Толкования на Мк. 14:61

Свт. Иларий Пиктавийский

Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного

Кто Христос, познавай по тем, кто отвергает Его, чтобы самим неизбежным признанием их твое невежество было оспорено. Дело в том, что, когда иудеи не знали Христа во плоти, они, тем не менее, знали, что Христос - Сын Божий, и лжесвидетельствовали всякую ложь против Него. Так священнослужитель спрашивает Его: Ты ли Христос, Сын Благословенного? (ср. Мф. 26:63) Отвергая таинство, они, однако, не отвергают естества. Ведь не спрашивают, существует ли Христос Сын Божий, но есть ли Иисус тот самый Христос? Они ошибаются в отношении человека, но не Сына Божия, и их сомнение не в том, Божий ли Сын Христос. Спрашивая, является ли Иисус Христом, они не отрицают, что Христос - Сын Божий.

О Троице.

Свт. Иннокентий (Борисов)

Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного

Между тем, Господь не отвечал на эти лжесвидетельства, так же как и на первое (Мф. 26, 63). То, что Он мог сказать в объяснение смысла слов Своих, не послужило бы к Его оправданию: смерть Его уже была решена в сердце первосвященников. С другой стороны, поскольку слова Господа заключали в себе символическое предсказание о Его смерти и воскресении, то пояснение их смысла было бы странно и бесполезно в настоящих обстоятельствах и привело бы только к недоумениям и насмешкам. Молчание, наконец, было самым лучшим ответом уже потому, что свидетели не были согласны между собой, а такое разногласие делало их показания совершенно недействительными перед законом.

Судьи, при всей личной ненависти к Подсудимому, сами чувствовали слабость лжесвидетельств; но величественное молчание Его для мелкого самолюбия казалось непростительным невниманием или презрением. Если бы Господь защищал Себя, то могли надеяться, что в собственных Его словах найдется что-либо противное закону; ибо первосвященники и книжники не раз испытали на себе строгость Его обличений, воспринятую ими как дерзость и богохульство.

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Он (Христос) молчал и не отвечал ничего

Чем отвечать подвижнику добра на ухищрения зла? Молчаньем, терпеньем. Его опора – Бог, и в Божие Царство он идет. Если мир ненавидит его, то это знак, что он на верном пути. Если бы он был от мира, то мир любил бы свое (Ин. 15:19). Мир, клевеща на правду, сам свидетельствует о себе, что дела его злы. Что отвечать Ему? Оправдываться и говорить о правде? Но открывать миру правду – не значит ли показывать миру, что его истина есть ложь? И не вызовет ли разоблачение зла еще большее озлобление мира-зла? Потому и Христос молчал и не отвечал ничего.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Августин

Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного

Не напрасно Ему предшествовало пророчество: И как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53:7), не отвечая вопрошающим со всех сторон. И хотя Он так часто отвечал спрашивающим Его, здесь Он не захотел отвечать, чтобы вызвать это сходство с агнцем. Его молчание было молчанием безвинного, а не виновного. Во время суда Он не открывал Свои уста, подобно агнцу, не потому, что связан был Своими грехами, но потому, что смиренно приносил Себя в жертву за грехи других.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 61-65 Но Он молчал и не отвечал ничего (См. Толкование на Мк. 14:55) Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам

Первосвященник снова спрашивает Иисуса не с тем, чтоб, познав истину, уверовать, но чтобы иметь какой-либо предлог к осуждению. К словам «Ты ли Христос» (помазанник) - он присовокупляет «Сын Благословенного». Ибо многие были помазанниками, так как назывались сим именем и цари, и первосвященники, но ни один из них не был Сын Бога, присно благословляемого и прославляемого. Иисус сказал: «Я». Хотя и знал, что они не уверуют, однако, вынужден был отвечать, дабы они впоследствии не могли сказать, что если бы мы слышали от Него прямое свидетельство о Себе Самом, мы уверовали бы. Поэтому-то и осуждение их будет тем большее, что они, и слышав это свидетельство, не уверовали. «И вы узрите, - говорит Он, - Сына Человеческого, сидящего одесную силы», то есть Отца (силой называет здесь Отца). Ибо Он приидет снова не без тела, но таким, что может быть видим и узнан распявшими Его. При этом архиерей исполнил обычай (разодрал одежду). Ибо, когда случалась с иудеями какая-либо беда или скорбь, они раздирали одежды. В настоящем случае архиерей разодрал одежду свою в знак того, что Иисус будто бы произнес хулу на Бога и таким образом произошло великое зло. Но прилично сказать при сем с Давидом: «Разделишася, и не умилишася» (Пс. 34, 15). Но это раздрание было вместе и образом раздрания и упразднения иудейского первосвященства, хотя первосвященник и не сознавал сего. Когда таким образом архиереи согласно осудили Его (Христа), тогда слуги, накрывши Его, стали бить и говорить: «угадай», кто ударил тебя? Если же столько претерпел за нас Господь наш, то мы сколько должны претерпеть ради Его, чтобы воздать равным Владыке? О, это страшно!

Прот. Иоанн Бухарев

Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного

См. Толкование на Мк. 14:60

Лопухин А.П.

Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного

См. Толкование на Мк. 14:53