Толкования на Мф. 14:26

Свт. Иоанн Златоуст

И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали

См. Толкование на Мф. 14:23

Свт. Григорий Палама

И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали

См. Толкование на Мф. 14:25

Свт. Николай Сербский

И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали

Или уже рассветало, или ночь была лунная, или же Господь просиял во тьме светом Фаворским – этого мы знать не можем. Главное, что Он стал видим ученикам. Увидев Его на волнах морских, ученики исполнились страха неописуемого. Страх сей был сильнее страха бури и предстоящей гибели. Они не ведали об этой силе своего Господа, о таковой Его власти над природою. Ранее Он им этого не открывал. Они лишь видели, как Он повелевал морю и ветрам, но не знали, что Он может идти по воде, как по суше. Разумеется, они могли и должны были понять это из того, предыдущего чуда. Ибо Тот, Кто может запретить морю волноваться, а ветру – дуть, несомненно может и ходить по воде, как посуху. Но ученики не были еще духовно зрелы; они еще были маловерны. Христос же и сотворил сие новое чудо, чтобы укрепить в них веру. Это призрак, – подумали и вскричали ученики, объятые великим страхом. Это какое-то привидение. Или, может быть, сам сатана, принявший вид их Учителя. Ведь их Учитель борется с сатаной и его слугами в мире сем! Они это знали; они это видели. И теперь они могли подумать, будто сатана нашел удобный случай их умертвить, подсторожив их, друзей Христовых, одних и в большой опасности. Чего только не приходило им в голову! Конечно, приходило все то, что и сегодня в опасностях, встречающихся на путях Божиих, пришло бы в голову маловерным.

Но таким образом Бог поступает со всеми, кого Он любит. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; «бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). И в конце всех страданий Он посылает страдания величайшие, как толкует богомудрый Златоуст. Ибо и Сам Христос на земле постоянно страдал и в самом конце, пред самою победой, Он претерпел величайшее страдание, быв распят на Кресте и погребен под землею. Но сие величайшее страдание длилось недолго, после чего рассвело, и воскресение принесло окончательную победу. Таким же образом позднее терпели муки и многие мученики за веру Христову: сперва муки меньшие, затем все большие и большие, пока пред самою смертью они не подвергались тягчайшим мучениям и величайшему искушению.

Вот лишь один пример из тысячи: святую великомученицу Марину терзали язычники безжалостно и ужасно, подвергая все большим и большим мукам. Наконец, ее, обнаженную, подвесили на древе и начали строгать ее тело железными трезубцами. Раны были страшные, кровь текла, и отваливалось тело кусками, так что были видны голые кости. Разве это не величайшее страдание? Нет, есть и большее, и оно ожидало угодницу Божию. Вечером ее, израненную, бросили в темницу. Там, во тьме ночной, явилось ей мечтательное страшилище: злой дух в виде громадного и мерзкого пестрого змея, который сперва обошел вокруг святой девицы Марины, а затем обвил ее и схватил ее голову своею смрадною пастью. Но это продолжалось недолго – ибо Господь никогда не попускает Своим верным страдания большие, чем они могут понести. Как только Марина, вперивши весь свой ум в Бога, осенила себя крестным знамением, змей тотчас исчез; над Мариною открылась кровля темницы, и она увидела Крест, сияющий несказанным светом, а над Крестом голубку и услышала слова: «Радуйся, Марина, разумная голубица Христова, что победила злого врага!»

Схожее произошло и с учениками Христовыми. После ужасного страха, вызванного бурей морскою, объял их при виде мнимого призрака страх еще более ужасный.

Но сие был не призрак, а сладчайшая и спасительная действительность. Сие был не сон, но явь, не кто-либо иной в обличии Христовом, но Сам Господь наш Иисус Христос.

Беседы на Евангелие.

Блж. Августин

Ст. 26-27 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь

Четвертая стража ночи - это конец ночи; одна стража включает три часа. Итак, это значит, что при скончании мира Господь явится и увидят Его идущим по воде. Хотя гонит буря эту лодку, но она видит Господа в славе, ступающего над всем бурленьем воды, то есть над всеми силами сего мира. Ибо прежде голосом Своего страдания Он дал пример смирения плоти; и волны морские, которым Он по воле Своей предал Себя за нас, смирились в исполнение пророчества: Я вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня (Пс. 68:3).

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали

Но, видя Его идущим по поверхности воды, они были в смущении, говоря, - что это призрак

Если, - по мнению Маркиона и Манихея, - Господь наш не родился от Девы, а был видим только как призрак, то каким образом апостолы в настоящую минуту выражают страх, не явился ли им призрак.

и от страха вскричали

Крик вследствие смущения и неуверенный голос являются доказательствами сильного страха.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали

См. Толкование на Мф. 14:25

Евфимий Зигабен

И видевше Его ученицы по морю ходяща, смутишася, глаголюще, яко призрак есть: и от страха возопиша

Страх от волнения был сменен другим страхом, который не был уничтожен, пока они не закричали, для того, конечно, чтобы они упражнялись в перенесении испытаний, сменяющих одно другое.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 26-27 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь

Смутишася (встревожились), испугались, – потому что вид человека, в темноте ночи идущего по бурным волнам моря, навел на них страх, так что они приняли это за призрак. Приняли за призрак или тень: потому что апостолы разделяли народное мнение, что души умерших по временам являются, как тени, и бывают видимы людьми. Так, соответственно сему мнению, по Божьему повелению, явилась тень Самуила царю Саулу пред его смертью (1 Цар. 28 гл.).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали

(Мк. 6:49-50; Ин. 6:19). На объективность явления указывает выражение Марка “все,” т.е. бывшие в лодке, а у Матфея множественное число, в котором поставлены глаголы и причастия (ιδόντες, λέγοντες, έταράχθησαν, έκραξαν). Явление можно было бы считать галлюцинацией, если бы здесь говорилось об одном только лице. Но у нескольких людей не бывает одной и одинаковой галлюцинации, как и снов.

Толковая Библия.

Троицкие листки

И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали

См. Толкование на Мф. 14:22