Толкования на Быт. 3:14

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 14-15 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

Когда жена сказала: «змий прельсти мя, и ядох», то (Бог) уже не удостаивает змия и ответа, не дозволяет ему оправдываться и не спрашивает его, как (спрашивал) мужа и жену; но, приняв от них оправдание, устремляется на него, как на виновника всех зол. И поелику Он, как Бог, ведущий и сокровенное, знал, что змий служил орудием козней и злобы диавола против человека, то чтобы ты познал Его благость к людям, по которой Он, хотя и знал это, говорил однако одному: «где еси? кто возвести тебе, яко наг еси»? – другой: «что сие сотворила еси»? – не так поступает в отношении к лукавому этому зверю, но как? «И рече Господь Бог змию: яко сотворил еси сие». Видишь различие? Жене сказал: «что сие сотворила еси?» – а змию: «яко сотворил еси сие». Так как ты, говорит, сделал это зло, подал этот гибельный совет, послужил орудием столь великой злобы, до того изострил (жало) зависти против созданного Мною, то «проклят ты от всех скотов и от всех зверей земных; на персех и чреве ходити будеши и землю снеси вся дни живота твоего. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя. Той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будешь его пяту».

Обрати здесь внимание на порядок и последовательность, вполне обнаруживающие человеколюбие (Господа). Делая допрос, Он начал с мужа, потом перешел к жене. И когда она указала на виновника, Он, приступив к змию и не потребовав уже от него ответа, налагает (на него) наказание и притом такое, которое бы продолжалось всегда и, будучи на виду, постоянно учило все последующие (роды) – не принимать подобного гибельного совета и не обольщаться его хитростями. Но, может быть, скажет кто: если совет дал диавол, употребив змия в орудие, то за что же это животное подверглось такому наказанию? И это было делом неизреченного человеколюбия Божия. Как чадолюбивый отец, наказывая убийцу своего сына, ломает и нож и меч, которым тот совершил убийство, и разбивает их на мелкие части, – подобным образом и всеблагий Бог, когда это животное, как меч какой, послужило орудием злобы диавола, подвергает его постоянному наказанию, чтобы мы из этого чувственного и видимого явления заключали, в каком находится он бесчестии. Если послуживший орудием подвергся такому гневу, то какое наказание должен понести тот? Это особенно показал нам Христос, говоря в божественном Евангелии к стоящим «ошуюю: отыдите от мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф.25:41). Ему уготован издревле, его ожидает тот неугасимый огнь. Что же может быть несчастнее тех людей, которые, по небрежению о своем спасении, делают себя повинными той же казни, которая уготована диаволу?

«И рече Господь Бог змию: яко сотворил еси сие, проклят ты от всех скотов и от всех зверей земных. На персех и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя. Той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту». Велик и силен гнев, потому что чрезмерно велик и обман, который лукавый диавол сделал чрез змия. «И рече Господь Бог змию: яже сотворил еси сие». Так как ты, говорит, послужил орудием такой злобе и таким образом привел в исполнение обман, подавши гибельный совет и растворив для (прародителей) смертоносную чашу; так как ты сделал это и захотел лишить Моего благоволения тех, которые созданы Мною, послужив орудием воле лукавого демона, спадшего, по злобе и безмерной гордости, с неба на землю, – то за это, что он употребил тебя в орудие, Я налагаю на тебя всегдашнюю казнь, чтобы из совершившегося с тобою и он мог знать, какое наказание постигнет его, и последующие люди научились не увлекаться внушениями его и не внимать его обольщению, дабы не подвергнуться тому же: за это «проклят ты… от всех зверей», так как своею мудростию воспользовался не по надлежащему; напротив, преимущество, какое имел ты пред всеми животными, сделалось для тебя причиною всех зол. «Змий, – сказано, – бе мудрейший всех скотов и зверей» земных. За это ты будешь «проклят от всех скотов и зверей земных». Но так как предмет проклятия не подлежал чувствам и не был видим для глаз, поэтому-то (Бог) налагает на него и чувственное наказание, чтобы мы могли постоянно иметь перед глазами следы его казни. «На персех и чреве ходити будеши и землю снеси вся дни живота твоего», – за то, говорит, что ты воспользовался (своим) устройством не по надлежащему, но дерзнул вступить в беседу с созданным Мною разумным животным. Как действовавший чрез тебя и употребивший тебя в орудие диавол за то, что возмечтал (о себе) выше своего достоинства, низвергнут с неба, таким же образом и тебе повелеваю принять другой образ устройства – пресмыкаться по земле и ею питаться, так что тебе уже невозможно будет смотреть вверх, но постоянно должно находиться в таком положении и одному между всеми зверями питаться землею. И не это только, но «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем тоя». Не удовольствуюсь и этим, чтобы ты ползал по земле, но сделаю еще и жену непримиримым врагом тебе; да и не ее одну, но и семя ее сделаю также постоянно враждебным твоему семени. «Той твою блюсти будет главу, ты же блюсти будеши его пяту». Я дам ему (семени жены) такую силу, что оно всегда будет наступать на твою голову, а ты будешь под его ногами. Смотри, возлюбленный, как и в наказании этого животного Бог показывает нам Свою попечительность о роде человеческом! И это относится только к чувственному змию; но желающий может после вникнуть в смысл написанного и понять, что, если это сказано о чувственном (змие), то еще более нужно прилагать сказанное к мысленному змию. И его, уничтожив, поверг под наши ноги Бог и дал нам власть наступать на его голову. Не на это ли Он указывает, когда говорит: наступайте «на змию и на скорпия» (Лк. 10:19)? Чтобы мы не подумали, будто это сказано о чувственных животных, Он прибавил: «и на всю силу вражию».

Беседы на книгу Бытия. Беседа 17.


Почему же Он проклятием обрек змея на хождение на персех и чреве и – есть землю все дни жизни его? Проклял перси, потому что в них сидит сердце, выдумавшее зло; проклял чрево, потому что он обольстил чрез посредство вкушения, повелел же есть землю все дни жизни его, потому что Адам был из земли – земной. Итак, эти три получили приговор, потому что три также и совершили преступление. Так как преступление произошло от дерева, как я раньше сказал, то поэтому Он пожелал пригвоздить эти начатки на древо, чтобы, подобно тому как чрез древо произошло преступление, так чрез древо же произошло и спасение.

О Честном и Животворящем Кресте.


Ст. 14-15 «За то, – говорит ему, – что ты сделал это». Видишь ли дивный суд Божий? Обольщенным Он предлагает вопрос, обольстившего не спрашивает. Он не говорит ему: «что ты сделал?», а говорит: «за то, что ты сделал это». Согласно с этим и Давид говорит: «не восстанут нечестивые на суд» (Пс.1:5), не в том смысле, что они не вос­станут, а в том, что о них не будет произведено исследо­вание. «За то, что ты сделал это». Казнь змею облегчила наказание обольщенным. Если бы Бог не приписал ему всего, то не осудил бы его без разбора. «За то, что ты сделал это»: так как ты обольстил сердце и побудил чрево вкусить запретной пищи, то «ты будешь ходить на чреве твоем». Это не значит, что змей раньше ходил на ногах; Бог осуждает его теперь ползать на чреве за то, что он говорил с женою стоя прямо. Иначе ему ведь и нельзя было беседовать с Евой. За самое положение во время беседы, когда змей обманул Еву, Бог наказывает его ползанием на груди и лишает способности ходить прямо. Хотя змей от начала создан был и безногим, но, поднимаясь быстрыми кольце­образными движениями, он бегал с выпрямленною грудью. Потому-то часто и теперь змея, когда раздражается, подымается и бежит изгибаясь кольцеобразно; но пробежав немного, чтобы только напомнить о древнем способе хождения, опять повер­гается ниц божественным приговором. «И будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою». Что значит: «есть прах»? То, чем способствовал ты сделаться Адаму, ты и ешь, потому что Адам имел услышать слова: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19). «Вражду по­ложу между тобою и между женою». Так как ты обманул ее как друга, то извергаешься как враг. Слово то стало законом. Слушай же. «И будешь есть прах во все дни жизни твоей». Заметь, Бог не говорит змею: «будет тебе пищею земля». Действительно, для змей не всегда питанием служит земля; они питаются и мясом, насыщаются и плодами, едят и семена, поедают и травы. Словами: «будешь есть прах» Бог выражает: ты будешь исто­щать землю своим пресмыканием на ней.

Но, говорят некоторые: если обольстил диавол, за что подвергся проклятию змий? Невидимого демона Бог казнит наказанием невидимым, видимое орудие подвергает казни ви­димой. Почему? Подобно тому как Бог, будучи невидим, дал в качестве видимого напоминания дерево, так и диавол, бу­дучи невидим, говорит с людьми через змия. Для того Бог подвергает змия проклятию, чтобы тот, кто потерпел бы что-нибудь через диавола, видя всегда ползающую змею, вспоми­нал, как она некогда стояла прямо, и помышлял, что если так казнится орудие нечестия, то какое наказание несет сам виновник? Слушай. Подобное этому ты можешь найти и в Евангелии. Подобно тому как в видимом змие Бог проклял вместе с видимым и того, кто говорил чрез него, так и в Евангелии, когда демоны просили Христа не посылать их в бездну, говорили: «повели нам войти в свиней» (Лк.8:31–32), Он повелел им войти в них, чтобы вместе с ви­димыми телами потопить и их невидимых. «И будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою». Дружбу Бог превратил во вражду, и слово стало законом. Других зверей люди стара­ются приручать, а если кто увидит змею, то трепещет, потому что пребывает в силе определение: «вражду положу между то­бою». Увидит ли ее человек в жилище, стремится умертвить ее; увидит ли на дороге, бросается убивать, побуждаемый к тому древним словом Божиим. Хотя бы человек нанес змее тысячи ударов, но если видит, что голова не ранена, слово это тотчас говорит ему: ты не сокрушил главы змеи, разбей голову, поелику Бог сказал: «будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Что значит эти слова? Бог не говорит: «Я заставлю человека не сокру­шать других членов твоего тела, а велю бить одну только голову». Человек наносит удары и всем членам змеи, по­тому что куда бы он ни ударил ее, причиняет боль всему ее телу. И сказанные Господом змию слова: «ты будешь жалить его в пяту» не то означают, что змеям дастся доступ к пяте, так как бывает, что змея заползает к спящему, часто по­падает в желудок, впускает яд, наносит раны рукам и другим членам; словом ни один член человека не остается недоступен ее нападениям. Смысл указанного выражения таков. Впредь уже, говорит Бог, змея не осмелится открыто нападать на человека; но, таясь, ты будешь так бояться людей, что ста­нешь скрываться в норах, едва выглядывая со страхом из расщелин, будешь стеречь прохода людей, чтобы иметь безопасный выход. Человек же, говорит, будет ходить безопасно, сто­рожа твою главу около нор, как скрывающегося врага, не го­ворившего с ним как (подобает говорить) с другом.

Беседа о шестом дне творения.

Свт. Кесарий Арелатский

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей

Как Адаму, после того как он согрешил, было сказано: прах ты, и в прах возвратишься, так и дьяволу сказано: будешь есть прах. Но неужели, братья, дьявол ест ту землю, которую мы попираем ногами? Не ее, но людей земных, сладострастных и надменных, которые служат земле и полагают все упования свои в земле; которые трудятся ради пользы тела и его наслаждений, а о спасении души заботятся мало или вовсе не заботятся. Их алчет дьявол - и, как представляется, алчет по праву, ибо они предназначены ему от начала мира, когда ему было сказано: будешь есть прах. И потому пусть каждый обратится к своей совести; и если увидит, что больше заботится о теле, чем о душе, да убоится, как бы не стать ему пищей змея.

Проповеди.

Свт. Амвросий Медиоланский

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей

В образе змея предстает телесное наслаждение. Женщина есть символ нашей чувственности, мужчина - символ разума. Наслаждение приводит в движение чувственность, а она передает разуму охватившую ее страсть. Таким образом, наслаждение есть первоисток греха. И потому не удивляйся, что первым был осужден судом Божиим змей, второй - женщина, а третьим - мужчина. Порядок осуждения как бы следует порядку прегрешения, ибо наслаждение, как правило, сначала пленяет чувство, а чувство - разум. А чтобы понять, почему змей есть образ наслаждения, вдумайся в наложенную на него кару. Бог сказал змею: Ты будешь ходить на чреве твоем. Но кто ходит на чреве своем, если не тот, кто живет ради брюха и глотки, кому бог - чрево, и слава их - в сраме (Фил. 3:19), кто мыслит о земном и, обремененный пищей, гнется к земле? Так что справедливо Бог сказал наслаждению, которое в поисках пищи словно поедает землю: Ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей.

О рае.

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей

Слова суда разделяются на три части: первая относится к змию, вторая к жене, третья к мужу. Суд начинается от змия не только потому, что им положено начало греха, но и потому, что в осуждении его заключается некоторое утешение для устрашенных человеков, предохраняющее их от отчаяния при услышании приговора о себе самих. Проклятие, произнесенное Богом на змия относится или к змию естественному как орудию искушения, или к диаволу, яко действовавшему сим орудием, или частью к одному из сих, а частью к другому, или к обоим совокупно. Все слова проклятия приличествуют змию естественному. И неудивительно, если Бог проклинает орудие искушения и грехопадения человеческого, когда Он и всю землю проклинает ради человека (Быт. 3:17). В сем случае Он уподобляется отцу, который проклинает меч, отнявший жизнь у Его сына; или детоводителю, который, дабы удержать в пределах порядка юность поползновенную, поставляет пред нею видимые памятники наказанного своеволия. Но если Бог проклинает орудие искушения, то возможно ли, чтобы Он промолчал о дерзости истинного виновника искушения? Его то наипаче осуждение нужно было как для того, чтобы человеки поставили его себе примером наказанного противления Богу, так и для того, чтобы, впадши в его сети, они не потеряли надежды избавления. Впрочем, слова проклятия не разделяются видимым образом между змием и диаволом, но текут непрерывно, так, как бы простирались к одному предмету. По сему должно положить, что как змий и диавол представлялись в одном лице во время искушения человека, так Бог в одном же лице поставляет их пред судом своим; и что слова проклятия, одним общим знаменованием, объимают и то, и другое существо. Сей род неопределенности в знаменовании сих слов приличествует намерению Божию — заключить в видимом действии правосудия тайну милосердия, которая бы более вразумительна была помилованному человеку, нежели ожесточенному врагу Божию. Для удобнейшего только разумения можно отделить осуждение змия от осуждения диавола. Змий, совершеннейшее животное, проклятием поставляется ниже всех животных. Ныне он таков действительно, по ненависти и отвращению, которое имеет к нему человек. Он осуждается ходить на чреве и есть прах. Сим или отъемлется у него часть естественного совершенства, как то думает Василий Великий, Homil. de Parad., или он возвращается в пределы, положенные для него природою, но из которых вывел его диавол. По сему, последнему разумению, Бог говорит как бы так: «Ты, низкая тварь, дерзнувшая восстать против образа Моего и против твоего владыки, не явишься более в той высоте мнимого совершенства, в какой показал тебя искуситель; ты будешь сообразно твоему естеству пресмыкаться по земле, и прах, в котором ты будешь жить, будет мешаться с твоею пищею». Впрочем, и изъяснение Василия Великого согласно с наблюдениями природы, ибо и ныне есть еще змеи крылатые и поднимающиеся на воздух (Diet d'hist. natur. de Bomare), и видены змеи, питающиеся землею и от того имеющие на себе ее цвет (Ptolom. Geogr. L. IV. Strab. l L. XVIII. Diod. L. XX, c. 2).

Проклятие духовного змия пред всеми скотами и зверями может означать его рабство и узы вечные (Иуд. 1:6), тягчайшие, нежели порабощение твари, которая покорилась суете в надежде (Рим. 8:20), и его погибель, более для него неизбежную, нежели для неразумных животных, которые и произведены для ловитвы и заклания (2 Пет. 2:12). Осуждение змия ходить на чреве и есть прах гадательно показывает, что гордость диавола будет усмирена, так как у Псалмопевца (Пс. 71:9) выражение полизать персть означает состояние униженного врага; что все пожираемое алчною злобою врага Божия будет только земля и тлен, его не насыщающий, ниже укрепляющий, но приготовляющий его владычество к конечному разрушению.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И рече Господь Бог змию: яко сотворил еси сие, проклят ты от всех скотов и от всех зверей земных: на персех твоих и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего

См. Толкование на Быт. 3:13

Прп. Нил Синайский

И рече Господь Бог змию: яко сотворил еси сие, проклят ты от всех скотов и от всех зверей земных: на персех твоих и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего

Ни с чем не сообразно – телом стоять на высоком столпе у всех на виду и в славе, а помыслами увлекаться долу, не хотеть и подумать о чем-нибудь достойном небесного, и в эти дни беседовать только в сладость с женщинами. Ибо прежде с усердием обращал ты речь свою к мужам, а теперь большею частью принимаешь к себе жен. Итак, поскольку Писание дает приговор змею ползать по земле и есть всегда землю (Быт. 3:14), то смотри, чтобы тебе не исполнить на себе этот приговор, по земле пресмыкаясь мыслью и питаясь всегда земными речами. Да и ничто не сделалось настолько земным, как по земле пресмыкающееся тщеславие.

Письма на разные темы. Никандру столпнику.

Блаж. Августин

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей

Змей не подвергался допросу, но сразу принял наказание, ибо не мог ни признаться в грехе, ни оправдаться в нем. Но здесь имеется в виду не то наказание, которое уготовано дьяволу на страшном суде и о котором говорит Господь: Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41). Здесь речь идет о том наказании, которого следует остерегаться и нам: ибо наказание дьявола в том, чтобы властвовать над презирающими заповеди Божии. Вот каков смысл тех слов, в которых вынесен ему приговор; и кара эта тем сильнее, что столь несчастная власть дана тому, кто прежде своего падения услаждался высшей истиной, в коей не устоял. И потому даже звери полевые будут выше него - не властью, но сохранностью собственной природы. Ибо звери полевые не теряли небесного блаженства, которым никогда не обладали, но живут всю жизнь в той природе, какую приняли изначально.

И потому сказано дьяволу: Ты будешь ползать на груди твоей и на чреве твоем. Это, как видим, и произошло со змеем, и слова эти в образе видимого гада являют нам невидимого врага. Именем груди означается гордыня, ибо именно в груди господствуют порывы души; именем же чрева - телесное вожделение, ибо эта часть тела ощущается как наиболее податливая. Поскольку же именно через грудь и чрево вползает дьявол в тех, кого хочет соблазнить, сказано: Ты будешь ползать на груди своей и на чреве своем.

О Книге Бытия против манихеев.

Блж. Иероним Стридонский

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей

«Живот» добавили Семьдесят толковников. А в еврейском тексте стоит только слово «грудь» для разоблачения хитрости и изворотливости мыслей змея и того, что все его движения – подлость и обольщения. Но и в следующем выражении («землю ты будешь есть») вместо земли написано aphar (עָפָ֥ר), что мы можем передать как «прах» и «пыль».

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

И рече Господь Бог змию: яко сотворил еси сие, проклят ты от [пред] всех скотов, и от всех зверей земных: на персех твоих и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего

Проклятие, произнесенное над змием, относится и к животному, послужившему орудием искушения, и к само­му искусителю, – нераздельно, потому что диавол дейст­вовал нераздельно со змием. Правда, виновен собственно искуситель, а не естественный змий – существо, не ода­ренное разумом и свободою и могущее быть только орудием чужого греха, а само не способное к греху. Но «не удивительно, если Бог проклинает орудие искушения и грехопадения человеческого, когда Он и всю землю про­клинает ради человека (Быт. 3:17). В сем случае Он уподобля­ется отцу, который проклинает меч, отнявший жизнь у его сына; или детоводителю, который, дабы удержать в преде­лах порядка юность поползновенную, поставляет над нею видимые памятники наказанного своеволия» (Зап. на кн. Бытия). Змий естественный проклинается пред всеми ско­тами и зверями в том смысле, что он несравненно более, чем всякое другое животное, возбуждает отвращение и вместе страх: не все из змиев ядовиты, но все для большей части людей страшны, потому что трудно отличить между ними вредных и безвредных. Змий естественный осужда­ется ходить на персях и чреве. Можно думать, что Господь обращает в наказание змию естественные его свойства. Бог как бы так сказал змию: «ты создан пресмыкающимся животным, – и навсегда останешься пресмыкающимся и притом презренным. При взгляде на тебя люди будут вспо­минать то несвойственное тебе положение разумного и словесного существа, в которое ты на несколько минут поставлен был диаволом, и воспоминая это, будут также смеяться над тобою и презирать тебя, как они будут сме­яться и презрительно обращаться с самозванцем, приняв­шим на себя вид знатной особы, когда откроют его обман и узнают в нем простого смертного». Змий осуждается есть землю: это значит, что пища его [большею частию мелкие пресмыкающиеся животные] будут мешаться с прахом. – Весь этот приговор естественному змию как должно пони­мать в отношении к духовному змию, т. е. диаволу? – Проклятие змия пред всеми скотами и зверями означает, что диавол, возбудивший благосклонность к себе Евы, будет для людей ненавистнейшим из всех существ; имя его, как врага Божия и человеков, будет предметом омерзе­ния. – Хождение змияна чреве и персях служит образом крайнего уничижения духовного змия. Отпадши от Бога, он низвергнут был Богом с прежней высоты и осужден на вечные муки. Кипя злобою на Вышнего, он надеялся по­править свое положение присвоением себе господства над людьми и сделаться чрез то соперником Богу. Но успех его влияния на людей послужит к вящему уничижению его от Бога и только отягчит уже произнесенное ему осуждение на вечные муки в аде. – Ядение змием земли знаменует окончательное поражение и посрамление диавола, угро­жающее ему от Богочеловека, – в каковом виде и Давид изображает торжество над врагами Соломона и прообразо­ванного им Христа Спасителя: «врази Его персть полижут» (Пс. 71:9).

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей

Проклятие змия.

«И сказал Господь Бог змею… проклят ты перед всеми скотами…» Так как в лице змия-искусителя соединялись, как мы видели, два отдельных существа - злой дух и естественный змий, то все это одновременно относится к ним обоим: к змию, как видимому орудию - прямо непосредственно, к диаволу же, как его невидимому деятелю, - опосредовано и путем аналогии. В частности, проклятие естественного змия, преимущественное по сравнению со всей остальной тварью, также подвергшейся работе истления (Рим. 7:20), есть как бы справедливое возмездие за его бывшее прежде превосходство над ней (Быт. 3:1).

«ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». По мнению большинства авторитетных толковников, ползание змия на чреве не являлось каким-либо новым чудом, а составляло природное свойство; но прежде это свойство не имело никакого особенного значения, - теперь же оно становится символом унижения и презрения (Втор. 32:24; Мих. 7:17) по чувству отвращения к его носителю. Ту же в сущности мысль заключают в себе и последующие слова текста - о снедении праха земли: они дают образное выражение той же самой идеи о пресмыкании змия, поскольку оно неизбежно ведет за собой вдыхание земной пыли и соприкосновение с различными ее нечистотами. В приложении же к диаволу эта последняя метафора указывает на унижение сатаны, уже низринутого с неба и тем самым как бы обреченного пресмыкаться по земле, питаясь здесь людскими пороками и злодеяниями, прямыми следствиями его же коварных внушений.

Толковая Библия.