Толкования на Мф. 9:25

Свт. Иоанн Златоуст

Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала

Для большего же удостоверения зрителей берет ее за руку, чтобы тем проложить путь к вере в воскресение. Отец говорил Ему: возложи руку; а Он делает больше: не возлагает Своей руки, но, взяв умершую за руку, воскрешает ее, показывая тем, что Ему все легко сделать, и не только воскрешает, но и приказывает дать ей пищу, чтобы сотворенного Им чуда не почли за обман.

И не Сам дает ей пищу, но повелевает родителям; как и о Лазаре говорит: Развяжите его, пусть идет (Ин. 11:44) и после того делает его сообщником трапезы. Так (Христос) всегда имел обыкновение представлять несомненные доказательства и смерти и воскресения.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 31-я.

Свт. Хроматий Аквилейский

Ст. 25-26 Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той

[В дочери начальника синагоги мы узнаем образ Церкви, уверовавшей из язычников]. Под начальником синагоги мы понимаем образ пророков или апостолов, особенно святого Петра, который первым призвал бывших язычников; и следовательно, всех тех святых, которые не делами закона, но праведной верой угодили Богу. <…> Наконец, чтобы мы поняли все таинство нашего спасения в образе этой девицы, Господь, как передает Лука, пробудив ее от смерти, приказывает ей есть. В этом ясно показана последовательность веры и нашего спасения. Когда любой верующий из нас в крещении освобождается от вечной смерти и, приняв дар Святого Духа, воскресает, необходимо, чтобы ему еще приказали есть ту небесную пищу, о которой говорит Господь: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53).

Трактат на Евангелие от Матфея.

Прав. Иоанн Кронштадский

Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала

Вот действие Творца! Достаточно было взять за руку, чтобы оживить.

Дневник. Том I. 1856

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 25-26 Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той

Когда же народ был выслан, Он, войдя

Действительно, те, которые произносили недостойные ругательства против совершающего воскресение, были недостойны созерцать тайну воскрешающего.

взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той

Если руки иудеев, наполненные кровью, не будут прежде очищены, то мертвая синагога [сонмище] их не воскреснет.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 25-26 Когда же народ был выслан, Он, вошед, взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той

Где толпа и суета, там Иисус не творит чудес. Он берет девицу за руку, сообщая ей силу. И ты, если будешь умерщвлен грехами, воскреснешь, как только Он возьмет тебя за руку деятельности, изгнав толпу и суету.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Егда же изгнан бысть народ, вшед ят ю за руку: и воста девица. И изыде весть сия по всей земли той

Обо всем этом найдешь в указанной пятой главе, без всякого пропуска.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала

См. Толкование на Мф. 9:23

Лопухин А.П.

Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала

(Мк. 5:40-42; Лк. 8:54-56). Это было первое воскресение, о котором рассказывается у Матфея. В рассказе о воскресении дочери Иаира Матфей почти так же краток, как и Лука; но Марк сообщает живые подробности. Ни одни рассказы, конечно, не подвергались таким большим сомнениям, как рассказы о воскресении. Пытались объяснить их летаргическим сном, обмороком и проч. воскрешенных лиц. Одно несомненно: сами евангелисты намерены были изложить и передать факты так, чтобы читающие их рассказы могли видеть, что лица действительно умершие были возвращаемы Христом к жизни. Как ни скудны подробности, но из разных мелких черт видно, что это было действительно так. Не входя в подробное изложение этого предмета, можем только заметить, что “изыскания самого недавнего времени клонятся к признанию большей, а не меньшей исторической ценности Евангелий” (Сэндей). Доказательства всех чудес, о которых рассказывается в Евангелиях, очень сильны. Особенно излюбленные способы для естественного объяснения чудес заключаются в следующих трех положениях: 1) евангельские чудеса суть подражание ветхозаветным рассказам; 2) преувеличение естественных событий; 3) преобразование того, что было первоначально притчей, в действительные факты. Но какую бы ценность мы ни придавали этим положениям самим по себе, они не в состоянии объяснить ни все вместе, ни порознь, большей части чудесных евангельских рассказов (Сэндей). К этому прибавим, что если мы признаем недостоверным один ряд чудес – физические чудеса, то встретимся с другим рядом чудес — в слове, к каковым следует отнести притчи и речи Иисуса Христа. Если физические чудеса были вымышлены, то кто мог вымыслить приписанное Ему учение?

Толковая Библия.

Троицкие листки

Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала

Так предохранены были от неверия присутствовавшие при воскрешении Лазаря; и тогда Господь спрашивал: «где положили его?» Дабы те, которые отвечали: «пойди и посмотри» и «уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11:34–39), не могли уже не верить, что Он воскресил мертвого», – говорит Филарет, митрополит Московский. «Если даже из апостолов только трое были достойны быть свидетелями страшного Таинства воскрешения, тем более не подобало бросать жемчуг священного действия, чуда, перед теми, кто дерзал осмеивать Чудотворца». Когда же народ был выслан и восстановилась тишина, Он взял с Собой только родителей девицы и трех избранных апостолов, «цвет и венец апостольского сонма», и тихо войдя в комнату, где лежала покойница, взял ее, спокойно и властно, за похолодевшую уже руку и, как Владыка жизни и смерти, громко произнес только два слова: «талифа куми» (отроковица или дитя), «встань!» И тотчас девица встала, как бы от сна и пошла… Можно себе представить изумление и радость родителей при виде такого поразительного чуда Божия всемогущества! «Не другую душу вложил Он в умершую, – говорит святитель Златоуст, – но возвратил ту самую, которая ушла из нее, и как бы от сна пробудил отроковицу. Для большего же убеждения зрителей Он берет ее за руку, дабы этим проложить путь к вере в ее воскресение. Отец говорил Ему: возложи руку, а Он больше творит: не возлагает Своей руки, но, взяв умершую за руку, воскрешает ее, показывая тем, что Ему все легко сделать, и не только воскрешает, но и приказывает дать ей пищу, дабы сотворенное Им чудо не почли за обман. И не Сам дает ей пищу, но повелевает родителям; как и о Лазаре говорит: «развяжите его, пусть идет», и потом делает его общником Своей трапезы. Потом Христос повелел родителям, чтобы они никому об этом не говорили и, прежде всего, научились быть смиренными и не тщеславиться». Вместе с тем, запрещением разглашать чудо Господь желал оградить дело Божие от молвы и пересудов людских, а также из предосторожности, как бы не усилить злобы врагов и не возбудить в народе мечтательных представлений о Царстве Мессии. Так впоследствии, когда Он сотворил чудо умножения хлебов, народ хотел взять Его и насильно объявить Царем: то же могло быть и теперь.

Троицкие листки. №801-1050.