Толкования на Мф. 26:41

Свт. Иоанн Златоуст

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

См. Толкование на Мф. 26:36

Свт. Иларий Пиктавийский

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

См. Толкование на Мф. 26:40

Свт. Филарет (Дроздов)

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

Каждый из нас бодрствует многие часы в каждые сутки: но это не то бдение, которому Христос Спаситель учит для нашего спасения. Каждый из нас в каждые сутки несколько часов отдает сну: но это не есть лишение бдения. Бдение христианина есть отъятие от естественнаго сна столько времени, сколько можно без разстройства здоровья, и, как в сие, так и во всякое время, возбуждение души к Богомыслию, к молитве, к наблюдению за движениями ума, воли, сердца, чувств, чтобы оныя непрестанно направляемы были к истинному и доброму, по воле Божией.

Беседа в день памяти прп. Сергия. 1855 г.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

Между прочими всесвятыми и спасительными завещаниями Своими Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собою, состояние, называемое в деятельных Отеческих писаниях священным трезвением. Бдите и молитеся, да не внидете в напасть, сказал Господь ученикам Своим; а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите. Преподобный Исихий Иерусалимский определяет трезвение так: «Трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией». Из этого явствует, что трезвение основано на тщательнейшем и постоянном изучении евангельских заповедей, а впоследствии и всего Священного Писания. Трезвение стремится непрестанно пребывать в исполнении всех евангельских заповедей делами, словами, помышлениями, чувствованиями. Чтоб достигнуть своего намерения, оно непрестанно бодрствует, непрестанно поучается в законе Божием, непрестанно вопиет к Богу о помощи усиленнейшею молитвою. Трезвение есть непрестанная деятельность.

Приношение современному монашеству. Глава 34.

Прп. Исаак Сирин

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

Вопрос. Как согласуется между собою сказанное: …молитеся, да не внидите в напасть, а в другом месте: Подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк. 13:24); и еще: …не убойтеся от убивающих тело (Мф. 10:28); и: …иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф. 10:39)? Почему Господь везде побуждает нас к перенесению искушений, а здесь повелел: молитеся, да не внидите в напасть? Ибо какая добродетель бывает без скорби и искушений? Или какое искушение больше сего - погубить человеку себя самого? Однако же Господь повелел подвергаться сему искушению ради Его. Ибо говорит: …иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10:38). Почему же, во всем Своем учении повелевая подвергаться искушениям, здесь заповедал молиться о том, чтобы не внити? Ибо сказано: …многими скорбьми подобает вам внити в Царствие Небесное (Деян. 14:22); и: …в мире скорбни будете (Ин. 16:33); и: В терпении сих стяжите души ваша (Лк. 21:19).

О, какой тонкости ума требует путь учений Твоих, Господи! Всегда будет вне Его тот, кто не читает смысленно и с ведением. Когда сыны Зеведеевы и матерь их пожелали сидения с Тобою в Царствии, сказал Ты им следующее: …можете ли пити чашу, юже Аз имам пити, или крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Мф. 20:22)? Почему же здесь повелеваешь нам, Владыка, молиться о том, чтобы не внити в напасть? О каких искушениях повелеваешь нам молиться, чтобы не внити в них?

Ответ. Сказано: молись, чтобы не внити в искушения касательно веры. Молись, чтобы вместе с демоном хулы и гордыни не внити в искушения самомнением ума твоего. Молись, чтобы, по Божию попущению, не внити тебе в явное диавольское искушение, по причине худых мыслей, какие помыслил ты умом своим и за которые попускается на тебя искушение. Молись, чтобы не отступил от тебя Ангел целомудрия твоего, чтобы грех не воздвиг на тебя пламенеющей брани и не разлучил тебя с ним. Молись, чтобы не внити в искушение - раздражать одного против другого или в искушение двоедушия и сомнения, которыми душа вводится в великое борение. А искушения телесные приуготовляйся принимать от всей души, и преплывай их всеми своими членами, и очи свои наполняй слезами, чтобы не отступил от тебя Хранитель твой. Ибо вне искушений не усматривается Промысл Божий, невозможно приобрести дерзновения пред Богом, невозможно научиться премудрости Духа, нет также возможности, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей. Прежде искушений человек молится Богу как чужой кто. Когда же входит в искушения по любви к Богу и не допускает в себя изменения, тогда вменяется у Бога как бы имеющий Его должником своим и как искренний друг, потому что, во исполнение воли Божией, вел брань с врагом Божиим и победил его. Вот что значит сказанное: молитеся, да не внидите в напасть. И еще: молись, чтобы в страшное диавольское искушение не внити тебе за кичливость твою; но за любовь твою к Богу да содействует тебе сила Божия, и тобою победит врагов своих. Молись, чтобы в искушения сии не внити тебе за порочность помыслов и дел твоих; но да искусится любовь твоя к Богу, и прославится сила Его в терпении твоем.

Слова подвижнические. Слово 5.


Покаяние есть с исполненною сокрушения молитвою приближающееся к Богу неослабное прошение об оставлении прошедшего и болезнование о хранении будущего. Почему и Господь наш опору нашей немощи указал в молитве, говоря: бдите и молитеся, да не внидите в напасть (Мф. 26:41). Поелику Господь знает, что прежде смерти не отъемлет Он у нас возможности к уклонению от добродетели к пороку, то повелел быть тщательными и подвизаться во всегдашней молитве.

Слова подвижнические.

Прп. Исидор Пелусиот

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

На слова: бдите и молитеся, да не внидете в напасть. Невозможно человеку, любезная глава, найти средства, которым бы он мог освободить себя от бед, но скорее в самую великую бурю спасется он без кормчего и кормила, нежели избегнет волнения этой жизни, не подпав искушению. Ибо, если искушение житие человеку на земли (Иов. 7:1), то возможно ли находящимся в месте искушения не подвергаться искушениям?

В сказанном Спасителем: бдите и молитеся, да не внидете в напасть, подразумевается: молитесь, чтобы не поглотило вас искушение. А если бы Спаситель сказал то, что предполагают другие, именно же: молитесь, чтобы ни коим образом не впасть в искушение, - то не имело бы сие смысла; ибо и Пророки, и Апостолы, и мужи весьма преуспевшие, впадали во многие и весьма великие искушения. Напротив того, не впадать в искушение, может быть, и невозможно, не быть же препобежденным - возможно. Посему, как многие из людей, будучи погружены в невежество, в бедах бывают безутешны сердцем, так управляемые целомудренным помыслом отражают от себя беды не только тем, что переносят их мужественно, но и тем, что помышляют о венцах.

Письма. Книга I.

Прп. Серафим Саровский

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

В чем застану, в том и сужу, - говорит Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечением и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица гнева Его кто станет! Вот почему сказано: Бдите и молитеся, да не внидите в напасть, - то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его.

Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.

Блж. Иероним Стридонский

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение

Невозможно, чтобы душа человеческая не подвергалась искушению. Потому и в молитве Господней мы возглашаем: Не введи нас в искушение, которого мы не можем понести [или: не могли бы понести] (Мф. 6:13; Лк. 11:4), не отрицая совершенно искушения, но испрашивая силы для перенесения искушения. Таким же образом и в настоящем месте Он говорит не: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не быть искушаемыми, а: чтобы не впасть в искушение, т. е. чтобы искушение не преодолело, не победило и не удержало вас в своих сетях. Возьмем пример: мученик, проливающий кровь свою за исповедание Господа, правда, подвергается искушению, но он не опутывается сетями искушения; тот, кто отрицает искушение, подвергается ему и падает под ударами его.

Дух бодр, плоть же немощна

Это говорится против тех безрассудных людей, которые воображают, что они могут в жизни следовать тому, во что веруют. Таким образом, мы, насколько пламенной душой твердо веруем, настолько же вследствие немощи тела испытываем боязнь. Но однако, как говорит апостол, - дела плоти умерщвляются духом (1 Пет. 3:18).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

См. Толкование на Мф. 26:40

Ориген

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

См. Толкование на Мф. 26:40

Евфимий Зигабен

бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна

Бдите и молитеся, да не внидете в напасть

Не надейтесь на себя, не обещайте многого, но бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Некоторые под искушением понимают здесь отречение.

Дух убо бодр, плоть же немощна

Дух бодр и смело идет против опасности, а плоть, как немощная, страшится и убегает. Поэтому нужно не гордиться, обращая внимание на бодрость духа, а быть смиренным, видя немощь плоти.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

(Мк. 14:38). Простейшее, совершенно немногословное и чуждое всякого упрека объяснение состояния учеников. Они уснули, но им нужно было бодрствовать и молиться. Им предстояли искушения. Бодрствование заставило бы их быть на страже, а молитва сделалась бы для них орудием для отражения искушений. Наставление всем людям, которым угрожает искушение. Дух сам по себе всегда бывает бодр; но он уступает немощи плоти. Не дух, а плоть бывает причиной искушения человека. Сам Спаситель в это время подвергался сильнейшему искушению — пройти мимо чаши страданий, которую дал Ему пить Отец Небесный. Подчинение воле Отца, бодрствование и молитва предохраняли Его от согласия на это искушение.

Толковая Библия.

Троицкие листки

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

См. Толкование на Мф. 26:36