Толкования на Мк. 16:14

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили

См. Толкование на Мк. 16:10

Блж. Иероним Стридонский

Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили

В некоторых экземплярах, и особенно в греческих кодексах, в конце Евангелия от Марка написано: Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери.

Беседы против пелагиан.


Он показал ученикам настоящие руки и настоящие ребра (Ин. 20:27), в действительности вкушал с ними пищу, в действительности шел по дороге с Клеопой (Лк. 24:13-35). Он настоящим языком разговаривал с людьми (Лк. 24:17-27); в действительности возлег на вечери; настоящими руками взял хлеб, благословил и преломил его, протягивая им (Лк. 24:30)… Не пытайся силу Господа выдать за трюки волшебников, чтобы показалось то, чего не было: что Он ел, не имея зубов; ходил, не имея ног; преломлял хлеб, не имея рук; говорил, не имея языка; показывал ребра, их не имея.

Против Иоанна Иерусалимского.

Блж. Августин

Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили

Читая это место, обратим внимание на то, как Господь Иисус порицал Своих учеников, первых членов Своих, постоянно бывших с Ним, за то, что они горевали, что Он убит, и не поверили в то, что Он жив. Отцы веры, они все еще не верили сами; учители, которым предстояло проповедовать, дабы поверил весь шар земной, и умереть за это, все еще не верили. Видевшие, как Он воскрешал умерших, не поверили, что Он воскрес. Потому заслуженно порицал их Господь.

Проповеди.


По прошествии сорока дней Он явился ученикам, когда те только что приступили к трапезе (ср. Мф. 28:16-20). Поскольку приблизился момент расставания с ними и восхождения на небо (ср. Мк. 16:19-20, Лк. 24:51, Деян. 1:9, Еф. 4:8-10), Он хотел в этот день упрекнуть их, ибо они не поверили видевшим, что Он воскрес, пока сами не увидели. Им же после Его вознесения предстояло проповедовать Евангелие народам, которые должны были уверовать, не увидев… А кто не будет веровать, осужден будет, - это как раз о вере в то, что не видели. Разве не заслужили они сначала порицания, поскольку не поверили видевшим Его раньше, пока сами Его не увидели?

О согласии евангелистов.

Блж. Феофилакт Болгарский

Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили

См. Толкование на Мк. 16:9

Беда Достопочтенный

Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили

Иисус открылся в преломлении хлеба ученикам, которые пригласили Его разделить с ними трапезу, думая, что Он - странник (Лк. 24:29). Он и к нам придет, когда мы, насколько возможно, поделимся добром со странниками и бедняками (ср. Мф. 25:31-46). Он придет к нам и в преломлении хлеба, когда мы с чистой и легкой совестью приобщимся таинства Его Тела - хлеба живого (ср. Ин. 6:51).

Гомилии на Евангелия.

Прот. Иоанн Бухарев

наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили

Последи явися (наконец явился). Это было не последнее явление Иисуса Христа, но еванг. Марк, опуская другие явления, бывшие в течение 40 дней по воскресении (Деян. 1:3), заканчивает сим свое Евангелие, почему и повествует о нем, как о последнем. Явился самим одиннадцати (единомунадесяте). Об этом явлении повествуют и евангелисты Лука (Лк. 24:36-49) и Иоанн (Ин. 20:19-23), каждый с некоторыми особенностями. Упрекал их за неверие и жестокосердие (поноси неверствию их и жестокосердию) яко видевшим Его вставша не яша веры (не поверили), напр. Марии Магдалине и другим мироносицам, ап. Петру и Еммаусским путешественникам Луке и Клеопе. Это обстоятельство также показывает, с одной стороны, как Апостолы были осторожны в отношении веры в воскресение Христово, а с другой стороны, оно служит неопровержимым доказательством истинности сего величайшего события; значит, воскресение Христово было не мечтой Апостолов: они все сначала не верили и принимали даже упреки за это неверие от Самого Господа! (чит. объясн. Мк. 16:11).

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Ст. 14-18 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы

«Наконец» (стих 14) – правильнее: «позже» (ὕστερον). Это явление, бывшее во время трапезы учеников, конечно, было не последним. Но так как евангелист Марк хочет здесь закончить свое Евангелие, то он ко времени этого явления относит и те следующие слова Христа, которые Он высказал перед самой Своей разлукой с учениками на Елеонской горе. Об этом же явлении говорят Лука (Лк. 24:36–49) и Иоанн (Ин. 20:19–23).

«Упрекал их за неверие», т. е. за то, что они не поверили вести о Его воскресении, сообщенной им женщинами и двумя учениками. Теперь же, конечно, апостолы являются уже верующими в воскресшего Христа.

«Идите по всему миру… всей твари» (стих 15). Первое слово, с которым здесь обращается Христос к апостолам, уничтожает те ограничения, которые Он ранее (Мф. 10:5) высказал относительно миссионерской деятельности апостолов. Отныне, по совершении искупления, весь род человеческий (тварь) призывается ко вступлению в Царство Христово (речи о «неразумной твари» здесь нет, как показывает употребленный здесь глагол «проповедуйте»: неразумной твари нельзя «проповедовать»).

«Кто будет веровать…» (стих 16). Во-вторых, Христос говорил апостолам об условиях спасения для тех, кто будет слушать их проповедь. Желающие спастись на последнем суде (ср. Мк. 8:35, 10:26, 13:13–20) должны с верою принять предлагаемое им Евангелие и в знак своей веры во Христа принять крещение. Напротив, кто не уверует и, следовательно, не примет крещения, тот навлечет на себя осуждение от Высшего Судьи и погибнет. Таким образом, главной задачей апостолов будет проповедовать людям и внедрять в них веру во Христа. О том, что они должны при этом крестить, прямо не сказано, но это должно подразумевать здесь. Ведь они и ранее уже совершали крещение (Ин. 4:2).

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения…» (стих 17). Апостолы по собственному опыту должны были знать, что уверовать в воскресшего Христа – дело нелегкое: они два раза обнаружили свое неверие в этот факт. Поэтому Господь обещает, в-третьих, посылать уверовавшим особые чудесные знамения, которые будут укреплять их в вере. Эти чудеса будут творить как апостолы, так и простые верующие. Последние же, видя, как творят чудеса их проповедники, будут убеждаться в истинности их послания Богом.

«Именем Моим», т. е. Моей силой (ср. Мк. 9:38 и др.).

«Новыми языками» (ср. Деян. 10:46, 19:6; 1Кор. 12:10), т. е. языками, которых ранее они не знали.

«Брать змей» (стих 18). Пример этого см. в Деян. 28:3–6 и в истории Моисея (Исх. 4:2–4).

«Смертоносное выпьют…» По одним преданиям в Эфесе, по другим – в Риме апостол Иоанн Богослов был принужден гонителями христианства выпить кубок с ядом, который нисколько не повредил его здоровью…

«Возложат руки на больных» (ср. Деян. 28:8 и сл.; Евр. 6:2; 1Кор. 12:9; Иак. 5:14).