Толкования на Быт. 25:21

Свт. Иоанн Златоуст

И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его

Божественное писание, сказав, сколько лет было Исааку, говорит далее о Ревекке, жене его, что она была неплодна. Обрати же внимание на благочестие праведника. Как скоро он увидел недостаток природы, то прибегнул к Творцу природы и старался разрешить узы ее силою молитвы. «Моляшеся же, – сказано, – Исаак Господеви о Ревекце жене своей, яко неплоды бяше». Прежде всего здесь стоит исследовать одно то, почему она была неплодна, тогда как и она сама, и ее муж были – люди удивительной жизни, и оба хранили великое целомудрие? Мы не можем заподозрить их жизни, и сказать, что неплодство их было следствием грехов. И что удивительно, – не Ревекка только была неплодна, но и мать праведника, Сарра; и не только его мать, но и невестка – разумею Рахиль, жену Иакова. Что значит такое собрание неплодных? Все они праведны, все добродетельны, все получили от Бога свидетельство (своей праведности). Ведь о них говорил Бог: «Аз есмь… Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль» (Исх. 3:6). И блаженный Павел говорит: «темже не стыдится Бог, Бог нарицатися их» (Евр. 11:16). Много они восхваляются в Новом завете, много прославляются и в Ветхом. Во всех отношениях они славны и имениты: и однако ж все имели жен неплодных, и долгое время были бездетны.

Итак, когда увидишь мужа и жену, живущих добродетельно, а между тем бездетных, когда увидишь, что они богобоязненны и заботятся о жизни благочестной, но не имеют детей, не думай, что это есть следствие грехов. Многие намерения божественного домостроительства недоведомы нам, но за все надобно благодарить (Бога), несчастными же считать только тех, которые проводят жизнь в пороках, а не тех, которые не нажили детей. Бог часто многое устрояет в нашу пользу, но мы не знаем причины событий. Поэтому во всяком случае должно удивляться Его премудрости, и прославлять Его неизреченное человеколюбие. Говорится же вам все это для вашей пользы, чтобы вы оказывали всегда признательность к промыслу Божия, а не испытывали Его судеб. Надо однако же раскрыть и причину, по которой те жены были неплодны. Какая же это причина? Та, чтобы ты не впадал в неверие, когда слышишь: «Дева» рождает общего нашего Владыку. Приучи свой ум, – как бы так говорит Писание, – здесь примером неплодных, и видя, как, устаревшая и бесплодная утроба разверзается благодатиею Божиею для деторождения, не удивляйся, когда потом слышишь, что родила Дева. Или – лучше – удивляйся, изумляйся, но верь чуду. Итак, когда говорит тебе иудей: каким образом Дева родила, скажи и ты ему: а как родила бесплодная и престарелая? В последнем случае было два препятствия к рождению: несвоевременность возраста и неспособность природы; а для Девы было одно только препятствие – то, что она была непричастна браку. Итак, бесплодная жена предуготовляет путь Деве.

«Моляшеся же, – говорит Писание, – Исаак… о Ревекце, жене своей, яка неплоды бяше: и послуша его Бог». Не подумай, что как скоро здесь записано, так скоро он и получил, чего просил. В продолжение двадцати лет он не переставал просить и умолять Бога – тогда только получил желаемое. Откуда ж это мы узнаем? Узнаем, если тщательно проследим сказания, заключающиеся в божественном Писании. Оно не скрыло от нас этого времени, а означило его, хотя и прикровенно, чтобы возбудить наше внимание и побудить нас к исследованию. Как оно показало нам, сколько было Исааку лет, когда он взял Ревекку, так ясно представляет нам и то обстоятельство. «Бяше же, – говорит оно, – Исаак лет четыредесяти, егда поя Ревекку, дщерь Вафуила Сирина» (Быт. 25:20). Заметь тщательно это время. Потом Писание, сказав: «моляшеся же Исаак… о жене своей, яко неплоды бяше», – чтобы мы узнали число лет, протекшее во все это время, означает и то, сколько лет было Исааку, когда родились у него дети от Ревекки. «Исааку же, – говорит оно, – бе шестьдесят лет, егда роди Ревекка» (Быт. 25:26). Итак, если сорок лет было ему, когда он взял ее, и шестьдесят лет, когда жена родила, то очевидно, что в продолжение двадцати лет он молил Бога, и таким образом возбудил неплодную утробу Ревекки к деторождению.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 49.


Прежде всего, нужно узнать, почему она была неплодна. И сама она, и муж ее были жизни дивной и исполненной великого целомудрия. Мы не можем сослаться на жизнь этих правед­ных и сказать, что неплодие было следствием грехов. И не она одна была бесплодною, но и мать его Сарра, которая родила его; и не только мать его была неплодного и жена, но и невестка, жена Иакова, Рахиль. Что же значит этот сонм бесплодных? Все они были праведны, все жили доброде­тельно, все получили одобрение от Бога, потому что об них Он говорил: «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:6). Об Них и Павел говорит так: «посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр. 11:16). Много сказано им похвал в Новом завете, много им похвал и в Ветхом. Во всех отношениях они были славны и превосходны, и все имели жен бесплодных и долгое время жили бездетными. Итак, когда ты видишь, что муж и жена живут добродетельно, когда видишь, что они любят Бога, пре­даны благочестию, и, однако, страдают бесчадием, то не думай, что бесчадие есть непременно воздаяние за грехи.

Эти слова могут назидать нас в нравственном отно­шении. Но надобно сказать и о причине, по которой те жены были бесплодными. Какая же это причина? Та, чтобы ты, когда увидишь Деву, рождающую нашего общего Господа, не был неверующим. Таким образом, ты упражняй свой ум, размыш­ляя об утробе бесплодных, чтобы после того, как уви­дишь, что поврежденная и заключенная утроба отверзается бла­годатиею Божиею для деторождения, ты не удивлялся, слыша, что родила Дева; или лучше сказать — удивляйся и изумляйся, но не неверуй чуду. Когда скажет тебе иудей: как родила Дева? — ты скажи ему: как родила бесплодная и состарившаяся? Тогда было два препятствия: преклонность возраста и неспособность при­роды; а в Деве было только одно препятствие, то, что она была непричастна браку. Так бесплодная предуготовляет путь Деве.

Не думай, что он призвал Бога и тотчас был услышан; он провел много вре­мени в молитвах к Богу. Если хотите знать, сколько именно, я скажу вам и это в точности. Двадцать лет провел он, молясь Богу. Откуда это видно? Из самой последовательности речи. Писание, желая показать веру, терпение и любомудрие пра­ведника, не умолчало об этом времени, но и об нем сказало нам, — хотя прикровенно, чтобы пробудить нас от нерадения, а все же не оставило его неизвестным. Послушай же, как оно прикровенно показало нам время. «Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина» (Быт. 25:20). Видишь ли, сколько ему было лет, когда он женился? Сорока лет, говорит Писание, был он, когда взял Ревекку. Узнав, сколько лет было ему, когда он женился, посмотрим затем, когда он сделался отцом, и сколько было ему лет, когда он родил Иакова; и таким образом, можем видеть, сколько времени жена его оставалась бесплодною, и то, что во все это время он молился Богу. Сколько же было ему лет, когда он родил Иакова? «Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет» (Быт. 25:25—26).

Итак, если он, когда взял Ревекку, был сорока лет, а когда родил сыновей, был шестидесяти лет, то очевидно, что жена его оставалась бесплодною в те­чение двадцати лет, и что во все это время Исаак молился Богу.

Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий.

Свт. Кирилл Александрийский

И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его

См. Толкование на Быт. 25:19

Свт. Филарет (Дроздов)

И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его

Она была неплодна. Самые благословенные рождения часто предшествуемы были неплодством: например, рождение Исаака, Иакова, Иосифа, Самсона, Самуила, Иоанна. Конечно, сие не без Промысла. Основанием такового смотрения Божия можно полагать: намерение очистить и утвердить веру и упование тех, которым даруется благословенный плод чрева; общее свойство Благодати — наиболее действовать там, где наименее природы; и наконец, ощутительное изображение той истины, что как в особенных членах Церкви, так и в ее целом Бог творит неплодную в доме радостною матерью детей (Пс. 112:9).

Услышал его Господь. Вот пример того, что и обещанное уже Богом может и должно быть испрашиваемо молитвою.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его

См. Толкование на Быт. 25:11

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 21-22 И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа

Вместо «двигались» Семьдесят толковников поставили ἐσκίρτων, то есть «играли, брыкались». Акила перевёл это как «сыновья разбивали друг друга в её чреве», а Симмах – как διέπλεον, то есть «носились наподобие корабля по поверхности воды».

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Иаков Афраат

И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его

Исаак продемонстрировал силу молитвы, когда молился о Ревекке, и та родила.

Тахвиты.

Беда Достопочтенный

И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его

Исаак, сын обетования (см. Быт. 18:10), который, как прообраз Искупителя нашего, стал послушным отцу даже до смерти (Фил. 2:8; см. Быт. 22:9), родился от престарелых родителей и от матери, бывшей неплодной. У Иакова, патриарха Иосифа, у храбрейшего из вождей Самсона, у выдающегося пророка Самуила - матери были долгое время неплодны телом, но всегда обильны плодами добродетели. Достоинство их познавалось через чудесное рождение детей, подтверждавшее их будущее величие - на исходе своей жизни они превосходили то, что обыкновенно свойственно людям.

Гомилии на Евангелия.

Ориген

И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его

Прежде всего задумайтесь, почему о столь многих из святых женщин в Писании говорится как о некогда неплодных, как о Сарре (см. Быт. 11:30), и теперь о Ревекке. Но также и Рахиль, возлюбленная Израиля, была неплодной (см. Быт. 29:31). И об Анне, матери Самуила, написано, что она была неплодна (см. 1 Цар. 1:2). Но также и в Евангелиях упоминается, что Елизавета была неплодной (см. Лк. 1:7). Во всех этих случаях одно это выражение используется, ибо все они затем родили и дали жизнь святому мужу.

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его

«И молился Исаак Господу о (Ревекке) жене своей…» «Митр. Филарет замечает, что самые благословенные рождения часто предшествуемы были неплодством: напр., рождение Исаака, Иакова, Иосифа, Симеона, Самуила, Иоанна Крестителя. Весьма вероятно, что Богу угодно прежде очистить и утвердить веру и упование тех, которым даруется благословенный плод чрева. Кроме того, сила Божия в немощи совершается, т. е. в то время, когда появляется ослабление сил природы, тогда действует для исполнения целей премудрости благодать Божия» (Властов).

Толковая Библия.