Толкования на Быт. 27:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-4 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру

Заметь здесь, возлюбленный, неизреченную премудрость Божию, и то, как отец дает такое повеление Исаву, проявляя естественную любовь; а премудрый и благоискусный Господь чрез Ревекку устрояет исполнение Своего предречения, научая нас, как велика сила добродетели и кротости нравов. Тот, и по первородству, и по расположению к нему отца, думавший иметь преимущество, вдруг лишился всего, потому что не хотел делать того, что следовало; а этот, поелику и сам по себе был добродетелен, и имел свыше споборавшую ему помощь, приобретает благословение отца против его воли. Нет сильнее того, кому помогает вышняя десница! Примечай же тщательно все, чтобы познать дивное устроение (Божие), – как одному при помощи свыше все благоприятствует, так что переходит к нему и благословение отца, а другой все теряет, сам себя погубив развращением своих нравов.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 53.

Свт. Григорий Нисский

Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я

Таков был патриарх Исаак, который не во цвете лет, чтобы брак не стал делом страсти, но уже по прошествии юности берет себе в сожительство Ревекку ради благословения Божия в потомстве (см. Быт. 25:20-21) и, послужив браку до первых родов, опять всецело обращает свой взор к невидимому, закрыв телесные чувства. Ибо на это, как мне кажется, указывает повествование, когда оно рассказывает, что у патриарха притупилось зрение.

О девстве.

Свт. Филарет (Дроздов)

Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я

Когда Исаак состарился. Исааку было в сие время около 137 лет от рождения, ибо Иакову около 77 лет, что можно усмотреть, когда из 130 лет жизни сего последнего до переселения во Египет (Быт. 47:9) исключить 39 лет жизни Иосифа до сего времени (см. Быт. 41:46-47; Быт. 45:6) и 14 лет пребывания в Месопотамии до рождения Иосифа (см. Быт. 30:25; Быт. 31:41). Итак, более нежели за 40 лет до смерти (Быт. 35:28). Исаак почувствовал свою старость и начал готовиться к смерти. Может быть, его расположила к сему наипаче слабость зрения и еще то, что старший брат его умер 137 лет (Быт. 25:17).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я

Ст. 3-4 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру

Ст. 18-19 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя

Ст. 21 И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

Ст. 29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!

Ст. 33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен

Ст. 38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал

Исаак состарился, и притупишася очи его… и рече Исаву: улови ми лов: и сотвори ми снеди… да ям, яко да благословит тя душа моя, прежде даже не умру. Исав пошел на лов. Услышав сие, Ревекка советует Иакову идти к отцу, чтобы Исав не получил первородства вопреки сказанному Богом: болший поработает меньшему. Но он не слушал ее, ибо боялся вместо благословения получить проклятия. Когда же Ревекка сказала: на мне клятва твоя, тогда Иаков сделал, что приказывала Ревекка. Взял приготовленную снедь, принес к отцу и сказал ему: отче. Спросил же его отец: кто еси ты, чадо? И рече… отцу: аз Исав… сотворих, якоже рекл ми еси. Исаак усомнился, слыша голос Иакова. И поскольку боялся, чтобы благословение и первородство не перешли от Исава к другому, сказал: приближися ко мне, и осяжу тя. Когда же обманчивое осязание рук признало ложный голос истинным, тогда Иаков приял благословение и удалился. Потом пришел Исав, приготовший снедь, и пригласил отца вкусить. Исаак, увидев, что под именем Исава другой овладел сокровищем его благословений, ужасеся и сказал: кто убо уловивый мне лов и принесый ми… и благослових его, и благословен будет? Итак, Исаак не мог возвратить назад своих благословений. Во-первых, знал, что исполнилась тем воля Самого Господа, по сказанному Ревекке. А во-вторых, сам он, благословляя Иакова, сказал: проклинаяй тя проклят, - и потому боялся, чтобы, если проклянет Иакова, проклятие уст его, изреченное тому, кого прежде благословил он, не обратилось бы на него самого. Исав же возопи гласом велиим, но не о том, что утратил духовные благословения, а о том что лишился добрых плодов земли благословенной; не о том, что не мог уже быть оправдан, а о том, что не мог обладать своими братьями; не о том, что не наследует жизни бессмертной, но о том, что не его уделом стала земля Ханаанская. И возненавидел Исав Иакова так, что умышлял убить его. Тогда Ревекка уговорила Иакова идти в дом Лавана, чтобы братья во вражде не убили друг друга и чтобы самой ей не лишиться вдруг обоих сыновей. Она сказала об этом Исааку, и он благословил Иакова и послал его в Харран взять себе там жену.

Толкование на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.

Бысть повнегда состаретися Исаакови, и притупишася очи его еже видети: и призва Исава сына своего старейшаго, и рече ему: сыне мой. И рече: се аз

«Повнегда состаретися Исаакови». Ему было 137 лет, судя по тому, что Иакову в сие время было 77 лет от рождения, родился же он, когда Исааку было 60 лет (Быт. 25:26). Что Иакову действительно было в сие время 77 лет, в этом можно удостовериться, когда из 130 лет жизни его до переселения в Египет (Быт. 47:9) исключим 39 лет жизни Иосифа до сего времени (Быт. 41:46-47; 45:6) и 14 лет пребывания Иакова в Месопотамии до рождения Иосифа (Быт. 30:25). – «И притупишася очи его еже видети»: притупление зрения могло быть следствием душевных огорчений, заставлявших этого кроткого и чувствительно­го человека много плакать: его не могла не огорчать же­нитьба его старшего сына на двух хананеянках – язычни­цах по вере, грубых по нраву, потому бывших в тягость Исааку и Ревекке (Быт. 2:35; 27:46). – «И призва Исава сына своего старейшаго». Исав был близнецом Иакову брату своему, и старейшим назывался потому, что прежде него показался на свет Божий. Несмотря на огорчения, какие причинял отцу своему, он пользовался особенным его благорасположением, которое умел заслужить тем, что угождал его вкусу доставлением ему кушанья из дичи (Быт. 25:28).

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Намерение и распоряжение Исаака

История благословения Иакова помимо Исава представляет один из разительных примеров столкновения естественных человеческих стремлений и определений божественной воли, бесплодности первых и непреложности последних (Мал. 1:2; Рим. 9:10–13). На вопрос: «почему Бог не открыл Своей воли Исааку?» блаженный Феодорит отвечает: «чтобы явственным сделалось Божие попечение об Иакове, а сие открывается в том, что Исаак усиливался благословить Исава, Божия же благодать, против воли Исааковой, привлекла благословение на Иакова. Это уразумел и сам Исаак. Ибо, употребив все средства…, приведенный в ужас случившимся, не огорчился, как обманутый сыном, но познал намерение Божье и подтвердил данное им благословение» (отв. на вопрос 81; ср. Иоанн Златоуст, Бес. на Бытие 53, с. 566).

Ст. 1-2 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей

О потере Исааком зрения говорится потому, что именно слепота Исаака объясняет возможность обмана его со стороны Ревекки и Иакова, при благословении его. По мнению раввинов (М. Bereschit-rabba, s. 311), Исаак потерял зрение при принесении его отцом в жертву: он слишком пристально устремил тогда молящий взор свой на небо. В действительности, слепота была следствием старости Исаака — 137-летнего возраста, в каком возрасте за 14 лет пред тем умер брат его Измаил (Быт. 25:17): это и расположило Исаака готовиться к смерти, которой ожидал и Исав (Быт. 27:41).

Указанный возраст Исаака, а равно и вообще хронология жизни Исаака и Иакова устанавливается так.

При переселении Иакова с семьей в Египет он имел 130 лет (Быт. 47:9), Иосиф в это же время был 39 лет (30 лет ему было при его возвышении у фараона, Быт. 41:46, + 7 лет плодородия, Быт. 41:47, + 2 года голода, Быт. 45:6), следовательно, Иосиф родился у Иакова на 91 году его жизни и, по (Быт. 30:25, см. Быт. 31:41), через 14 лет по прибытии Иакова в Месопотамию. Таким образом, бегство Иакова произошло на 77 году его жизни — на 137 году Исаака (по Быт. 25:26 при рождении Исава и Иакова Исаак имел 60 лет), который после того жил еще 43 года (ум. 180 лет, Быт. 35:28–29).

Толковая Библия.