Толкования на Лк. 8:28

Блж. Феофилакт Болгарский

Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня

См. Толкование на Лк. 8:26

Прот. Иоанн Бухарев

Узрев же Иисуса и возопив, припаде к Нему, и гласом велиим рече: что мне и Тебе, Иисусе Сыне Бога вышняго? молюся Ти, не мучи мене

Пал пред Ним (припаде к Нему), И. Христом. Это – выражение покорности самого беса Господу, ибо, как пишет ап. Иаков, и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2:19). Что мне и тебе (что Тебе до меня), Иисусе, Сыне Бога Вышняго? молюся Ти (умоляю Тебя), не мучи мене. Бесы узнают в И. Христе Мессию, Сына Божия и считают Его своим повелителем и врагом (Лк. 8:31), потому что знают, что Он пришел разрушить дела их. Св. Златоуст замечает при этом: «И вот тогда, когда люди почитали И. Христа за человека, бесы пришли исповедать Его Божество.» У еванг. Матфея бес говорил Иисусу: Ты пришел сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8:29). Прежде времени, т. е. прежде страшного, всеобщего суда (Мф.25:41).

Мучить бесов, т. е. преследовать, изгонять и ввергать их в ад на мучения (Лк. 16:23; Откр. 14:10). Свящ. писание учит, что до времени страшного суда злым духам попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения, и злые люди также вместе с ними (2 Пет. 2:4; Иуд. 1:6). Бесы знают это, и потому как бы жалуются, что Иисус Христос преждевременно пришел мучить их, и при этом просят не мучить их таким образом. Блаж. Феофилакт толкует, что мучением для себя бесы называют непозволение им мучить людей, так как мучить, по их злой природе, составляет для них удовольствие; и также – повеление идти в ад, так как они думали, что И. Христос, не стерпя чрезмерной их злобы, не станет отлагать времени наказания их. (Мих.)

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня

См. Толкование на Лк. 8:22