Толкования на Ин. 7:38

Свт. Иоанн Златоуст

веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы

См. Толкование на Ин. 7:37

Свт. Кирилл Александрийский

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой

«Веруяй в Мя, якоже рече Писание, – реки от чрева его истекут воды живы». Показывает продолжительною и нестареющею награду за веру и говорит, что верующий будет наслаждаться обильнейшими дарами Божественными. Он будет так преисполнен дарами Духа, что не только упитает свой собственный ум, но и в состоянии окажется наполнять ими сердца других, наподобие речного потока изливая богоданные блага и на ближнего своего. Это самое и повелевает святым Апостолам в словах: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Так и сам премудрый и священный Павел, желая стать таковым деятелем, говорит нам в послании: «Желаю видеть вас, да некий преподам дар духовный» (Рим.1:11). Весьма хорошо видишь это как во святых Евангелистах, так и в евангельских учителях Церкви, которые идущим ко Христу чрез веру преизобильное изливая слово Божественного учения, доставляют духовную радость и уже не позволяют испытывать жажду знания истины, но как бы премудрыми звуками и громким голосом внедряют ее в сердца наставляемых. Поэтому и Псалмопевец, радуясь в духе о них, возглашал: «Подняли реки, Господи, подняли реки голоса свои» (Пс. 92:3). Великое нечто и необычайное возгласило слово святых и «во всю землю исшел звук их», как написано, «и в концы вселенной речи их» (Пс. 18:5). Явить их такими реками нам обещал чрез пророка Исаию Бог, Он Бог и Владыка всяческих, говоря: «Благословят Меня звери полевые, сирины и страусы за то, что Я дал в пустыне воду и реки в земле безводной – (чтобы) напоить род Мой избранный, народ Мой, что приобрел Я – (чтобы чрез него) совершенства Мои возвещать» (Ис. 43:20–21). Очевидно поэтому, что «реками», которые изыдут «из чрева верующего», Спаситель называет благодатное дарование к учению и учености, о котором и Павел упоминает в словах: «Кому (одному) дается чрез Духа слово премудрости» (1Кор.12:8).

Впрочем, надо при этом знать, что такое изречение, какое приведено, буквально не имеется в Божественном Писании, – Спаситель изложил Своими словами, истолковав более смысл. Так, находим одно место о всяком чтущем и любящем Бога, что он «будет, как сад влажный и как источник, в котором не исчезает вода» (Ис. 58:11). Что прежде говорил уже самарянской женщине, это и теперь возвещает ясно. Там Он говорит: «Всякий, пьющий от воды сей, возжаждет опять; кто же будет пить от воды, что Я дам ему, не возжаждет во век, но вода, что Я дам ему, будет ему источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13–14). Здесь же опять, выражая ту же самую мысль, говорит: «Реки из чрева его потекут воды живой».

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Есть книга, отверзающаяся для человека в его сердце, там, там суждено ему Богом слышать высочайшее учение, как и Господь сказал во Евангелии: веруяй в Мя от чрева его (т. е. чрева души-сердца) истекут источники воды живыя; сие же глаголаше, объясняется святым Иоанном Богословом, глаголаше о Духе, Егоже хотяху приимати верующие в Него. Итак, Дух есть книга того сердца, в которое Он вселится.

Добавление к этюду «Сад во время зимы».

Прав. Иоанн Кронштадтский

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой

Реки воды живой – то есть слова спасения, происходящие от Духа Святого, наполняющего сердце наше. Вода живая: а) по действию в сердцах животворному, ибо живо слово Божие и действенно; б) по живой, быстрой текучести.

Иногда (не всегда) в нашем сердце стоят живые воды – реки живой воды (реки – по причине быстрой текучести, и живой воды – по причине, что доставляют жизнь душам и плодотворно напояют сердца человеческие). Эти воды не обременяют тебя, а напротив, оживляют, облегчают всего тебя чудным образом и легче пуха возносят тебя до небес; это воды чистые, как чист Дух Святой; малейший помысл земного пристрастия – и они быстро оставят тебя; воды свободы – не терпят они ни малейшего стеснения. Так как они – реки вод живых и не любят стоять, то обыкновенно они преизливаются чрез язык и уста в живой речи к людям или чрез письменное слово на бумагу и текут иногда на огромном пространстве веков, орошая бесчисленное множество духовной земли, или духовных Божиих нив – сердец человеческих. Таковы писания пророков, апостолов, святых отцов, особенно Вселенских великих учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Ефрема Сирина, Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского и других. Святой царь-пророк Давид говорил, что язык его есть трость книжника скорописца (Пс. 44, 2). Книжник – Дух Святой; Он скорописец, потому что воды живые обильны и быстры, и ограниченное сердце наше по тесноте своей не может свободно поместить их и как бы невольно изливает их в слове. А иногда этих живых вод нет в сердце – сухость такая бывает сердечная, слово не идет вон ни на бумагу, ни из уст. Диавол совершенно иногда лишает дара слова на время.

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Блж. Феофилакт Болгарский

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой

См. Толкование на Ин. 7:37

Евфимий Зигабен

Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы

Чревом здесь называет сердце, как и сказано: закон Твой посреде чрева моего (Пс. 39, 11), – а реками воды называет изобилие Духа Святого, полноту Божественной благодати; живой, т.е. всегда действующей, вечно движущейся, ибо когда Божественная благодать утвердится в душе, то она становится источником и всегда течет. И Петр, и Павел, и все последователи их, имея в сердце своем изобильную благодать, источили не реку, но реки словес, несущиеся с большой силой, увлекающие все, что попадалось навстречу, наводняющие и потопляющие пустословие неверующих. И в четвертой главе (14 ст.) Иисус Христос сказал к Самарянке: вода, юже (Аз) дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный. Прочитай опять изъяснение этих слов. После слов: якоже рече Писание, – нужно сделать остановку. Различным образом Писание заповедало веровать в Иисуса Христа.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 38-39 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен

Кто жаждет, т.е. жаждет духовно – желает, ищет истинной веры и дел спасения, иди ко мне, и пей, т.е. веруй в меня и получишь все это. Кто верует в Меня, у того потекут реки воды живой. Реками воды живой Иисус Христос называет дары Святого Духа, изливаемые подобно воде на верующих, как это далее и изъясняет евангелист: сие сказало Он (Иисус Христос) о Духе, которого имели принять верующие в Него. Чревом Иисус Христос называет душу человека, которую принимаются дары Святого Духа. Таким образом, слова проповеди Иисуса Христа о Духе Святом значат: кто уверует в Иисуса Христа, тот не только сам узнает спасительную истину, но может и учить ей и других. Слова же: еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус Христос еще не был прославлен, – значат, что до сошествия Святого Духа на апостолов дары Его еще не преподавались людям так очевидно и обильно, хотя в некоторой мере сообщались они и ветхозаветным праведникам: так Дух Святой говорил тогда через пророков. Не преподавались очевидно и обильно, потому что Иисус Христос не принес еще искупительной жертвы за спасение людей – через свои страдания, смерть, славное воскресение и вознесение на небо.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

Лопухин А.П.

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой

См. Толкование на Ин. 7:37