Толкования на Рим. 8:14

Свт. Иоанн Златоуст

Елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии

См. Толкование на Рим. 8:12

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 14-15 Ибо все водимые Духом Божиим — сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче»

Живущие же духом1) — они и есть водимые Духом, поскольку запечатлены Святым Духом и избавились от рабства по закону и письменам и, более того, перешли к свободе, получили свидетельство Духа усыновления в том, что они — сыны Божии, и этим Духом усыновления взывают: Авва, Отче!

Из катен

Свт. Феофан Затворник

Елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии

Высказав наставление — жить не по плоти, а по духу, — стихи 12 — 13, — как условие к воскресению для блаженства, — стих 11, — Апостол теперь углубляет убеждение, что если так будет, то они несомненно будут наследниками Царства. Ибо, говорит, если будете жить по духу, то это будет значить, что вы Духом Божиим водитесь; но которые Духом Божиим водятся, те суть сыны Божии; если же сыны, то и наследники. Такова мысль Апостола в 14-17-м стихах. Сказав: сыны, — стих 14, — мог бы он прямо заключить: аще сыны, то и наследники — стих 17. Но он счел нужным подкрепить убеждение в сыновстве, кроме указания на таинственное рождение от Бога и приятия Духа в Таинствах Крещения и Миропомазания, еще и свидетельством внутреннейшего чувства, удостоверяющего, яко чада Божии есмы.

Почему водящиеся Духом Божиим водятся Им? Потому что рождены от Него и, быв от Него рождены, прияли Его в себя. Очевидно, таким образом, что водящиеся Духом Божиим суть сыны Божии. Не во внешнем состоят они отношении к Богу, а во внутреннейшем, живом. Но это совершается в таинствах благодатию Божиею; дело же жизни должно состоять в продолжении начатого в них. А это как спеться (состояться) может? Так, чтобы рожденные от Духа и водимы были Духом. Настоящие сыны Божии и суть те, которые водимы бывают Духом Божиим. Апостол свел все дело к опыту, к свидетельству жизни. Так нужно было ему, чтоб, обусловив наследие сыновством, а сыновство водительством Духа, воспламенить возжелавших наследия вечного ревностию ходить по духу. Ибо ходящие по духу и суть водимые Духом. Ты рожден от Духа, ты принял Духа в таинствах; но этого мало: надо тебе быть водиму Духом, или водиться Духом, — жить по Духу. Водятся — значит: водимы бывают и сами себя водят. Дух Божий влагает руководительные мысли, чувства и движения, а верующий соглашается на них, принимает их в руководство и ими водится. Благодатное водительство дивным образом сочетавает силу Духа с произволением человека.

Святой Златоуст говорит: «говоря так, Апостол выражает желание, чтобы Дух Божий был господином над нашею жизнию, как кормчий над кораблем или возница над парою коней. Не на одно тело, но и на душу Апостол налагает такую узду. Самой душе не дает полномочия, напротив, власть ее подчинил силе духа. Дабы обнадеженные даром крещения не пренебрегали впредь благоустроением своей жизни, говорит: хотя ты и принял крещение, однако ж если после оного не будешь водиться Духом, то утратишь дарованное тебе достоинство и право усыновления. Посему не сказал: все приявшие Духа — сыны, — но: все водимые Духом Божиим. Сие значит, что которые так ведут себя в продолжение целой жизни, что водятся Духом, сии суть сынове Божии. — А как сие достоинство дано было и иудеям, ибо сказано: аз рех: бози есте и сынове Вышняго ecи (ср.: Пс. 81, 6); и еще: сыны родих и возвысих (Ис. 1, 2); и еще: сын Мой первенец Израиль (Исх. 4, 22); а также сам Павел говорит: ихже всыновление (9, 4); посему и объясняет он разность, какая находится между тою и другою честию. Хотя наименования те же, говорит он, но вещи инаковы».

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии

Если мы дети Божии; если уже начинаем становиться Его храмами (см. 1 Кор. 3:16); если живем духовно, стяжав Святого Духа; если возводим глаза от земли к небу; если восходим к высшему и божественному с душой, исполненной Бога и Христа, - то лишь потому, что делаем достойное Бога и Христа, как призывает и побуждает апостол.

О ревности и зависти.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии

Ибо все, кто Духом Божиим водятся, то есть те, кои вращаются в духовных предметах, сии суть сыны Божии

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии

Выше дал такое обещание: будете живы, если умерщвляете порочные дела. Теперь предлагает важнейший венец и большую мзду, именно усыновление Богом. Не сказал: все, которые живут Духом, но все, которые водятся Духом, то есть управляются, как возницей, делая Духа господином над душой и плотью. Хотя ты и принял крещение и стал чрез крещение сыном Божиим, но если не будешь водиться Духом: то утратишь дар. Ибо хотя все мы получили Духа в бане воздержания, но водиться Им во всю жизнь требуется от нас, как наше дело. Поэтому не сказал: которые получили Духа, те суть сыны Божии, но говорит: которые Духом Божиим водимы.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии

Итак, Дух Божий есть то же самое, что и Дух Христов, и Он же есть Дух Святой. Но, как представляется, Его называют и «Духом усыновления», как объявляет данное апостольское высказывание. Так и Давид, когда говорит: Духа Твоего Святого не отними от меня, и: Духом владычественным утверди меня (Пс. 50:13-14), имеет в виду, как кажется, Его же. И Он, я думаю, для того назван «владычественным Духом», чтобы показать, что есть много духов, но начальство и господство среди них принадлежит сему Святому Духу, Который называется и владычественным. Ибо как есть много сынов Божиих, согласно Писанию: Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы (Пс. 81:6) однако один Сын по природе и Единородный от Отца, благодаря Которому все называются сынами, - так и духов много, но один Тот, Который поистине исходит от Отца и дарует всем остальным благодать Своего имени и освящения.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Констанций

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии

Все, кто живет согласно учению Святого Духа, водимы Духом Божиим.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Проспер Аквитанский

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии

Поскольку воля приуготовляется Господом, Он сам, дабы привести Своих сынов к добрым делам, отеческими внушениями трогает их сердца… Следовательно, мы ощущаем присутствие нашей собственной воли, но в то же время не сомневаемся, что в каждом порыве человеческого воления Его помощь оказывается сильнее.

Послание к Руфину о благодати и свободе воли.

Лопухин А.П.

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии

Апостол сказал, что христиане, умерщвляющие дела плоти, получат вечную и блаженную жизнь. Это он теперь и хочет обосновать. Чем же? Указанием на то, что они, христиане, будучи руководимы Духом Божиим, о чем сказал Апостол в последних словах 1-го стиха, являются сынами Божиими, а следовательно, и наследниками вечной жизни. Но последний вывод Апостол делает только в 17-м стихе. Следующие же стихи 15-16-й он посвящает доказательству той мысли, что христиане - действительно сыны Божии.

См. также Толкование на Рим. 8:12

1) Если принять во внимание (Рим 8:8–9), речь идёт о духе человека, получившем благодать Святого Духа.