Толкования на Быт. 27:29

Свт. Иоанн Златоуст

да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны

«И да поработают тебе, языцы». Заметь, как он испросил ему сначала изобилие необходимого, а потом и господство над языками, предрекая тем и будущее благоденствие его, и умножение потомков его. «И поклонятся тебе, князи». Не языков только покорение испрашивает ему, но и князей. «И буди господин брату твоему». Смотри, как праведник, сам не зная того, служит намерению Божию. И все это устроилось так для того, чтобы именно достойный по своей добродетели сын получил благословение. «И поклонятся тебе сынове отца твоего». Сынами Писание называет обыкновенно все потомство; так и здесь слова: «сынове отца твоего» означают то же, как если бы кто сказал: имеющие произойти от семени Исава, потому что Исаак не имел других детей, кроме этих двух. «Проклинаяй тя, проклят; благословляяй же тя, благословен». Вот венец благословения, вот главное из всех благ, – то, чтобы быть благословенным! Видишь ли человеколюбие Божие? Тот, кто боялся, чтобы вместо благословения не навлечь на себя проклятия, не только приобретает от отца такое обилие благословений, но за него проклинаются и те, которые покусились бы проклинать его. Научимся отсюда, что если кто захочет располагать свои дела по воле Божией, то получает свыше такое содействие, что чувствует это в самом ходе своих дел.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 53.

Свт. Кирилл Александрийский

да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны

См. Толкование на Быт. 27:18

Свт. Филарет (Дроздов)

да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны

Да покорствуют тебе народы и проч. Здесь разуметь можно народы разноплеменные, как Хананеев и Филистимлян.

Будь господин над братьями твоими и проч. Здесь разумеются народы единоплеменные, как потомки Исава.

Проклинающие тебя прокляты; благословляющие тебя благословенны.Сие благословение, поелику в простом своем знаменовании чрезмерно велико и несообразимо с событием, должно иметь высшее и более глубокое значение. Те, которые благословят Иакова верою в благословенное семя, благословятся благодатью; проклинающие неверием проклянутся отвержением.

Толкование на Книгу Бытия.

Сщмч. Ипполит Римский

да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны

Слова: да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе правители — сбываются и поныне, ибо кому же ныне служат уверовавшие народы и кому поклоняются правители Церкви, как не Христу, именем Которого они и спасаются? Как и чрез Исайю Само Слово предвозвестило: а служащие Мне будут названы новым именем, которое благословится на земле; ибо они благословят Бога истинного; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истинным (Ис. 65:15-16). И еще: вот, служащие Мне будут есть, а вы будете голодать; вот, служащие Мне будут пить, а вы будете томиться жаждою; вот, служащие Мне будут радоваться и веселиться, а вы будете в стыде… будете рыдать от сокрушения духа (Ис. 65:13-14).

Затем Исаак добавляет: будь господином над братом твоим, и да поклонятся тебе сыны отца твоего. Но Иакову никто не поклонился, и он не стал господином над своим братом Исавом; напротив, Иаков испугался его и убежал, а затем первый поклонился ему семь раз (см. Быт. 32:7-8; 33:3). Итак, сказанное здесь сбылось на Спасителе. В самом деле, Он стал Господом и Владыкой тех, кто считается Его братьями по плоти, чтобы они поклонились Ему как Царю. Поэтому и говорится: проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя - благословенны!

О благословениях Исаака и Иакова.

Прп. Ефрем Сирин

да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны

См. Толкование на Быт. 27:1

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.

И да поработают тебе язы́цы, и да поклонятся тебе князи, и буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего. Проклинаяй тя проклят, благословляяй же тя благословен

«И да поработают тебе язы́цы и да поклонятся тебе князи». Идет речь о народах иноплеменных с их князьями, – каковы те хананейские племена, которые не были истреб­лены израильтянами и платили им дань, – филистимляне, покоренные Маккавеями, – аммонитяне и моавитяне, по­коренные Давидом. – «И буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего». Разумеются едино­кровные с Иаковом потомки Исава – идумеи. Исав прозван был Эдомом, что значит «красный», в память той жадности, какую обнаружил он, когда, возвратившись с охоты голодным и увидав у Иакова кушанье, по цвету красное, сказал ему «накорми меня красным этим» (Быт. 25:30). Исав за это уступил Иакову первенство. От прозвания Исава Эдомом и потомки его названы идумеями или эдомлянами, покорен­ные потомками Иакова при Давиде. Исаак, кроме Исава и Иакова не имевший сыновей, называет идумеев сынами своими в смысле потомков. – «Проклянаяй тя проклят, благословляяй же тя благословен». Горе твоим недоброже­лателям и врагам! Их отринет от Себя, страшно покарает Господь, твой и твоего потомства Покровитель. Но благо тем, которые будут доброжелательствовать тебе в лице твоих потомков, будут чтить и благословлять их как из­бранное племя, как хранителей истинного богопочтения, как залог духовного обновления чрез них всех народов: на таковых, как и на тебе с твоим потомством, почиет благо­словение Божие. Все эти пророчественные благословения, ближайшим образом относящиеся к плотскому Израилю, конец свой имеют во Христе, потомке Иакова по плоти, который есть духовный Царь всего человечества и Источник благословения для всех людей, – и в основанной Им Церкви, которая, хотя есть царство не от мира сего, пред­назначена к духовному господству над всеми народами. Такое отношение пророчественных благословений Исаака открывается из слов ап. Павла, что Исаак благословил Иакова и Исава верою в будущее (Евр. 11:20), т. е. имея в виду будущее спасение во Христе (Евр. 11:39-40). В бла­гословении Исаака идет речь о покорности Иакову сперва иноплеменных, потом единоплеменных. В приложении к новозаветной Церкви это значит, что в состав ее войдут верующие из язычников, а в конце веков, когда войдет в нее полное число язычников, обратятся ко Христу иудеи, принадлежащие к единому с Ним племени по плоти (Рим. 11:25). Предречение о благословении благословляющих Иакова и о проклятии проклинающих его, в приложении ко Христу и Его Церкви, окончательно сбудется на страш­ном суде, когда Христос наречет одних благословенными, других проклятыми (Мф. 2:34, 41).

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны

См. Толкование на Быт. 27:20