Толкования на 2 Цар. 17:20

Прп. Иоанн Кассиан

И пришли рабы Авессалома к женщине в дом, и сказали: где Ахимаас и Ионафан? И сказала им женщина: они перешли вброд реку. И искали они, и не нашли, и возвратились в Иерусалим

Что скажем о поступке той женщины, которая приняла посланников упомянутого Хусия к царю Давиду и спрятала их в колодце, накрыв колодец покрывалом и сделав вид, что сушит ячмень? И сказала женщина [рабам Авессалома]: они перешли вброд реку. Этой уловкой она спасла их от рук преследователей.

И вот теперь ответьте мне, а что бы вы сделали, если оказались бы в сходной ситуации, вы, живущие под Евангелием? Стали бы вы скрывать их такой же ложью, говоря: Они перешли вброд реку - исполняя, что требуется: спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? (Притч 24:11). Или, говоря правду, вы предадите их тем, от кого они скрываются, ибо они намереваются совершить убийство? Как тогда быть со словами апостола: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор 10:24)? И еще: любовь не ищет своего (1 Кор 13:5), [а также]: Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других (Флп 2:4). И вот что о себе говорит: И я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись (1 Кор 10:33).

Ведь если мы ищем только своего и упорно держимся за то, что нам полезно, нам придётся говорить правду и при затруднениях такого рода и станем мы причиной чужой гибели. Но если будем исполнять повеление апостола и ставить пользу для другого над пользой себе, то, без сомнения, необходимость лгать для нас не возникнет.

Собеседования.