Толкования на Мф. 13:8

Свт. Иоанн Златоуст

иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать

См. Толкование на Мф. 13:3

Свт. Григорий Палама

иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать

Исключив и отвергнув не внимающих учению Божественного Духа, каковыми являются сущие при дороге, а также тех, которые хотя и внемлют, но на короткое время, которые – подобны каменистой почве, и тех, которые, хотя и принимают и удерживают в области ума, но по причине богатства, славы и наслаждений, приводят к тому, что оно глохнет (потому что это и есть каменистые места), Он затем чрез притчу вводит и представляет некоторые достойные уважения сердца, говоря: «Другое же паде на земли блазе»: т.е. в душу, имеющую прекрасное и доброе расположение, которая горячо и принимает и удерживает в себе слово учения, не допуская возникновению пути, которым бы вошли враги ее спасения, и в терпении твердо хранит его, держась слышанного для доблественного перенесения искушений, и совершенствует его, устраняясь от любостяжательного и построенного на искании удовольствий и расслабленного образа жизни, и приносит плод, как говорит божественный Марк, «восходящ и растущ, и приплодоваше на тридесять, и на шестьдесять, и на сто» (Мк.4:8), что можно было бы сравнить с состоянием рабства, наемничества и сыновства. Потому что истинно-приступающий к Богу, сначала, действительно, бывает как бы подотчетный раб по причине прежнего своего непокорства и непослушания; затем, побыв в состоянии раба, добивается платы (т.е. вознаграждения от Бога за свой покаянный труд), преуспев же в любви, он уже становится, как сын, сделав добродетель как бы своей второй природой и, можно сказать, без принуждения оказывая послушание Небесному Отцу.

Омилия 52. На четвертое воскресение Евангельских чтений по Луке.

Прп. Антоний Великий

иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать

См. Толкование на Мф. 13:3

Прп. Исидор Пелусиот

другая же падоша на земли добрей и даяху плод, ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять

Слова сии: ово убо сто, ово же шестъдесят, ово же тридесять, - могут указывать на девство, воздержание и честный брак, а также могут означать обучение души, служение тела и раздаяние денег. Ибо спасать душу лучше служения, совершаемого посредством тела, равно как это лучше и самого раздаяния денег, потому что первое бывает соединено с трудами и пролитием пота, а второе выполняется с помощью приобретаемого совне.

Письма. Книга I.

Блж. Иероним Стридонский

иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать

См. Толкование на Мф. 13:4

Блж. Феофилакт Болгарский

Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать

Три части посева погибли и только четвертая спаслась, потому что спасаемых вообще немного. О доброй земле говорит после, чтобы открыть нам надежду на покаяние, ибо хотя бы кто был каменистой землей, хотя лежал бы при дороге, хотя был бы тернистой землей, ему можно сделаться доброй землей. Не все из принявших слово приносят плод наравне, но один приносит сто, может быть, тот, кто обладает совершенной нестяжательностью; другой - шестьдесят, может быть, общежительный монах, занятый еще и практической жизнью; третий приносит тридцать - человек, который избрал честный брак и усердно, как только можно, проходит добродетели. Обрати внимание, как благодать Божия принимает всех, великое или среднее, или малое совершили они.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

другая же падоша на земли добрей и даяху плод, ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять

другая же падоша на земли добрей

Добрая земля – это добрая душа, свободная от вышеуказанных страстей и способная приносить плоды добродетели. Смотри, как редко благо, и как немного спасающихся. Вот только четвертая часть семени приносит плод, а три части – погибают. И конечно, сеятель сеет на всех, не различая одного от другого, однако в некоторых семя погибло, а в некоторых принесло во много раз больший плод. Зависело это не от свойства семени, которое было одно и то же для всех, а от различия человеческих душ, в которые семя было брошено.

Почему Христос без различия сеял и на пути, и на каменистой почве, и среди терний? Конечно, по величайшей Своей благости и правде, чтобы не могли сказать в день суда, что если бы Он бросил в них семя, то они принесли бы плод. Он знал их бесплодие, но как человеколюбец сделал то, что надлежало, чтобы мог сказать: что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему (Ис.5:4)?

Спаситель сказал эту притчу, увещевая учеников не отчаиваться, если они найдут больше погибающих, нежели спасающихся, и не переставать по причине этого сеять; так как они имеют пример в своем Учителе, Который хотя наперед знал неплодных, однако сеял и в них.

и даяху плод, ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять

Подобно тому как различаются между собою погибающие, так различаются и спасающиеся. Погибающих перечислено три рода: малодушные, порабощенные жизненными заботами и обольщенные богатством. Спасающихся – тоже три рода: приносящие плод во сто крат, в шестьдесят и в тридцать. Чрез сто крат обозначил высшую плодотворность добродетели, чрез шестьдесят – среднюю, и чрез тридцать – низшую, потому что по отношению к тридцати шестьдесят в два раза больше, а сто – в три раза, даже больше, чем в три раза, – по причине высоты совершенства. Ово убо сто, т.е. со временем в таком человеке будет сто, в другом шестьдесят, в третьем тридцать. Однако принимает и первых, и вторых, и третьих.

Итак, не будем губить семени по нерадению, ни изменять ему по малодушию, ни подавлять его житейскими заботами или обольщением богатства. Прежде всего должно бодрствовать при его восприятии, затем великодушно переносить искушения, наконец, быть свободным от всяких жизненных забот суетного богатства, и таким образом – быть хорошею землею и приносить плод по силам, или большой, или средний, или малый, но ни в каком случае не погибать. Если мы об одном будем нерадеть, а о другом заботиться, то все-таки погибнем. А какое различие в том, что мы погибнем не по нерадению, а по малодушию, или же не по малодушию, а вследствие суетных забот.

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

Ст. 8-9 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит

Иное на добрую почву. Добрая почва - это те люди, которые воздерживаются от дурного богатства и творят добрые дела по своим силам и тогда получают [плод] в тридцать крат. Если же презирают все свое имущество и посвящают себя служению Богу, тогда получают в шестьдесят крат. А если их постигнет телесная немощь и они вынесут ее с верой, то плод их будет во сто крат. Вот это и есть добрая почва. Кто имеет в тридцать крат, означает того, кто не делает ничего дурного, но творит, насколько может, добро. Ведь это и есть тридцатикратный плод. Он не имеет плода в шестьдесят крат, поскольку не может полностью презреть свое добро, и все дни своей жизни поститься, жить в непорочности, и терпеть телесное поругание. Только такой имеет плод в шестьдесят крат. Поэтому апостолам, которые смогли заслужить плод в шестьдесят крат, Господь так говорит: Продавайте имения ваши, и давайте милостыню (Лк. 12:33). А тем, кто не смог получить плод в шестьдесят крат, а лишь в тридцать, Он так говорит: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:30). Точно так же тот, кто может получить плод в шестьдесят крат, не может стяжать во сто крат. А сколько тех, которые могут и добро свое оставить, и вынести потерю всего своего имущества, и жить непорочно, и стойко переносить телесные поругания, однако боятся выдержать то, что приносит плод во сто крат?

Прот. Иоанн Бухарев

иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать

Говорится, что семя, упавшее на хорошую землю, принесло плод во сто крат, в шестьдесят и тридцать. Это, конечно, зависит от того, как приготовлена и удобрена почва под посев. Сторичный урожай на востоке – дело обычное (Быт. 26, 12).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать

(Мк. 4:8; Лк. 8:8). В настоящее время пшеница в Палестине дает урожай сам 12-16, но ячмень часто — 50, а урожай проса, которым питаются большею частью беднейшие классы, по временам бывает сам 150 или 200. Но урожаи были, по-видимому, лучше во время Христа, чем теперь. “Сторичный урожай на востоке”, — говорит Тренч, — “не есть дело неслыханное, хотя вообще о нем упоминается, как о чем-то чрезвычайном”. У Луки (8:8) просто “принесло плод сторичный”, причем размеры меньших урожаев опускаются.

Толковая Библия.

Троицкие листки

иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать

См. Толкование на Мф. 13:1