Толкования на Откр. 20:2

Свт. Андрей Кесарийский

Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет

См. Толкование на Откр. 20:1

Сщмч. Викторин Петавийский

Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет

См. Толкование на Откр. 20:1

Сщмч. Ириней Лионский

Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет

Для этой цели Он положил вражду между змеем и женою и ее семенем, которую они сохраняют между собою: один будет уязвляем в пяту, но сам может наступать на главу врага, а другой уязвляет, убивает и препятству­ет хождению человека, пока не придет Семя, предопределенное попрать главу его, Которое и роди­лось от Марии. И о нем говорит пророк: на аспида и василиска насту­пишь; попирать будешь льва и дракона (Пс 90:13), показывая, что грех, который восстал и распространился против человека и сделал его подвлас­тным смерти, лишится своей силы вместе с царствовавшею смертию и что Им попран будет в последние времена нападающий на человечес­кий род лев, то есть антихрист, и что Он свяжет дракона, древнего змия и подчинит его власти человека, неког­да побежденного, для сокрушения всей его силы.

Адам был побежден и лишился всякой жизни; посему с победой, в свою очередь, над врагом Адам возвратил себе жизнь; последний же враг истребится - смерть (1 Кор 15:26), прежде властвовавшая над человеком. Поэтому с освобождением человека и сбудется написанное: поглощена смерть победою. Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало? (1Кор 15:54-55). А это не могло бы быть справедли­во, если бы не был освобожден человек, над которым прежде возоб­ладала смерть. Ибо его спасение есть разрушение смерти. Когда же Господь оживотворяет человека, то есть Адама, то и смерть разрушена.

Против ересей.

Блж. Августин

Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет

Сам Господь Иисус Христос говорит: Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его (Мк 3:27). Под именем сильного он дает разуметь дьявола, потому что дьявол в силах был удержать в плену род человеческий; под вещами же его, которые имел расхитить, дает разу­меть будущих верных своих, которых тот держал в различных грехах и нечестиях. Так как тому сильному предстояло быть связанным, то упомянутый апостол видел в Апока­липсисе Ангела, сходящего с неба <… > который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, то есть устранил и ограничил его власть обольщать и держать в своих руках тех, которых ожидало освобождение.

Тысяча же лет, как мне кажется, может пониматься двояким образом. Или что это совершается в остальные годы тысячелетия, то есть в тысячеле­тие шестое, как бы в шестой день, последние часы которого проходят в настоящее время, а затем последует не имеющая вечера суббота - то есть не имеющий конца покой святых; так что тысячью лет апостол назвал последнюю, остающуюся до конца века часть тысячелетия, как бы часть дня, употребив тот способ выраже­ния, по которому часть называется именем целого. Или тысячью лет он назвал все остальные годы этого века, так что совершенным числом обозна­чается полнота времени. Ибо число тысяча есть полный квадрат числа десять. Десять, взятые десять раз, дают сто - что есть фигура квадрат­ная, но плоская. Чтобы она получила высоту и сделалась полной, сто умножается снова на десять, и получа­ется тысяча. …Тем более для обозна­чения совокупности всего употребля­ется тысяча, которая представляет собой полноту десятичной квадрату­ры. Лучшего толкования нельзя дать и тому выражению, которое читается в псалме: Вечно помнит завет свой, слово, которое заповедал в тысячу родов (Пс 104:8), то есть во все роды.

О граде Божием.

Апрингий

Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет

В греческой графике тысяча обозна­чается буквой альфа (А). В альфе начало, то есть Христос, в имени - крест, который есть наша победа и поражение злого врага. Следователь­но, крестом Христа и его властью положен предел вражде мира, кото­рая соблазняет населяющих землю. Ибо никакое время не течет в этой вечности, и вечность Его времени не может иметь никакого конца и ника­ким числом лет не может исчерпать­ся. Итак, властью Господа и силою креста связывается сатана в бездне.

Трактат на Откровение.

Беда Достопочтенный

Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет

Дьявол переводится как текущий вниз, по-гречески же - обвинитель, клевет­ник. Сатана же переводится как противостоящий, либо предатель. Таким образом, его называют драконом из-за вреда, который он причиняет; змеем из-за хитрости, с которой он обманывает; дьяволом из-за того, что он пал со своей прежней ступени; сатаной - за упорство, с каким он противостоит Богу.

Изложение Откровения.

Экумений

Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет

Разве книга Откровения представляет нам тысячелетний период безбожных греков, перевоплощение душ, летейские струи и не знаю уж какой еще вздор и пустословие, сообщая, что дьявол будет скован на тысячу лет, а затем будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы (Откр 20:7)? Прочь столь губительные учения, подобающие эллинскому скудоумию! Что же на самом деле говорится? Вот изречено у пророка: ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи (Пс 89:5). Итак, тысяча лет счисляется как один день в глазах Бога. Это же написано и во Втором послании божественного Петра: Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет 3:8). И это так.

А божественный пророк Исайя говорил о полном вочеловечении Господа как о дне и сказал: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе (Ис 49:8). И не только [такие примеры], но также и псалмопевец этот самый день называет утром, в одном месте говоря о радости нашего спасения: сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс 117:24); в другом гимнословя: рано услышь голос мой, - рано предстану пред Тобою, и Ты узришь меня (Пс 5:4). Ведь наши моления удостаиваются благоприемлющего взгляда Бога Отца при посредничестве и примирении Господа.

И еще раз говорится про Иерусалим: Бог поможет ему с раннего утра (Пс 45:6). Днем и утром стало воплощение Господа, поскольку воссияло для нас Солнце праведности (ибо так выразился Малахия) и доставило нам свет ведения (Ос 10:12). Об этом божественном свете предрекал Захария, когда говорил: [по благоутробному милосердию Бога нашего], которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной (Лк 1:78); в согласии с чем говорит и пророк: Бог - Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника (Пс 117:27) <…>

Поскольку говорится, что день счисляется Богом как тысяча лет, и, опять же, пребывание Господа на земле называется днем, то и сказано, что этот день - тысяча лет, так как нет никакой для Бога разницы между одним днем и тысячью лет. В это время вочеловечения Господа дьявол был скован и не был в силах противиться чудесному явлению Спасителя. Поэтому, ощутив эти духовные оковы, нечестивые демоны возопили: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф 8:29). Но и Господь сказал, делая разъяснения об их оковах: Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его (Мф 12:29).

Стало быть, поскольку, как сказано, мы осмысливаем вочеловечение Господа и пребывание на земле как один день и тысячу лет, без различения вслед за божественным Писанием, то такое число упомянуто в сокровенном значении. Вот что гласит книга Откровения: И увидел я другого Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и цепь в руке своей. А когда он одолел дьявола, сковал его <…> и низверг его в бездну. То, что сделал Господь с дьяволом духовным образом, евангелист наблюдал словно изображение на доске. Ведь коль скоро невозможно было Иоанну как человеку видеть духовный мир, то он описывает случившееся телесным образом <…> Сказано: дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет. Ибо для пребывания Господа на земле необходимо было немного больше поддержки и попечения с целью предотвратить деятельность нечистых демонов против людей, сходную с той, что имела место во времена, предшествовавшие вочеловечению.

Комментарий на Откровение.