Толкования на Есф. 5:1

Свт. Григорий Богослов

На третий день Есфирь оделась по-царски, и стала она на внутреннем дворе царского дома, перед домом царя; царь же сидел тогда на царском престоле своем, в царском доме, прямо против входа в дом. Когда царь увидел царицу Есфирь, стоящую на дворе, она нашла милость в глазах его

Да погибнет тот, кто первый начал раскрашивать Божию тварь; потому что он первый примешал к краскам бесстыдство… У них нет покоя ни дверям, ни ключам, ни зеркалам, ни притираньям, ни уборщикам; весь дом приходит в содрогание. И все это от тщеславного желания расписать себе лице. Но целомудренная красота, которая не знает убранств, не требует и таких беспокойств. Если же ты столько гордишься накладною красотой; то не можешь иметь и здравого понятия о красоте неподдельной. Привлекательна была наружность у Есфири; но что было плодом ее чрезвычайной красоты? Спасение целого народа.

Творения.

Свт. Климент Александрийский

На третий день Есфирь оделась по-царски, и стала она на внутреннем дворе царского дома, перед домом царя; царь же сидел тогда на царском престоле своем, в царском доме, прямо против входа в дом. Когда царь увидел царицу Есфирь, стоящую на дворе, она нашла милость в глазах его

Если Господь естественную красоту тела ценит менее, чем красоту души, то что Он подумает о ложной красоте, Он, полностью отринувший всякую ложь? Ибо мы ходим верою, а не видением (2 Кор 5:7). На Аврааме Господь весьма ясно показывает, что следующий за Богом должен полностью презирать отечество, родственников, имущество и богатство. Он сделал Авраама чужеземцем и за это назвал его другом, потому что тот презрел свое домашнее изобилие. Ибо Авраам был знаменитого рода и очень богат. И количеством в триста восемнадцать человек своего дома он победил четырех царей, пленивших Лота. И мы обнаруживаем, что только Есфирь украшалась праведно. Нарядность этой женщины для своего царя имела таинственное значение; красота же ее оказывается выкупом за ее осужденный на смерть народ.

Педагог.

Рабан Мавр

На третий день Есфирь оделась по-царски, и стала она на внутреннем дворе царского дома, перед домом царя; царь же сидел тогда на царском престоле своем, в царском доме, прямо против входа в дом. Когда царь увидел царицу Есфирь, стоящую на дворе, она нашла милость в глазах его

Тот факт, что Есфирь надевает царские одеяния на третий день, без сомнения, означает, что Церковь язычников в третью пору мира, то есть после воплощения, страдания и воскресения Христа, облачилась через таинство крещения и исповедание Святой Троицы в веру, надежду и любовь. Она украсилась всякими добродетелями, дабы стать достойной царского свадебного [пира], хотя любовь [Господа] всегда оставалась пылкой.

Итак, она стояла среди внутреннего двора царского дома, то есть среди дел благочестия в этой жизни, устремлённых к будущим наградам на Небесах, где Сам Царь восседает на верховном троне и исполняет молитвы благоговейно вопиющих к Нему. И тот, кто простёр к царице золотой скипетр, бывший в его руке, указал на силу власти своей, то есть на крест Его страдания, через который Он возымел власть над небом, землёй и преисподней, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп 2:10).

Она нежно целует конец скипетра, то есть [Церковь] почитает Его со всем благоговением. Тогда на просьбу её царь отвечает, что примет [просьбу], подобно тому как и в Евангелии сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф 7:7). И снова: Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна (Ин 16:24). А совершенная радость для Церкви наступает не иначе, как в Царстве Небесном, в котором царица будет счастливо править вечно с царём Христом.

Но она, избрав прошение, пригласила его на приготовленный ею пир: это нельзя объяснить лучше, чем полнотой и благоговейным совершенством веры [Церкви], которою вскармливает Себя внутренний Смотритель и Судия всего. На такую трапезу, то есть в общность правой веры, Церковь зовёт не только друзей своих, но и недругов и гонителей, а именно язычников, иудеев и еретиков, чтобы они, оставив путь заблуждений, могли возрадоваться в едином доме кафолического исповедования ради общего блага.

Толкование на Книгу Есфири.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 На третий день Есфирь [перестав молиться, сняла одежды сетования и] оделась по-царски, [и сделавшись великолепною, призывая всевидца Бога и Спасителя, взяла двух служанок, и на одну опиралась, как бы предавшись неге, а другая следовала за нею, поддерживая одеяние ее. Она была прекрасна во цвете красоты своей, и лице ее радостно, как бы исполненное любви, но сердце ее было стеснено от страха]. И стала она на внутреннем дворе царского дома, перед домом царя; царь же сидел тогда на царском престоле своем, в царском доме, прямо против входа в дом, [облеченный во все одеяние величия своего, весь в золоте и драгоценных камнях, и был весьма страшен.] Когда царь увидел царицу Есфирь, стоящую на дворе, она нашла милость в глазах его. [Обратив лице свое, пламеневшее славою, он взглянул с сильным гневом; и царица упала духом и изменилась в лице своем от ослабления и склонилась на голову служанки, которая сопровождала ее. И изменил Бог дух царя на кротость, и поспешно встал он с престола своего и принял ее в объятия свои, пока она не пришла в себя. Потом он утешил ее ласковыми словами, сказав ей: что тебе, Есфирь? Я - брат твой; ободрись, не умрешь, ибо наше владычество общее; подойди.] И простер царь к Есфири золотой скипетр, который был в руке его, и подошла Есфирь и коснулась конца скипетра, [и положил царь скипетр на шею ее и поцеловал ее и сказал: говори мне. И сказала она: я видела в тебе, господин, как бы Ангела Божия, и смутилось сердце мое от страха пред славою твоею, ибо дивен ты, господин, и лице твое исполнено благодати. - Но во время беседы она упала от ослабления; и царь смутился, и все слуги его утешали ее]

V добавление к книге: подробности посещения Есфирью царя Агасвера

Слова, заключенные в скобках в 1 и 2 стихах настоящей главы, представляют V крупную вставку в книгу, старающуюся своими подробностями достойнее обрисовать величественный момент появления Есфири перед Агасвером, до того сухо переданный оригинальным (евр.) текстом, что, напр., из него совершенно не видно, чтобы Есфирь пережила какое-либо потрясение и страх от царя прежде своей беседы с ним. «Благоволение» царя здесь предупреждает все, совершенно совпадая с моментом, когда царь «увидел» Есфирь.