Толкования на Мк. 14:58

Свт. Иннокентий (Борисов)

мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный

В таком превратном виде слова эти содержали что-то мятежное, богопротивное, как будто Иисус Христос не только имеет самое низкое понятие о храме Иерусалимском (слово «рукотворенный» употребляется в св. книгах для обозначения идола (Пс. 21, 19) и храма идольского (Пс. 16, 12)), но и намерен разрушить его, дабы создать другой, неизвестно какой храм, всего вероятнее - не создать никакого. Это представлялось явной хулой на храм, равной хуле на Бога и Моисея, которая, по закону, вела за собой смерть хулившему (Лев. 24, 13). Вероятно, несогласие лжесвидетелей состояло не в одних выражениях, но в чем именно, при молчании евангелистов определить невозможно.

Ничего не было легче, как отвечать на обвинения лжесвидетелей, если бы они стоили ответа. Во-первых, Господь никогда не говорил: «Я разрушу», или «могу разрушить храм», а говорил только условно иудеям, требовавшим чуда: «разрушьте». Во-вторых, когда Он говорил это, то под церковью разумел не храм Иерусалимский, а собственное тело, так что слова Его имели такой смысл: вы требуете чуда и будете иметь его в Моем воскресении; ибо когда вы разрушите церковь тела Моего - умертвите Меня, - то Я через три дня воздвигну ее - воскресну из мертвых (Ин. 2, 19-22).

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Блж. Феофилакт Болгарский

мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный

См. Толкование на Мк. 14:55

Ориген

мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный

Какой храм будет восстановлен? Они обвиняли Господа нашего Иисуса Христа, ссылаясь на то, что Он говорил: Разрушьте храм сей, и Я чрез три дня воздвигну его (Ин. 2:19). Он говорил о храме тела Своего, а они думали, что это сказано о храме, построенном из камня.

Комментарии на Евангелие от Иоанна.

Аврелий Пруденций

мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный

Позорно пал дом Каиафы, Бога хулившего; в нем лик святой Христа пощечины терпел (ср. Мф. 26:57-67). Такой же ожидает грешников исход, чья жизнь навеки скрыта будет грудами руин. В покоях сих Господь стоял, привязанный к колонне; и спину Он, как раб, плетям подставил. Колонна чтимая и ныне там поддерживает храм и учит нас в свободе жить от всяких истязаний.

Исторические образы.


Не видишь ли, как глыбы Соломона, Творенье рук, лежат в руинах ныне? (ср. Деян. 7:47-48) Сей знатный храм повержен. Почему? Десница тленная творца из камня храм соорудила. Он в прах распался, как и подобает: плоды искусства - на пути в ничто. Так все, что создано, однажды погибает. Но, если хочешь знать, у нас есть храм (ср. Евр. 8:1-2), Который не был создан мастерами. Он не из ели и не из сосны, и нет в нем плит из мрамора. Колонны вес его не держат, и над колоннами изгибов арок нет. Он создан Словом Бога, но не гласом - Его извечным Словом, ставшим плотью (ср. Ин. 1:14). Сей вечен храм, конца ему не будет. Но ты ему дал кнут, и крест, и желчь. Поверженный, растоптанный грехами, от матери наследовавший тленье, сей храм разрушен был, и после краткой смерти величием Отца в три дня восставлен (ср. Ин. 2:19-21).

Прославление.

Прот. Иоанн Бухарев

мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный

См. Толкование на Мк. 14:57

Лопухин А.П.

мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный

См. толкование на Мк.14:53