Толкования на Лк. 1:49

Свт. Филарет (Дроздов)

что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его

Сотвори мне величие Сильный, и свято имя Его. (Лк. 1:49). Забудем на минуту, что мы стоим теперь в великом храме, в котором, после без сравнения великого имени Царя царей, паче всякого иного имени возвеличено имя Царицы небесной. Возвратимся мыслию за осьмнадцать веков назад; войдем в малое Иудейское селение, «Горняя» (Лк. 1:39); встретимся там в малом, без сомнения, доме священника Захарии, с родственницею его юною Девою Мариею, которая, хотя и происходила из великого рода Давидова, но, конечно, не сохраняла уже никаких останков сего древнего величия, когда обручена была малому земли, древоделю Иосифу. Там, и тогда поставим себя слушателями торжественного восклицания Марии. «Сотвори мне величие Сильный»: а ни в ней, ни окрест Ее, не видно никакого знака, ни следа величия! Что глаголеши, смиренная Дево? Как не страшишься восторженного слова, которым Сама Себя только возносишь? Как станет слово Твое? Кто ему поверит?

Познаем ученики, и вместе поклонники Слова, которым сотворено все, познаем силу Божественного Слова. Оно вселилось во утробу святой Девы Марии: потому сильно было во устах Ее, и воистину сотворило Ей величие Царицы небесной, которое и на земле мы видим, и пред которым благоговейно покланяемся.

Но так и всегда Сильный и Великий Бог творит величие тем, которые во смирении чувствуют и признают себя немощными и малыми в самих себе.

Благословенная Дева, прославляя Бога, сотворившего Ей величие, кажется, подражает знакомому Ей чрез церковное пение и домашнее чтение, изречению Псалмопевца, который взывает к Богу так: «Боже мой, не остави мене, дóндеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему. Силу Твою и правду твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия». Что такое величие? В изъяснение сего Псалмопевец говорит далее: «елика явил ми еси скорби мнози и злы, и обращся оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси: умножил еси на мне величествие Твое» (Пс. 70:18–21). Из соображения сих слов можно уразуметь, что «величия», на языке священного писания, суть дела Божия над человеком чудесные, благотворные, открывающия безмерное величие Божие, и сообщающие некое величие человеку. Впрочем, приложите имя величия ко всему, к чему оное с некоторым приличием приложено быть может. Думаете ли вы о величии звания и власти, или о величии ума, о величии души, о величии дел: во всех сих отношениях, по примеру Псалмопевца, по примеру Пресвятой Девы, не обинуясь возвещаем всему роду сему, что сильный Бог творит «величия», и что, следственно, без Него тщетно хотели бы немощные человеки поставить себе какое-нибудь самосотворенное величие.

Спросим ум возвышенный, обширный, глубокий; спросим сердце благородное, исполненное благоговения к Богу и любви к человекам, чистое до бесстрастия, спросим их: кто сотворил вам сии величия? Природа? Но природа не есть самостоятельная творящая сила, она есть орудие в руках истинного Творца, Бога. Образование? Но по самому своему имени, образование не творит, а только дает некоторый определенный образ свойствам, деятельность способностям, направление силам, которыя существуют независимо от образования. Опытность? Но сколько людей, которые среди великих опытов оказываются всегда малыми, как земное былие, между тем как в других неприметное в начале семя величия, подобно указуемому евангельскою притчею «зерну горушну» (Лк. 13:19), в краткое время возрастает в древо велие? Если и признать, что образование и опыты не только открывают дух возвышенный, но и действительно его возвышают: кто дает образователей и образование, многими тщетно искомое, кто посылает великие опыты и руководствует в них не опытного, иногда и беспомощного, – кто как не Тот, Который, все соделав Словом творческим, по свидетельству божественого Слова, «доселе делает» (Ин. 5:17), потому что «носит …всяческая глаголом силы Своея» (Евр. 1:3), и без Его провидения мы «не можем власа единаго бела или черна сотворити» (Мф. 5:36)?

Если Бог Своим провидением и благодатию творит в человеках величие духа, не мнимое, которое, как призрак, является в порывах к возвышенному, и вскоре упадает в ничтожество или нечистоту, но истинное, постоянное, выдерживающее трудные опыты: то посему самому не должно ли признать, что Бог творит и то величие, которое дает человеку деяния, производимые необыкновенною мудростию и силою великого духа, предводимые благородными побуждениями, сопровождаемые благотворными последствиями. Душа малая любит все свои успехи приписывать себе одной, из опасения, что, когда отстранит от себя ей не принадлежащее, люди приметят, как она мала; но души великие, после великих дел, сами охотно признаются, как мало было для сих дел того, что знают они в себе, и как многое потребно было для оных от Бога и Его провидения. «От небесе ополчишася звезды», поет Деввора, прославляя победу над Сисарою, «от чина своего ополчишася с Сисарою» (Суд. 5:20). Не проговорилась ли пророчица, не унизила ли она великого дела, произведенного необыкновенною силою духа ее, приписав часть знаменитой победы влиянию звезд, которое произвело грозу над неприятельским войском, или направило бурю в лице ему? Нет! она возвестила высокую истину, что видимые великие дела совершаются не иначе, как под вышним управлением, с невидимою помощию. Какое великое дело? – если угодно иметь и другой пример, – какое великое дело, когда Гедеон, с тремя стами безоружных, рассеял, истребил Мадиамлян и Амалекитян, которые были, «яко прузи множеством, и вельблюдам их не бяше числа»! Но от какой малости зависела судьба сего великого дела! От сновидения воина в неприятельском стане. «И бысть яко услыша Гедеон поведания сна, и рассуждение его, и поклонися Господеви, и возвратися в полк Израилев, и рече: востаните, яко предаде Господь в руки наша полк Мадиамль» (Суд. 7:12–15). И сию малость послал великий Бог для того, что без нее не состаялось бы великое дело человеческое.

Что сказать о величии звания? Если оно приобретено великими делами и благотворными для человечества подвигами: то из сказанного уже видно, что и сие величие творит Бог, помощник и покровитель в делах великих и благотворных. Если оно наследовано: и в сем случае, кто как не Бог «благословляет род правых, да будет слава и богатство… дому его, и правда его», наследственная добродетель, «пребывает в век века» (Пс. 111:2–3). Бог сотворил царское величие малому пастырю овец – Давиду; избрал наследовать оное Соломона; не допустил Ровоама разрушить оное неосторожностию; в лице младенчествующего Иоаса скрыл оное от коварства и злобы в собственном храме Своем; продолжил оное веки на престоле Иерусалимском, в благословенном, хотя и не во всех своих рождениях равно достойном, роде Давида: между тем как Израильские цари, которые думали иметь величие без Бога истинного, и целые роды их с неблагословенного престола, один за другим, как листья и ветви с полусогнившего дерева, низвергаемы были бурями времен мятежных. И всем временам и всем великим земли возглашает все творящая, едина несотворенная премудрость Божия: «Мною царие царствуют, и сильнии пишут правду: Мною вельможи величаются, и властители Мною держат землю» (Притч. 8:15–16).

Бог сотворил величие и роду наших царей, россияне! и недавно вновь воссотворил оное благословенно царствующему над нами Николаю. Что сделалось – было пред начатием года, которого благополучное совершение ныне торжествуем, что сделалось – было с сим колико досточтимым, толико достолюбезным величием? Царя не стало, преемник скрывался, крамола подкапывалась во мраке под основание престола. Но Бог, и не ожидавшего и даже уклонявшегося «вознес избраннаго от людей Своих» (Пс. 88:20); сотворил Ему и величие наследия, по закону отеческому, и вместе величие избрания от двух старейших братий, и величие духа, с которым Он первым явлением пришествия Своего уничтожил сопротивных, и величие деяний мудрых и благотворных, которые возвышают и, без сомнения, продолжат возвышать Его, не в Его скромных помышлениях, не в наименованиях и словах, но в умах и сердцах верноподданных; наконец, после скорбей многих, милосердый Бог «умножил» на Нем и на нас «величествие» Своих благодеяний мирным и всерадостным Его венчанием и священным миропомазанием.

Реки ныне, благословенная Россия: «сотвори мне величие, сильный!» Но не забуди приглаголать и сие слово Преблагословенныя: «свято имя Его»! Святи, и не преставай святить имя Бога твоего, благодарением за величие благодеяний Его, молитвою за Царя и всяким благочестием. Святи имя возвеличившего тебя Бога, не только устами благочестивыми, но и сердцем смиренным, и соблюдением святых Его заповедей, во всякое время, и во всяком деле жития, да и еще сохранит и умножит тебе величие – Сильный. Аминь.

«Слова и речи». 484. Слово в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича, по первом лете царствования Его

Сщмч. Григорий (Лебедев)

что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его

См. Толкование на Лк. 1:46

Блж. Феофилакт Болгарский

что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его

См. Толкование на Лк. 1:46

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 49-50 яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его: и милость Его в роды родов боящымся Его

Сотвори Мне величие, Сильный, т. е. Всемогущий Бог удостоил Меня великой чести – быть Материю Своего единородного Сына – Спасителя мира. Свято имя Его, т. е. Свят Бог: имя Божие нередко употребляется вместо Самого именуемого – Бога. При приближении к Себе Бога, Пресв. Богородица особенно восчувствовала и поняла святость Его. В пророческом воодушевлении Пресв. Дева говорит о событиях, имеющих еще совершиться, как уже о совершившихся: сотвори (Лк. 1:51), расточи (Лк. 1:51), низложи (Лк. 1:52) и пр. Милость Его, – милосердие Божие к грешным людям, в роды родов – от поколения к поколению, от отцов к детям, от предков к потомкам, навсегда. (К) боящимся Его, т. е. к благочестивым, добродетельным людям: страх Божий, это – боязнь, опасение, как бы не оскорбить Бога преступлением Его заповедей.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 49-50 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его

Во второй строфе (2-я половина 48-го стиха – 50-й стих) Мария благодарит Бога за благодеяния, оказанные и Ей и всему человеческому роду.

«Отныне» т. е. с того момента, как Елисавета первая прославила Пресвятую Деву.

«Будут ублажать», т. е. прославлять, восхвалять.

«Все роды», т. е. все грядущие поколения людей.

«Что» – правильнее: «потому что».

«Сотворил Мне величие» – сделал для Меня величайшее, неслыханное дело: Она – Матерь Мессии!

«Сильный». Так называет Она здесь Бога, потому что Он по отношению к Ней проявил Свое необычайное могущество (ср. песнь св. Анны).

«И свято имя Его». Перед этой фразой лучше поставить точку, потому что она представляет начало изображения действий Бога по отношению ко всему человечеству: о Себе Пресвятая Дева уже кончила говорить. «Имя» есть откровение существа и силы Божией. Это – Сам Иегова в Своем обнаружении пред человечеством. Обнаружения эти «святы», т. е. в высшей степени чисты, справедливы, – совершенны все дела Божии.

«И милость Его». Наряду со святостью, т. е. чистотой, праведностью, Мария ставит «милость» или милосердие Божие. Бог не только свят, но и благ, милосерд.

«В роды родов» – по более правильному чтению: «в роды и роды» (εἰς γενεὰς καὶ γενεὰς – по нашему греческому тексту εἰς γενεὰς γενεῶν – до самых отдаленных поколений), т. е. передается от одного поколения к другому. Господь милостив к отцам, к детям, внукам и т.д.

«Боящимся Его». Впрочем, Бог милостив к людям до тех пор, пока они боятся Его. Страх пред Богом это то же, что благочестие.