Толкования на Рим. 6:14

Свт. Иоанн Златоуст

Грех бо вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатию

См. Толкование на Рим. 6:13

Свт. Феофан Затворник

Грех бо вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатию

Да не обладает, — по-гречески: ού κυριεύσει — не будет обладать, — разумеется, — теперь, после крещения, по принятии благодати. Прежде он обладал вами, и, что ни внушал, все то вы тотчас делали, идя вслед его, как связанные; а теперь власть его пресечена воспринятою вами благодатию, действием коей вы умерли греху, то есть стали смертельно ненавидеть его. Теперь, появившись с своими искушениями, он не сочувствие раздражает, а возбуждает отвращение к себе, в котором благодать помогает и пребыть, не уступая ни в чем греху. Итак, не бойтесь, грех не одолеет вас; «ибо не одно естество ведет борьбу, но имеет содействующую благодать Духа. Несте бо под законом, но под благодатию. Прежде благодати закон учил только, что должно делать, а не подавал никакой помощи приемлющим закон. А благодать с законоположением дает и пособие. Посему-то законоположение благодати совершеннее закона, потому что своею помощию уничтожает трудность» (блаженный Феодорит). «Тело наше до пришествия Христова было подручно греху. Вслед за падением покрыл оное многочисленный рой страстей, и оно соделалось крайне неспособным идти путем добродетели. Не было еще ни вспомоществующего Духа, ни крещения, могущего умерщвлять (греху). Подобно необузданному коню, оно бежало и часто совращалось с надлежащего пути; потому что закон, хотя предписывал, что делать и чего не делать, впрочем, кроме словесных обещаний не оказывал ни малейшего пособия подвижникам. По пришествии же Христовом борьба сделалась легче. Давать заповеди свойственно не одному закону, но и благодати, которая прощает прежнее и укрепляет для будущего» (святой Златоуст). Но такое преимущество состоянию подблагодатному присвояется не механически как, а чрез укрепление нравственно свободных решений воли. Грех притупляет чувство к добру, отъемля сладость его. Грешащий знает одну сладость от греха, сладости же от добра не знает. Оттого, когда греховное влечение возбуждается, возбуждается и сласть греха, склоняющая волю. Воле в этом случае не на чем опереться, чтоб предпочесть греху добро и, оставя первый, склониться на второе, потому что нет чувства сладости добра. Это чувство подает благодать в первый акт обращения от греха к добродетели. В этот первый акт дает она сердцу вкусить сладость добра всем чувством, и это вкушение потом служит основою решений воли — отвергнуть грех и предприять добро всякий раз, как возгорается внутри борьба греха с добром. Такое настроение принадлежит крещенным по существу облагодатствования. До крещения в сердце живет грех, а благодать действует совне, призывая на добро; а по крещении благодать обитать начинает в сердце, а грех действует совне, искушая. Смотри у Диадоха в «Добротолюбии» (80-я глава и далее). Как городом владеет тот, кто сидит в крепости, — так по крещении власть владетельская над нами принадлежит благодати с добротолюбием, а не греху: последний уже не обладает, а только порывается снова завладеть.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью

См. Толкование на Рим. 6:9

Блаж. Августин

Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью

Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Это не потому, что закон плох, но потому, что он находящихся под ним делает виновными через свои повеления, не помогая их исполнять (ср. Рим. 7:8-11). Благодать, конечно же, помогает человеку стать исполнителем закона, так как без такой благодати тот, кто живет под законом, будет не более чем слушателем его (ср. Рим. 2:13).

О благодати и свободной воле.


Когда Павел говорит: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью, это относится к третьей ступени (см. Рим. 3:20), когда человек разумом служит закону Божиему, хотя плоть его все еще служит закону греха. Ибо он не подчиняется желанию греха, хотя вожделения все еще соблазняют его и подстрекают, чтобы он дал свое согласие, - доколе не возродится плоть его и не будет поглощена смерть победой (1 Кор. 15:54). Когда же мы не поддаемся злым помыслам, мы пребываем под благодатью и в нашем смертном теле не царствует грех… С другой стороны, тот, над кем господствует грех, хотя он и желает греху противостоять, находится все еще под законом, но еще не под благодатью.

Некоторые темы из Послания к Римлянам.


Благодать делает так, что грех не господствует над тобой. Так что не верь в себя, чтобы грех не поработил тебя еще сильнее.

О воздержании.

Блаж. Феодорит Кирский

Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью

Природа борется уже не одна, но имеет содействие благодати Божией.

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью

До пришествия Христова, говорит, тело ваше было удобопобедимо для греха. Тогда не было еще ни вспомоществующего Духа, ни крещения, могущего умерщвлять грех. Поэтому и закон, предписывая, что делать, не преуспел. По пришествии же Христовом борьба сделалась легче, почему и подвиги у нас, как получивших большие помощи, труднее. Итак, грех не будет господствовать над нами, если не слишком будем уступать ему. Теперь не закон, который только дает заповеди, а помощи не оказывает ни малейшей, но благодать, которая прощает прежние грехи и укрепляет для будущего.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью

Обрати внимание на удивительную осторожность в речи апостола. Говоря о нас, он сказал: Грех не должен над вами господствовать, а рассуждая о Спасителе, не говорит: «грех не должен господствовать», поскольку не подобало так говорить о Нем, но утверждает: Смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6:9). Ибо для смерти к Нему был доступ, а для греха - никакого. И напротив, о нас неподходяще было бы сказать: «Смерть не должна над нами господствовать», так как мы не можем от этого уберечься, но: «не должен над вами господствовать грех», которого, как он, без сомнения, знал, мы в состоянии избежать, согласно тому, что было сказано выше, то есть если мы умертвим вожделения плоти, в которых мог бы господствовать грех (см. Рим. 6:11). Поэтому он добавляет: Ибо вы не под законом, но под благодатью, и явственно показывает, что мы не под тем законом, который, по его словам, будучи заложен в членах, противится закону разума. Потому что если кто умертвит свои члены, то ясно, что он неподвластен закону членов, но благодати Божией. Об этой благодати он и в другом месте говорит, что «закон есть сила греха» (1 Кор. 15:56). Если же кто хочет относить это к закону Моисея, то он, несомненно, скажет, что мы не под законом буквы, которая убивает, но под законом Духа, Который животворит и Который он здесь назвал благодатью.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью

Если мы будем следовать предписаниям, которые Он дает, - говорит Павел, - грех не сможет господствовать над нами так, как он господствует над теми, кто грешит. Ведь если мы не следуем повелениям Его, мы - под законом, а если бы мы не грешили, то были бы не под законом, но под благодатью. А когда мы грешим, мы попадаем под закон, и грех начинает властвовать над нами, так как всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). Человеку необходимо пребывать под законом, пока он не получит прощения. Властью закона грех делает грешника виновным (ср. Рим. 7:8-11). Так что тот, кому даровано прощение и кто оберегает себя от нового греха, уже не находится во власти греха и не находится под законом. Ибо власть закона не распространяется на того, кто освободился от греха: тот, кто избавился от грехов, не может быть под законом.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Констанций

Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью

Апостол говорит: Грех не должен над вами господствовать, не потому, что невозможно согрешить тем, кто получил благодать, но хорошо зная, что те, которые под благодатью, чужды многим разнообразным предписаниям закона и его бремени, которое было дано из-за жестокосердия иудеев… Ибо причастные благодати Христовой научились как надлежит связывать страсти и любить ближнего своего (см. Лев. 19:18; Втор. 6:5; Мф. 22:37-39; Мк. 12:30-31; Лк. 10:27).

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью

Повторивши, что грех теперь не должен уже обладать людьми, искупленными Христом, Апостол, для уверения своих читателей в этом указывает на то, что они теперь уже находятся не под законом, а под благодатию. Это состояние благодатное или примирение с Богом и общение с Ним сообщает душе такую победную мощь, какая совершенно отсутствовала в тех, кто находился под водительством закона. У подзаконного человека в душе постоянно было только тягостное чувство своей ответственности пред Богом, страх осуждения и рабская покорность вместо детской преданности, какую питает в отношении к Богу христианин.

См. также Толкование на Рим. 6:12