Толкования на Откр. 12:5

Свт. Андрей Кесарийский

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным

И роди сына мужеска. - В лице крещаемых церковь непрестанно рождает Христа, как, по Апостолу, в них изображаемаго даже до полнаго возраста Христова (Еф. 4, 13). - Мужеского пола сын - это чада церкви, неослабленныя похотями, чрез них крепкими, подобно железу, руками сильных Римлян пасет народы Христос Бог. Будет пасти и по воскресении из мертвых, поставляя крепких в вере судиями над слабыми и немощными сосудами - язычниками, которые по неверию не вместили таинственного и нового вина.

И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его

Восхищаются Святые и ныне во время искушений, чтоб не были побеждены угнетениями свыше сил; восхищены будут и тогда на облаках на воздух, и пребудут с Богом, и Его престолом, т. е. высшими Ангельскими силами (1 Сол. 4, 17).

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Викторин Петавийский

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его

О том, что [дитя] было восхищено к престолу Божию читаем в Деяниях апостолов, как Он, говоря с учениками, был восхищен на небо (Ср. Деян. 1:9). Надлежит пасти все народы жезлом железным: железный жезл – это меч, потому что все народы уловками антихриста восстанут на святых, однако [апостол] говорит, что все они погибнут от меча.

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Ипполит Римский

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его

Это означает мужскую отрасль и совершенного Христа, Сына Божия, Бога и человека, возвещенного пророками: Его именно вечно рожда­ет Церковь и (о Нем) учит она все народы. Выражение: и восхищено было дитя ее к Богу и к престолу Его, ­означает, что Небесный Царь, а не земной есть Тот, Которого она вечно рождает, как об этом и Давид возве­щает в словах: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс 109:1).

Об антихристе.

Сщмч. Мефодий Патарский

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его

Таинство вочеловечения Слова исполнилось задолго до Апокалипси­са, Иоанн же повествует о настоящем и будущем. Притом Христос задолго до этого рожденный, не был восхи­щен по рождении к престолу Божию из опасения, чтобы змий не причинил Ему вреда. Но для того Он и родился, и сошел с престола Отчего, чтобы укротить дракона, выдержав нападе­ния его на плоть.

Таким образом, и тебе необходимо признать, что Церковь имеет во чреве крещаемых, как и у Исайи в одном месте Дух говорит: Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели насту­пили боли ее, разрешилась сыном. Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому ? возникала ли страна в один день ? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? (Ис 66:7-8).

От кого же она убежала [в пустыню] (Откр 12:6)? Конечно, от дракона, чтобы этот духовный Сион родил народ, мужа, который бы, не имея женских слабостей и изнеженности, вступил в единение с Господом и укреплялся в ревности.

Пир десяти дев.

Примасий

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его

Справедливо сказано, что глава Церкви Христос рождается в каждом из членов, которые признают Его власть. Ибо Он Сам и податель и завершитель веры, с помощью кото­рого мы исполняемся добродетели. Жезлом железным - то есть непоколеби­мой праведностью Он правит добрым и сокрушает злое. Что принадлежит Главе, то также присоединяется к Церкви Его, словно к телу. Ибо все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал 3:27) и будут двое одна плоть (Еф 5:31), что, как говорит апостол, следует понимать по отноше­нию ко Христу и к Церкви (Еф 5:32).

И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. Хотя Христос как глава был первым, кто, исполнив Свое дело, взошел к Отцу, подобное случилось и с телом. Отсюда такие слова апостола: и воскресил с Ним, и посадил на небесах (Еф 2:6); и: Наше же жительство - на небесах (Флп 3:20); и еще: Итак, если вы воскрес­ли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол 3:1).

Если ты также желаешь понять это специально применительно ко Христу, исключая муки, которые невероятно чтобы были при рождении от блажен­ной Марии, Которая, мы знаем, не восприняла никакого прилога плотского греха, ты можешь уместно сопоставить другие эпизоды: напри­мер, козни красного дракона - это преследования, которые с колыбели претерпевал Христос по вине Ирода. Мы познали, что далее вплоть до смерти на кресте Он пожелал смирить­ся. И когда дракон, разинув пасть, жаждал Его смерти, он был обманут Его воскресением.

Комментарий на Откровение.

Экумений

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его

А кто этот родившийся мальчик, ты открываешь нам со всей очевидностью, о Иоанн! Он говорит: Которому пасти все народы жезлом железным. Богоподобный, ты открыто назвал нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа. Ибо Его собственный Отец объявляет Ему: проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника (Пс 2:8-9).

И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. Ядовитый дракон устроил засаду и Ирода побудил убить младенцев в Вифлееме, чтобы точно среди них найти и Господа. Младенец же промыслом Отца избежал злого умысла: ибо Иосиф услышал повеление взять младенца и Матерь Его и бежать в Египет, пока Ирод пытался найти душу младенца.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его

Под рождением младенца разумеется рождение Христа в сердцах верующих. Церкви всегда присущи родовые муки при воспитании и созидании святых. Церковь рождает, приобретает того или другого верующего; она воспитывает сердце верующего и руководит им. Эти верные чада Церкви всегда были и будут, и Церковь всегда трудилась и как бы мучилась родами, созидая их. Но эти чада будут более совершенными в конце мира, во время антихриста. Тогда эти совершенные члены (чада) Церкви будут пользоваться преимущественным Божественным покровительством в их борьбе с диаволом-драконом. Господь будет восхищать их к Своему трону, т.е. будет приближать их к Своей благодати и милости и помогать им не только самим оставаться на нравственной высоте, но и влиять чрез нее и на других людей. Нравственная сила таких святых людей как теперь, так особенно в последнее время, будет столь велика, что может быть уподоблена железному жезлу пастыря, пасущему народы. И теперь, в наше время, Церковь рождает сынов - мужей, но они при среднем уровне благочестия не так заметны. В последнее же время при возрастании нечестия, при усилении антихристианства они должны будут выделиться не только пред нечестивыми, но и пред благочестивыми, и вследствие усиленной борьбы особенно усовершатся и прославятся в добродетелях. Естественно, тогда и сила нечестия обрушится на Церковь, стремясь прекратить развитие и даже самое существование христианской религии чрез извращение ее догматов и дисциплины посредством лести, обмана и насилия.