Толкования на Откр. 14:14

Свт. Андрей Кесарийский

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому. На голове его золотой венец, и в руке его острый серп

Под облаком разумеем или облако чувственное, подобное сокрывшему от очей Апостолов Господа нашего Иисуса Христа, или некоторую Ангельскую силу, называемую так по причине ее чистоты и легкости, как говорит Псалмопевец: и взыде на Херувимы и лете (Пс. 17, 11). - Сидящiй на облаце и подобный Сыну человеческому есть Христос. - Венец на главе означает царскую власть Его над видимым и невидимым, золотой он, по причине высокой цены сего вещества у нас. - Серп остр означает кончину мира, которую Сам Господь назвал жатвою.

Толкование на Апокалипсис.

Свт. Кесарий Арелатский

И в руке Его острый серп - ведь этот серп отсекает кафоликов от еретиков, святых от грешников, как говорит Господь о жнецах.

Изложение Откровения.

Беда Достопочтенный

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп

До сих пор звучал голос глашатаев, теперь же остается показать личность Самого Судии, Который, грядя на суд, покрывает славу Божества облаком телесности, чтобы нечестивые могли увидеть Того, Которого пронзили. <…>

Что это за венец, описано выше, среди одеяний жены: и на главе ее венец из двенадцати звезд (Откр 12:1). С другой стороны, венец может символизировать и победу Царя. … [Острый серп в Его руке] отсылает нас к словам Судии о разделении, которого никто не избегнет.

Изложение Откровения.

Примасий

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп

Под небом Иоанн подразумевает воплощение нашей Главы, Иисуса Христа, или тело Церкви, которую Христос после принесшего холода гонения облек в пламя. На голове Его золотой венец - это старцы в золотых коронах или двенадцать апостолов, которые первыми взялись начать проповедь веры. Поэтому мы читаем: положил на главу его венец из камня драгоценного (Пс 20:4). Серпом острым называется судебный вердикт, обязы­вающий нечестивых отделиться от Церкви, которых Христос по Божьему велению осуждает ради Церкви, о защите которой Он всегда печется как ее пастырь. Поэтому Захария говорит: Это проклятие, исходящее на лице всей земли (Зах 5:3).

Комментарий на Откровение.

Экумений

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп

Он видит Господа, Который счел достойным стать Сыном Человеческим и Который грядет на облаке. В действительности облако, поскольку об этом говорит и Евангелие, каковое свидетельство мы предложили в предыдущих рассуждениях, было некой ангельской силой. Ведь написано: И взошел на херувимов и полетел, и полетел на крыльях ветров (Пс 17:11). Он называет ангелов облаком из-за высоты и величия их природы и чести. Возможно также, что Иоанн называет облаком Богородицу, воздавая честь и Ей как Матери [Христа] по плоти. Ибо в таком образе и Исайя предвидел ее, говоря: Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские (Ис 19:1).

Толкуя это изречение, Акила полагает, что облако - это легкая материальность. Материальность, я думаю, из-за того, что она была человеком и плотью, а легкая - по причине того, что она была чиста и безупречна и не обременила себя ни единым грехом; а еще из-за того, что ее душа высока и превосходит небо.

В подобном духе ты будешь рассуждать и об облаке. Ведь оно имеет белый цвет из-за чистоты и блеска созерцаемых вещей. Венец же намекает на царство Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Христос есть царь умных и чувственных тварей. То, что венец сделан из золота, то есть самого ценного у нас материала, подтверждает величие царства. А серп в руке Его указывает на то, что исполнение времен - в Его власти.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп

Мера долготерпения Божия истощилась, настал час воздаяния и праведникам, и грешникам. Иоанн в новом видении видит среди светлых облаков подобного Сыну Человеческому, имеющему на голове золотой венец, а в руке - острый серп. Светлое или белое облако составляет, так сказать, существенную черту будущего второго пришествия Господа (Мф. 24:30; Лк. 21:27). Поэтому явившийся, очевидно, Сам Иисус Христос, Мессия в Своем образе Сына Человеческого, имеющего прийти для суда над миром. - Серп в Его руках есть орудие жатвы и говорит о суде над миром.