные выражения встречаются и в других местах священного писания (Исх. 20:4; Втор. 4:17, 18; Деян. 4:24; Апок. 5:13). Поклоняются Господу Иисусу святые Ангелы и блаженные души на небе, покланяются все верующие в Иисуса Христа Сына Божия на земле, трепещут Его, как победителя смерти и ада, все злые духи в преисподней. Но полная слава Иисуса Христа раскроется в то время, когда, как учит Апостол, положит Он вся враги под ногама своима; когда последний враг испразднится смерть (1 Кор. 15:25, 26), то есть в последний день, когда Иисус Христос явится в небесной славе Своей, окруженный ликами святых Ангелов, для совершения последнего суда, и все живые и умершие предстанут на суд пред Ним.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ст. 10-11 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца

Дабы пред именем Иисуса. Ср. Деян. 4:12. Иисус Христос есть посредник между Богом и людьми и в Его имя или благодаря Ему человек преклоняется или склоняет свои колена, видя в нем истинного Бога. Но не только люди, а и существа, пребывающие на небе, т. е. ангелы, и живущие в преисподней, т. е. демоны, должны признать силу Христа. Можно впрочем к числу небесных относить и прославленных верующих, а к числу преисподних - умерших грешников. - И всякий язык, т. е. все разумные существа разных сфер - земной, небесной и преисподней. - Во славу Бога Отца. Апостол и в других посланиях (напр. Еф. 1:6, 12; Рим. 15:9) представляет конечной целью всего прославление Бога. - Таким образом Апостол внушил читателям, что если они, как христиане, мечтают о достижении прославления, о каком говорил, напр., апостолам Господь Иисус Христос перед Своею смертью (Лк. 22:29, 30), то они должны, по примеру своего Господа, идти к этому путем самоуничижения и думать более не о своей славе, а о славе Бога Отца.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 2:1