Толкования на Мф. 12:17

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 17-21 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы

Потом, чтобы ты не изумился, слыша о происшедшем и о чрезвычайном их неистовстве, евангелист приводит пророка, предсказавшего об этом. Пророки с такой подробностью предсказали все о Христе, что и этого не опустили, но описали все Его пути и переходы, даже самое намерение, с каким Он делал это, чтобы ты знал, что они все говорили по внушении Духа. Если нельзя знать тайны человеческие, то тем более невозможно было постигнуть целей Христовых без откровений от Духа. Итак евангелист присоединяет здесь сказанное пророком, говоря: яко да сбудется реченное Исаием пророком, глаголющим: се Отрок Мой, Егоже изволих; Возлюбленный Мой, наньже благоволи душа Моя. Положу Дух Мой на Нем, и суд языком возвестит: не преречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиих гласа Его. Трости сокрушенныя не преломит, и льна внемшася не угасит, дондеже изведет в победу суд Его; и на имя Его языцы уповати имут (ст. 17-21). Пророк прославляет кротость и неизреченное могущество Христово, отверзает великую и широкую дверь язычникам, предрекает несчастия, имеющие постигнуть иудеев, и показывает единомыслие Христа с Отцом. Се, говорит, Отрок Мой, Егоже изволих; Возлюбленный Мой, наньже благоволи душа Моя. Если Христос избран Богом, то Он нарушает закон не как противник, или враг Законодателя, но как согласно с Ним мыслящий и поступающий. Далее, возвещая о кротости Его, говорит: не преречет, ни возопиет. Христос желал исцелить их больных; но когда они отвергли Его, то Он и в этом не противодействовал им. Далее, показывая Его силу, а их слабость, говорит: трости сокрушенны не преломит, - а Христу легко было сокрушить их всех, как трость, и притом уже надломленную. И льна внемшася не угасит. Здесь пророк изображает воспламенившийся гнев иудеев и силу Христову, могущую укротить этот их гнев и весьма легко погасить его. А это показывает великую Его кротость. Что же? Всегда так будет? И Он до конца будет терпеть злоумышляющих и неистовствующих против Него? Нет! Когда Он совершит Свое дело, тогда и начнет наказывать. Это-то и выражается словами: дондеже изведет в победу суд. И на имя Его языцы уповати имут. Подобным образом и Павел говорит: будучи готовы отмстити всяко преслушание, егда исполнится ваше послушание (2 Кор. X, 6). Что же значат слова: дондеже изведет в победу суд? Когда совершит все Свои дела, тогда совершит месть, и месть полную; тогда они подвергнутся несчастиям, когда Он воздвигнет блистательный трофей; когда Его правда восторжествует над ними и не оставит им даже предлога к бесстыдному противоречию. Писание обыкновенно правду называет судом. Но дела божественного домостроительства не ограничатся только наказанием неверных; напротив, Господь еще привлечет к Себе весь мир, почему и присовокуплено: и на имя Его языцы уповати имут. Но чтобы ты знал, что и это согласно с волею Отца, пророк в самом начале и это вместе с предыдущим подтвердил словами: возлюбленный Мой, наньже благоволи душа Моя. Возлюбленный, очевидно, делает и это по воле Возлюбившего.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит

См. Толкование на Мф. 12:14

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 17-19 Да сбудется реченное чрез пророка Исайю, который говорит: се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него и возвестит народам суд; не воспрекословит, ни возопиет

Евангелист приводит и пророка, как свидетеля кротости Иисуса. Ибо чего бы, говорит, ни хотели иудеи, Он сделает, Если они хотят, чтобы Он не являлся, Он и это сделает и не станет противиться, подобно честолюбцу, и не будет спорить, но возвестит толпам следующих за ним, чтобы не объявляли о Нем. Но Он возвестит суд и язычникам, то есть будет учить и язычников, ибо суд - научение, знание и различение добра; или возвестит и о грядущем суде язычникам, которые никогда не слыхали о будущем суде.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 17-18 Яко да сбудется реченное Исаием пророком, глаголющим: се, Отрок Мой, Егоже изволих, Возлюбленный Мой, Наньже благоволи душа Моя: положу Дух мой на Нем, и суд языком возвестит

Яко да сбудется реченное Исаием пророком, глаголющим: се, Отрок Мой, Егоже изволих

Это говорит от лица – Бога Отца: вот Сын Мой Единородный, Егоже изволих, т.е. которого и предпочел всем. Так как в Иисусе Христе два естества, то слова: Отрок Мой – указывают на Божество, а – Егоже изволих – на человечество. Подобный же смысл имеют и последующие слова.

Возлюбленный Мой, Наньже благоволи душа Моя

Возлюбленный Мой – сказано о Божестве, а Наньже благоволи душа Моя – о человечестве. Он – Возлюбленный, как Единородный; к Нему (Отец) благоволил, так как был доволен Им, или – так как чрез Него Он пожелал блага, т.е. спасения людей.

И во время крещения Иисуса Христа Отец ниспослал свыше такой же голос, говоря: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3:17); и там мы дали подобное же объяснение, но читай и это, чтобы яснее уразуметь. Наньже благоволи душа Моя – то же самое что: о Немже благоволих. Много в таком же роде человекообразного Священное Писание Ветхого Завета говорит о Боге, по тупоумию евреев, но все это должно понимать богоприлично.

положу дух Мой на Нем

О вочеловечившемся Сыне сказал это, как будто о человеке, преуспевающем от посещения Всесвятого Духа; как и Лука – сказал о Нем: Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на Нем (Лк. 2:40).

и суд языком возвестит

Судом называет евангельский закон, который Спаситель возвестил народам чрез апостолов; или же Свой праведный суд, по которому Он принял язычников, когда иудеи отвергли Его. Это действительно – праведный суд, чтобы творение рук Его не погибло в конец.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит

См. Толкование на Мф. 12:15

Лопухин А.П.

да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит

Определенное указание, кому принадлежит излагаемое далее мессианское пророчество.

Толковая Библия.

Троицкие листки

да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит

См. Толкование на Мф. 12:15