Толкования на Лк. 19:5

Свт. Григорий Палама

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме

Воипостасная Премудрость Безначального Отца, говорящий чрез Соломона: «Аз любящия Мя люблю; любящии же Мене обрящут благодать» (Притч.8:17), «Который и на стезях показуется им благоприятно» (Прем.6:16)? – Упреждает Закхея и видит первый его, и обращается к нему и возвещает ему, что придет в его дом. Потому что, «яко прииде Иисус», говорит Евангелист, «на место» – (очевидно то место, где смоковница словно некий небесный плод носила на своих ветвях Закхея, по причине его богодухновенного желания), «воззрев виде его, и рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти». Мне кажется, что Иисуса, скромно шествующего и ничем не выделяющегося из множества (окружающих Его), не легко было и узнать среди толпы для тех, которые Его раньше никогда не видели; но даже и с возвышения трудно было увидеть Его в лицо, поскольку Он привлекал к Себе множество людей (толпившихся вокруг Него). Посему Видящий людские сердца и знающий сердечное желание Закхея, взирает на верх и обращается и по имени зовет его, того, которого Он раньше никогда не видел телесными глазами, – дабы человеколюбиво представить Себя его лицезрению и ласково дать Себя познать ему и явить, что он не только любящий, но и любимый (Им). Еще же велит ему поспешить идти домой, чтобы и исполнить и приять результаты своего боголюбия от Дарующего сверх-обильно то, что мы просим или имеем в уме.

Омилия 64. На 15-е воскресение Евангельских чтений по Луке.

Свт. Иннокентий (Борисов)

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме

Вступить в дружеский разговор с разбогатевшим мытарем – человеком, как думали, без любви к отечеству, без веры, – самому вызваться на посещение его дома, не взять, по крайней мере, при вступлении в него, предосторожностей к сохранению законной чистоты, постоянно в подобном случае употребляемых фарисеями: все это в глазах безрассудных ревнителей преданий фарисейских казалось странным, предосудительным, нимало не достойным того мнения, какое им хотелось иметь о великом Пророке.

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Прп. Максим Исповедник

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме

См. Толкование на Лк. 19:2

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме

См. Толкование на Лк. 19:1

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 5-6 И яко прииде на место, воззрев Иисус виде его и рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти. И потщався слезе и прият Его радуяся

Воззрев (взглянув) Иисус, виде (увидел) его и. пр. «Какое кроткое Божественное лицо! восклицает один из пастырей (прот. Лебедев). Какие любвеобильные, говорящие прямо душе, взоры! Какая тихая, но проникающая в сердце, речь! И какое притом вышеестественное знание: Ему уже известны и имя, и дом, и все.» Господь, проходя мимо смоковницы, не мог не заметить Закхея, находившегося на дереве, но, как Всеведущий, Он видел его сердце – видел, что не любопытство влекло Закхея видеть Его, но Он видел духовное стремление его к Себе и готовность измениться нравственно, и потому высказал Свое желание быть в его доме. Господь назвал Закхея по имени: как Всеведущий, Он мог знать его имя, или и слышать оное произносимым в народе, видевшем Закхея в необычном положении – на дереве.

Днесь в дому твоем подобает Ми быти (сегодня надобно Мне быть у тебя в доме). Несомненно, что Закхей не мог и думать, что великий Учитель и Чудотворец удостоит его такой чести, что посетит дом его: он только желал посмотреть на Него. И потому потщався слезе (поспешно слез с дерева) и прият Его радуяся (принял Господа с радостию). Св. Златоуст так поясняет слова в дому твоем, – не столько во внешнем, сколько во внутреннем или душевном его жилище. Желал видеть Господа царь Ирод Антипа (Лк. 9:7, 9), но Господь не удостоил его этого; к Закхею же пришел в дом, что указывает на различные нравственные расположения, с какими и тот и другой желали видеть Господа.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью

Знал ли Господь Закхея раньше – неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве.

«Сегодня надобно Мне быть…» Господь указывает Закхею на особенную важность для него нынешнего дня: Христос, согласно высшему определению (ср. стих 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μεῖναι – «быть» с Ин.1:39).