Толкования на Откр. 19:6

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 6-7 И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца

Глас народа и вод многих и громов показывает звучность песнопения всех Ангельских и небесных бесчисленных сил, которых некоторые разумели под водами, яже превыше небес (Пс. 148, 4). - С ними прославляет Создателя весь собор и полнота праведных. Чрез человеколюбие воцарился Господ Иисус Христос над теми, которыми обладал как Творец; и будет царствовать или по разумному усвоению, или по власти, приличествующей Царю и Судии. - Агнчим браком называет союз Церкви со Христом, устроителями коего были божественные Апостолы, даровавшие ей духовное обручение, как некогда имеющей получить чистое и истинное единение лицом к лицу.

Толкование на Апокалипсис.

Свт. Никита Ремесианский

И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель

[Будучи в заточении] и Павел обращает­ся к пророкам Церкви: Когда вы сходитесь, - говорит, - и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию (I Кор 14:26). И еще раз в другом месте: буду петь духом, буду петь и умом (1 Кор 14:15). Так и Иаков в своем послании утверждает: Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак 5:13). И Иоанн в Апокалипсисе повторяет, когда открылся Дух ему, что он увидел и услышал голос, сошедший с небес, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! Поэтому никто не должен сомневаться, что это служение, если оно исполняется с праведной верой и благоговением, подобно служению ангелов, которые, без сна и посторон­них дел, непрерывно славят Бога на небесах и благословляют Спасителя.

Об использовании Псалмов.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель

Господи! Сподоби нас со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать и петь Тебе немолчное: аллилуиа. Человек! Прислушайся к этому странному, величественному, поразительному голосу, происходящему как бы от многочисленного народа или от множества вод или, наконец, от сильных громов: аллилуиа – воцарился Господь Бог Вседержитель! Будем радоваться и веселиться и петь Ему славу, потому что пришел брак Агнца и жена Его совсем приготовилась. Сколько духовных существ будет ликовать в светлых обителях неба и какие бесконечные потоки славословия будут журчать там, выходя из несметного множества уст. Все будут знать только радость, конца не имеющую, и славословие непрестанное, сладостное. Земля с ее горестями и мучениями будет забыта; диавол со своими ангелами и людьми нечестивыми будут в геенне. Святые души, или святые Божии человеки, соединятся с Богом, и в этом-то соединении миру, радостям и блаженству, коих никто отнять не в состоянии, не будет конца. Так щедро Бог награждает любовь и верность к Себе слуг Своих!

Дневник. Том I. 1856.

Беда Достопочтенный

И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель

Громок голос поющих, велико благоговение сердца. Многократным повторением хвалы голос сорадуется падению нечестивых и вечной славе Господа и [верных] Его.

Изложение Откровения.

Примасий

И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель

Трубы означают то исповедание, о котором говорит Исайя: Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе (Ис 58:1). В этом исповедании также явлен ужас перед Божественным судом. Ужас, я пола­гаю, внушается также упоминанием грома <…> В образе многих вод, как водится, показаны те люди, которые воздают Богу хвалу: аллилуйя. Итак, когда Церковь проповедует, и страшится, и воздает хвалу, она ликует в трепете, как мы читаем: служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом (Пс 2:11).

Ибо воцарился Господь Бог Вседер­житель. Голос справедливо упомина­ет всемогущество Божие. Ибо Он сотворил из ничего то, что не существовало, и взыскал погибших во грехах, и отыскал заслуживав­ших наказания, и из этих Он милос­тиво сделал праведными тех, кого пожелал. Затем из них, словно из членов, создал для Себя Церковь, и когда Он искупил ее ради такой чести, то сделал ее Своей невестой, ибо она не заслуживала быть Его рабыней.

Комментарий на Откровение.

Экумений

И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель

Серафимы, согласно божественному пророку Исайе, трижды изрекающие свят, замкнули троекратное славословие на одно господство, обозначая, что воспеваются Трое по [ипостасным] свойствам, или называя близким образом, по лицам, при том, что Божество едино по сущности. Так и в этой книге, трижды возгласившие выше аллилуйя и вознесшие почести каждой из трех святых Ипостасей божественные ангелы теперь воспевают аллилуйя в честь Пресвятой Троицы, разъясняя, что всевоспетая Пресвятая Троица имеет бытие в единичной сущности и Божестве.

Сказано: ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Господь наш Иисус Христос еще прежде спасительного вочеловечения воцарился с Отцом и Всесвятым Духом как единородный Сын и Слово Отца и Создатель всего. А после вочеловечения Он подобным образом Господь и Царь всего, ничуть не претерпев ущерб по причине воплощения в том, что касается власти и царствования над всем. Но поскольку, согласно всеведущему апостолу, мы еще не видим, что все находится под Его управлением, но в будущем веке все Ему покорятся, [в том числе] и ныне живущие, кто доселе не склоняет шеи перед ним и противится, поскольку покоряется и сама смерть - последний же враг истребится - смерть (1 Кор 15:26), - то по праву божественные ангелы восклицают: воцарился Господь Бог наш, вознося славословие к будущему веку, так как тогда, с покорением всего, Христос обретет совершенное надо всем владычество. Для одних осуществится эта покорность в муках, для других - в лицезрении, но не так, как ныне: сквозь [тусклое] стекло, гадательно (1 Кор 13:12).

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Ст. 6-7 И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца

В ответ на призыв Бож. голоса Иисуса Христа Иоанн слышит новое пение. Звуки этого пения он сравнивает с шумом говора, пения многочисленного народа. Можно думать, что оно было столько же небесным, сколько земным. В нем участвуют все прославленные люди и мученики последнего времени, находящиеся на небе, и все те, которые назначены к прославлению, но еще находились на земле. Вследствие этого звуки пения были столь сильны и столь торжественны. Основание хвалы прежде всего в том, что наступило царство Вседержителя Бога, т.е. царство будущего века. Вторым побуждением к радостному славословию служит то, что уже наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. Здесь говорится о единении Иисуса Христа с Его обществом, но не о совершившемся наступлении этого царства, а только о моменте самом близком к нему. Это - тот же самый момент эсхатологии, когда Господь по звуку трубы Ангела собирает всех Своих избранных, отделив их от нечестивых, поставляет по правую сторону Своего престола (Мф. 25:33) для произнесения окончательного приговора суда. Общество верных христиан, доживших до последнего времени, и есть эта женщина, эта невеста Агнца. Оно приготовило себя к встрече своего жениха, Иисуса Христа.

Толковая Библия.