Толкования на 3 Цар. 8:10

Еп. Виссарион (Нечаев)

II. Паримия из 3-ей книги Царств на праздник Введения (гл. 8:1–11) В сей паримии идет речь об освящении новосозданного храма Соломонова.

И бысть яко изыдоша священницы из святилища и облак исполни дом

То же явление было при освящении скинии Моисеевой: и покры облако скинию свидения (свидетельства), и славы Господни исполнися скиния (Исх. 40:34). Облако, наполнившее храм, или облачная мгла, распространившаяся в нем, было знамением присутствия Божия. Эта мгла похожа была на Синайский мрак, но не сопровождалась, как этот, страшными явлениями – громами и молниями, оглушающими трубными звуками, землетрясением. Все возвещало близость Божества, но вместе видно было, что Господу угодно было возбудить в людях одно тихое благоговение к Нему, а не подавляющий испуг. – Облако наполнило храм тогда, когда священники, поставив на место священный кивот, вышли не только из Святая Святых, но из святилища, и остановились во дворе храма, готовясь обновить жертвенник принесением и сожжением на нем первых жертв, – но –

Толкование на паремии из книг Царств.

Лопухин А.П.

Ст. 10-11 Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень

Светоносное облако в храме.

(2 Пар 5:11-14). Облако (10 ст.), наполнившее храм, или слава Иеговы, наполнившая храм (11 ст.), есть облако Феофаническое (на позднейшем языке - «Шехина»), подобное тому, которое наполнило скинию при освящении ее (Исх. 40:34-35, ср. Исх. 19:9; 20:21; Втор. 4:11; 5:19; Пс. 96:2), но отличное от облака курений (Лев. 16:2). - «Слава Господня» (евр. кевод-Иегова) - обычное название самооткровения Иеговы в мире.