Толкования на Авм. 3:8

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 8-11 Еда в реках прогневаешися, Господи? еда в реках ярость Твоя? или в мори устремление Твое? яко всядеши на кони Твоя, и яждение Твое спасение. Наляцая налячеши лук твой на скиптры, глаголет Господь: реками разсядется земля. Узрят Тя и поболят людие, расточая воды шествия Его: даде бездна глас свой, высота привидения своя: воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем: во свете стрелы Твоя пойдут, в блистании молний оружий Твоих

Цель пророка – показать, что второе домостроительство (Новый Завет) гораздо лучше и блистательнее Ветхого, и сопровождается несравненно большими благами. Древле он освободил Израиля чрез Моисея от плотского рабства, превратив в кровь египетские реки и сотворив знамения и чудеса, потом разделив Чермное море и переведши чрез него освобожденных, а самых воинственных из египтян потопив в водах. Когда же Единородное Слово Бога сделалось человеком, то Оно избавило всю вселенную, подчиненную дьявольскому владычеству, не реки превратив в кровь, не на воду изливая свой гнев, не волны морские разделив и не людям причиняя погибель, напротив, убив самого убийцу – змия, и истребив от него и чрез него усилившийся грех, разрушив несокрушимую державу смерти и призвав всех к богопознанию чрез святых апостолов, которые, обойдя всю вселенную и возвестив всюду об имени Христа, по всей справедливости возбудили удивление. О Господи, говорит, Ты сам совершил дела, весьма достойные удивления и несравненно превосходнейшие совершенных Тобой чрез Моисея. Не на реки Ты наведешь гнев, не против моря Ты устремишься, не на них, как некогда, возблистает чудо Твоей божественной власти; напротив, Ты «всядеши на кони твоя, и яждение твое спасение». Но, далее, что это за кони? Это – блаженные ученики, апостолы и евангелисты, всецело преданные Его божественной воле, послушливые, благопокорливые, с готовностью исполняющие все угодное Ему, носящие в себе Христа, из коих один блаженный Павел; о нем Он сам говорит, «яко сосуд избран ми есть сей, пронести имя Мое пред языки» (Деян. 9:15). Весьма быстры эти кони, обтекли всю вселенную. Так, говорится, что есть колесница, имеющая тьмы тем и тысячи управляющих (Пс.67:18); впоследствии после них было весьма много вождей народа, подчинивших выю ума игу Спасителя и распространяющих славу Его по всей земле, и право правящих слово истины, и как бы конницей покоряющих всю землю. Спасение же коней или конницы означает, что не напрасно они совершали бег, но чтобы спасти города, страны и народы, в то время как Христос ниспровергает владычество демонов, которые, так сказать, разделили между собой всю землю, подчиняя своей воле ее обитателей. А так как древнее владычество демонов падет, то справедливо поэтому говорит: «наляцая налячеши на скиптр»; ибо Он устремится, как я сказал недавно, не на реки или моря, напротив, ниспровергнет скиптры демонов.

Опять упоминает о делах Спасителя, и к другим народам, против которых напрягается лук или будет направлен, прибавится «земля рек», под которой, может быть, разумеет вавилонскую страну, ибо тогда она была в средине рек, – чтобы под сим образом врагов чувственных указать на множество врагов духовных и невидимых, против которых борются святые. Слово пророков всегда прикровенно. Итак, срединой рек обозначается земля вавилонская, а чрез нее прикровенно толпа демонов. Или, может быть, пророческое слово намекает нам и на нечто другое. Кажется, землею рек называет Иудею ради того, что в ней было очень много пророков, наподобие рек орошающих народ и как бы напаивающих божественными потоками. О них, думаю, говорит и блаженный Давид: «реки восплещут рукою вкупе» (Пс. 97:8), и Бог устами Исаии: «возблагословят мя зверие селнии, Сирини и дщери струфовы: яко дах в пустыни воду и реки в безводней, напоити род Мой избранный, люди Моя, яже снабдех, добродетели Моя поведати» (Ис. 43:20-21); ибо Господь наш Иисус Христос назван источником сладости (Пс. 35:9), и поистине Он таков. Он же есть и река, как негде о Себе Он сказал устами святых: «се, аз укланяю на ня аки реку мира, и аки поток наводняемый славу языков» (Ис. 66:12), и устами Давида сказано: «речная устремления веселят град Божий» (Пс. 45:5). Нет препятствий по сходству с Ним и самих святых называть реками, как сообразных с Ним духовно. Как Сам Он есть свет истинный (Ин. 8:12), и святым апостолам сказал: «вы есте свет мирови» (Мф. 5:14); так Сам Он, будучи и рекою, и водою живою, и святым дарует право прославляться тем же самым. Итак, земля рек духовных, то есть Иудея, не желающая пить воду живую и не принимающая слова святых пророков, ни даже слова самого Моисея, «аще бо бысте веровали Моисеови, веровали» быша и Христу: «о Нем бо той писа» (Ин. 5:46), «разсядется», то есть будет терпеть жажду, ибо расседается земля жаждущая. Итак, пророк удивляется и как бы с состраданием говорит: имевшая древле многие реки и великое изобилие источников, будет землей жаждущей и неорошенною. Когда же, говорит, духовно узрели Тебя, Господи, явившимся народы, то есть язычники, уразумевшие Твое таинство, то тотчас восприняли добро в муках рождения и соделались плодородными. О них можно было сказать: «страха ради твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом, дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли» (Ис. 26:18); ибо приявшие Еммануила за своего Спасителя и Избавителя в болезнях рождают страх, и всякое порождение духовное будет у них плодом добродетели, и старание их завершится духом спасения. Итак, «узрят Тя и поболят людие», испив от твоего источника и упившись от евангельских вод. С готовностью пришли они к Тому, Кто говорит: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне» (Ин. 7:37); ибо Он был богат милостями и благ, так что и на самых путях расточал воды, то есть животворящее слово евангельского наставления, как говорит Матфей, «прохождаше Иисус грады вся и веси, учя на сонмищих их, и проповедая Евангелие Царствия, и целя всяк недуг и всяку язю в людех» (Мф. 9:35). Это-то, думаю, и означают слова: «расточая воды шествия Твоего». А что слово богодухновенного учения повсюду в Священном Писании называется водою, – как можно усомниться в этом?

Показывает, что народы, родившие добродетель, бесчисленны; ибо такова бездна. Тем же именем названо и множество святых ангелов устами Иезекииля. Бог негде как бы в лице князя Тирского сказал о сатане, года низверг его в ад: «плакася о нем бездна» (Иез. 31:15), потому что низвергся и пал тот, кто был выше всех и превосходил славой, который находился между Херувимами, по словам того же пророка. Нет ничего удивительного и в том, что весьма сильно опечалена была духовная бездна, то есть сонмы высших духов, как бы скорбела о подвергшемся этой участи и оскорбившем Бога всяческих. Посему бездна, то есть беспредельное и необъятное множество уверовавших, и «высота привидения» в нем, то есть все, что в нем есть славного и высокого, и блиставшего в этом мире привидениями или пустой славой, «даде глас свой». Христос славословится всяким народом, и всякий может видеть, что это с готовностью делают и малые и великие, и знатные и незнатные, и отличающиеся или славой, или богатством и блеском жизни. Все это весьма справедливо назвал привидениями (призраками); ведь для них это ни что иное, как призрак, потому что «всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный» (Ис. 40:6). А что «бездна даде глас свой» и величают похвалами Господа Иисуса Христа и малые и великие, это показывает и блаженный Давид, говоря: «хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны» и, присовокупив к этому: «горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты», опять прибавил: «князи и вси судии земстии: юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне» (Пс. 148:7, 9-13). И великий Исаия сказал нам о Нем: и «царие узрят его, и востанут князи и поклонятся ему» (Ис. 49:7), и как бы показывает основание, почему «бездна и высота привидения ея даст глас», сейчас же прибавив: «воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем во свете». Как бездну мы понимаем не в чувственном смысле, ибо это очень грубо, но духовно и разумно; так и теперь не на стихиях, то есть на солнце и луне, мы остановим мысленный взор наш; но, от подобия с ними устремляясь к высшему, рассмотрим значение мыслей. Итак, под солнцем мы разумеем полное света и блеска наставление евангельских изречений, а под луною – меньший и слабейший свет закона, сияющего как бы в ночи и во тьме времени до пришествия Христова; ибо днем называется то время, в которое воссиял Христос, Солнце правды, духовная денница, взошедшая в сердцах уверовавших. Посему и божественный Давид говорит: «сей день, его же сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в он» (Пс. 117:24). Как чувственное солнце, будучи еще низко и едва поднимаясь над землей, еще не широко распространяет свои лучи и не бывает блестящим, но как бы в себе самом сдерживает свой свет; поднимаясь же на высоту, оно на всех бросает самые блестящие лучи; так и учение Христово, то есть евангельское, вначале было стесняемо и многим было неизвестно, но, восходя наподобие солнца и постепенно поднимаясь на высоту, и повсюду распространяя свет богопознания, поражает удивлением бездну, то есть весь род человеческий. Посему и «даде глас»; ибо, как я сказал, оно славословит и называет Еммануила и Богом, и Господом всяческих, и Искупителем. Итак, «взыде солнце», а равно «и луна», то есть закон «ста в чине своем во свете»; ибо детоводительство чрез Моисея ниже евангельского, и таково было назначение первого, что оно было тенью и образом. После того как воссиял Христос – исполнение закона и пророков, воссиял и закон; ибо сопоставляя совершившееся с тем, что чрез него было предвозвещено, мы удивляемся и свету самого закона, многими способами искусно нам предобразовавшего таинство Христа. Итак, «ста во свете». И Сам Христос ублажает тех, которые привели в себе к единству законное и евангельское учение, говоря так: сего ради глаголю вам, «яко всяк книжник, – то есть познавший закон, – научився царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая» (Мф. 13:52). Но можем принять здесь и другой смысл, допуская, как мне кажется, не что-либо невероятное, но весьма близкое к истине. Солнцем мы называем, и вполне справедливо, Еммануила: ибо Он так именно и назван, и это – истинно. Луною же, надобно думать, называется по подобию с веществом (т.е. луною) Церковь Божия, являющаяся сущим во тьме и светящая сущим в ночи. Итак, когда взыде солнце, по слову пророка (ибо Христос восшел за нас на честный крест), тогда воссияла и церковь из язычников, и «ста в чине своем во свете», то есть богатая светом, как некая луна и сохраняющая порядок своего круговращения, стала светом сущим во тьме, как я только что сказал. А что церковь появилась тогда, когда Христос был вознесен и претерпел крест за жизнь всех, это подтвердит Он Сам, говоря: «аще зерно пшенично пад над земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит» (Ин. 12:24). И опять: «и аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе» (Ин. 12:32). Итак, поднятие солнца на высоту несомненно означает страдание на кресте или восшествие на небеса; ибо и в этом случае мы говорим, что Он вознесся.

Стрелами, пролетающими чрез всю землю и как бы пущенными из лука или благодетельною рукою, здесь называет святых апостолов и евангелистов, о которых негде блаженный Давид говорит: «яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных» (Пс. 126:4). Изгнан и извергнут народ иудейский за то, что он нагло поступил с Христом, призывающим к жизни. Сыны же тех и потомки Израиля, избранные ученики соделались стрелами и копьями, как бы метаемыми весьма могучей рукою и всякого поражаемого легко пронзающими до смерти. Эти стрелы получают блеск как бы от руки Христа, а вонзаются во внутренности дьявола и умерщвляют змия. Посему и блаженный Давид негде воспевает и говорит Господу нашему Иисусу Христу: «стрелы Твоя изощрены, сильне: людие под Тобою падут в сердцы враг Царевых» (Пс. 44:6). Итак, эти стрелы поражают полчища демонов и становятся на погибель врагов; познавшим же явление Его и почтившим Его верой посылают иную благодать, ибо уязвляют их любовью, по слову невесты в Песни Песней, «яко уязвлена есть любовию аз» (Песн.2:5). И в другом отношении оказываются они «блистанием молний оружий его». Под оружиями его можно разуметь те, в которые повелевает и нам самим облечься блаженный Павел, говоря: «облецытеся во вся оружия Божия» (Еф. 6:11); а это суть: броня правды, шлем спасения, щит веры, обувание ног во уготование благовествования мира и меч духовный (Еф. 6:14-17). Эти оружия Христовы таковы, что не Его защищают, напротив, подаются достойным; оружия эти блестящи и молниеносны, ибо добродетель блистательнее всего. Итак, стрелы будут в свете блистания оружий твоих, потому что оружия будут блистать, будут просвещать, уча незнающих. У грехолюбцев добродетель есть нечто безобразное и совсем не светлое; у людей же знающих ее она блестяща и светла не менее молнии и делает человека известным повсюду. Итак, божественные ученики были первыми, имеющими молнию оружий твоих, и для других будут во блистание ее. Как опытные во врачебном искусстве страдающих глазной болезнью и убегающих света солнечных лучей, для излечения от болезни убеждают выдерживать силу света, и со всей справедливостью могут считаться сделавшимися для них как бы некоторым светом; так и божественные ученики, высоко почитая и ценя добродетели, которые поставлены в числе оружий Христовых, оказываются как бы некоторым сиянием свойственного им блеска или просветителями других.

Толкование на пророка Аввакума.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 8–9 Разве на реках, Господи, разразился гнев Твой, или на реках ярость Твоя, или на море негодование Твое, что восходишь Ты или: взошел на коней Твоих и спасение колеснице Твоей? С силою направишь Ты лук свой, клятвы, которые ты дал народам. Всегда

Где Семьдесят перевели «диапсалма», а Акила: «всегда», и прочие, как выше, перевели подобным образом. Так как речь спешит перейти в образному (таинственному) смыслу, то я, только вкратце охватив буквальный смысл отрывка, буду продолжать как и в других местах. Как Иордан и Красное море осушил Ты, сражаясь за нас, не потому, что гневался на реки и море, и не потому, что неодушевленные предметы могли навлечь чем-либо гнев Твой; так и теперь восходя на колесницы Свои, схватывая лук, Ты дашь спасение народу Твоему, и навеки исполнишь клятвы, которыми Ты клялся отцам нашим и народам. А слова его: «Разве на реках разразился гнев Твой, Господи? или на реках ярость Твоя, или на море устремление Твое?» сказаны в смысле сомнения и скорее имеют значение вопроса, чем утверждения. В самом деле, есть реки добрые и есть реки худые. Есть море худшее и есть море лучшее. Вот пример хороших рек: Устремление реки увеселяет град Божий (Пс. 45,5), и кто будет пить от воды Господней, у того от чрева потекут реки воды, стремящейся в жизнь вечную (Ин. 4, 14); пример же рек дурных мы видим в том случае, когда Фараон в книге Иезекииля говорит: Мои реки и я создал их (Иез. 29, 3, 9) в них обитает дракон и многое тому подобное. А что море понимается в хорошем значении, это свидетельствует псалом двадцать третий, в котором в переносном смысле о церкви говорится, как об οἰχουμένη, Т. е. о вселенной: «Господня есть земля и полнота ее, вселенная и все живущие на ней… Он Сам на море основал ее и на реках уготовал ее», т. е. вселенную (Пс. 23, 1, 2). А то, что́ основано Богом на море и приготовлено на ревах, конечно, понимается в хорошем значении. Точно также и то, что́ говорится о винограднике, который принесен из Египта: Ты распространил ветви ее до моря и отпрыски ея до реки (Пс. 79, 12); по моему мнению слова «до моря» могут быть понимаемы в хорошем значении. И мы утверждаем, что те слова божественные, которые более других ясны и как бы питье подают жаждущим, называются реками; а морем в Писании называются те слова, которые полны таинств, поставлены в глубине, о чем Апостол говорит: О глубина… премудрости и познания Божия (Римл. 11, 33) и пророк восклицает: Из глубины я воззвал к Тебе, Господи (Пс. 129, 1). Это сказано относительно того, что и море может быть принимаемо в лучшем значении. А что оно принимается и в противоположном смысле, свидетельств этого есть много, из числа которых и в Псалмах есть такое: «Это море великое и пространное:… там плавать будут корабли», малые животные с великими. Тот дракон, которого Ты создал для того, чтобы он ругался над ним (Пс. 103, 25, 26). Это видно также из Евангелия, когда Спаситель запрещает ветрам и морю и говорит ему: «Умолкни и онемей» (Мк. 4, 39); а то, что́ запрещается, есть зло, как, напр., в словах пророка Захарии: Да запретить тебе, Господь, диаволе! (Зах. 3, 2) и в послании в Тимофею: Обличай, утешай и запрещай (2Тим. 4, 2). Итак, когда пророк вопрошает: „Разве на реках разразился гнев Твой, Господи! или на реках ярость Твоя?» относительно рек мы будем утверждать, что если это реки Египта или море Красное и кровавое, то Господь поражает их гневом Своим и со всею стремительностью несется против пучин, вздымающихся против познания Божия. Посему море увидело и побежало (Пс. 113, 3), не выдерживая присутствия Божия. И Иордан возвратился назад, отступая пред славою переходящего чрез него народа; он же разделяется на две части Илиею и Елисеем. Но скажем яснее: под реками, на которые гневается Бог, ты понимай красноречие еретиков, устремляющееся против истины и церкви. А в душах тех людей, которые окружаются всяким ветром учения и всегда вздымаются злобою и повергаются в соленые и горькие пучины, ты усматривай то море, против которого устремление Господне и которое чувствует Его пришествие, и знает, в каких пределах и границах оно заключено будет, и которое услышит слова: «В тебе сокрушатся волны Твои». А если море и реки суть хороши, то потому, что в реках омывается Иисус, и на море этого рода Он устрояет церковь Свою. Далее следуют слова: «Потому что Ты восходишь на коней Твоих и восхождение Твое есть спасение». Я вопрошаю о конях, на которых восходит Господь, и думаю, что это ничто иное, как души святых, на которых восходит Слово Божие, чтобы спасти и их, и других чрез них. Представим из Писания примеры коней. В книге Песнь Песней Жених говорит: Коням Моим в колесницах Фараоновых Я уподобил тебя, возлюбленная моя (Песн. 1, 8). Это значит не то, что Христос Церковь, или Слово Божие душу, – которую Он называет невестою Своею, – приравнивает к колесницам Фараоновым но то, что всякая душа, хотя бы она была святою и совершенною, по сравнению с Богом есть как бы колесница или рабочий скот. Посему Моисей и говорит Господу: «Я есмь человек ἄλογος, т. е. неразумный» (Исх. 4, 10) и Давид говорит: Как скот я сделался пред Тобою (Пс. 72, 22). Не то, что скот в обыкновенном значении, а что он скот пред Богом. Этим коням противоположны те кони, которых имеет Фараон, и о которых говорится: Коня и всадника поверг в море (Исх. 15, 21). Этого рода восхождение на коня не спасение, а погибель. Поищем и других коней, на которых восходит Господь. В книге Царств мы читаем, что слуга Елисея поднялся рано утром и увидел войско, окружающее стены города, и коней, и колесницы (4Цар. 6, 15). И после того, как по молитве человека Божия открылись очи его: Посмотрел, – говорится там, – и вот… гора наполнена конями, и колесницы огненные вокруг Елисея (4Цар. 6 17). Прилежно обрати внимание на то, что являются кони и колесницы, и однако на столь многом числе тысяч коней и колесниц нет ни единого всадника. Всадник и управитель этих коней есть Тот, о Котором Псалмопевец восклицает: Восседающий на Херувимах покажи Себя (Пс. 79, 2). Такого рода конями и такого рода колесницею и Илия был восхищен на небо (Цар. 2, 11). Если же кто захочет узнать о словах пророка Захарии, что́ это за кони рыжие, черные, пегие, белые, выходящие из-под мирт и гор, расположенных в глубине, или как написано у Семидесяти: „медных“, то на это мы постараемся дать разъяснение в толкованиях на книгу этого пророка (Зах. 1, 8), если Богу будет угодно продлить нашу жизнь. И Иоанн видел коней белых и всадников их (Откр. 6, 2). По моему мнению из них кони белые это – тела людей, восстающих во славе, а всадники это – души святых. А тот, кто подобно мне грешен, будет сидеть на коне черном, и относительно его будет сказано: Задремали все, которые взошли на коней (Пс. 75, 7). О конях такого рода говорится: Для спасения конь ненадежен (Пс. 32, 17), ибо плоть обнаруживает похоть против духа, и мудрость ее враждебна Богу. Это сказано о тех, которые любят тело, и сидят на черных конях. А мы приготовим души наши в коней и колесницы Господни; Он восходил на Павла, восходил на Петра, и ходя на колесницах подобного рода, просветил весь мир. Напрягая лук Свой, или стрелы Свои на скиптры, т. е. на царства, против которых был послан Иеремия, Он поколебал их, ниспроверг и разрушил (Иер. 8); Он сделал это для того, чтобы грех не царствовал в смертном теле нашем. А под скиптрами, т. е. царствами диавола, которые Он показал Господу, ты понимай различные грехи, – скупость, роскошь, гнев, злословия, кражи, клятвопреступления, против которых Слово Божие, сидящее на конях и колесницах своих, направляет губительные стрелы молнии своей, но не выпускает их, чтобы не был поражен силою стрел тот, который был устрашен напряжением лука. А делает это Он «всегда», – слово, которое Акила употребил вместо «диапсалма», Ибо всегда Он пребывает или пребывал во святых своих, всегда Он во всеоружии. И восходит Он на коней, приготовляя острые стрелы против языка их, и всюду устремляется на спасение мира.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.

Лопухин А.П.

Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки - негодование Твое, или на море - ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?

Заключающийся здесь вопрос в смысле описаннных ранее грозных феномен имеет значение недействительного вопроса, требующего соответствующего ответа, а скорее есть поэтический прием - обычная в библейско-поэтических произведениях пауза (ср. Быт XLIX:14; Суд V:12; Пс LXVII:20 сл.; XVII:21), служащая переходом к изображению новой теофании. Общий смысл стиха и особенно второй половины его тот, что, по библейскому воззрению, стихии природы и все отдельные явления ее служат целям Божественного мироправления (ср. Пс CIII:4; XVII:11), самый же образ колесниц и коней пророком заимствован из истории чудесного перехода евреев через Красное море (Исх XIV:25-26; XV:3-4). «Как Иордан и Красное море иссушил Ты, сражаясь за нас, не потому, что гневался на реки и море, и не потому, что неодушевленные предметы могли навлечь чем-либо гнев (Твой); так и теперь, восходя на колесницы Свои, схватывая лук, Ты дашь спасение народу Твоему, и навеки исполнишь клятвы, которыми Ты клялся отцам нашим и народам» (блаж. Иероним, с. 202). Напротив (вопреки мнению библеистов рационалистического направления, как: Гункел, Марти), никакого намека на мифологическую борьбу стихий, напр. на миф ассириологии о Тиамате (бездна, хаос) в словах пророка не замечается.

Толковая Библия.