Толкования на Иер. 1:13

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 13-14 И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли

И было слово Господне во второй раз ко мне, говорящее: что ты видишь? И я сказал: котел поджигаемый я вижу, и лицо его со стороны севера. И сказал Господь ко мне: от севера откроются (или возгорятся) бедствия на всех обитателей земли. Мучения определяются грешникам с некоторою постепенностью, чтобы мало по малу они достигали спасения. Те, кои не захотят исправиться от наказания жезлом, посылаются в медный и поджигаемый котел, о котором полнее пишет Иезекииль и который зажигается со стороны севера (Иез. гл. 24), указывая царя Вавилонского и город Иерусалим. И прекрасно говорится от севера возгорятся бедствия на всех обитателей земли, – или земли Иудейской, или всей земли, о которых в Апокалипсисе написано: горе всем живущим на земли (Откр. 8:13). Ибо святые суть не обитатели земли, а пришельцы и странники, из коих один говорит: пресельник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вcи отцы мои (Пс. 38:13), и другой: «малы и весьма злы дни мои, в которые я странствую на земле» (Быт. 47:9). Поэтому и Петр пишет кафолическое послание пришельцам и странникам Понта, Галатии и Каппадокии (1 Петр. 1). И в таинственном смысле Соломон говорит: «северный жестокий ветер» (Притч. 25:23); а именем благоприятного он называется теми, кои оцепенели от его холода и потеряли теплоту веры.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Ст. 13-14 И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли

Здесь Бог ближе раскрывает способ, каким Он приведет в осуществление Свое слово. Пророку, увидевшему большой котел (ср. 4 Цар. 4:38 и Иез. 24:3), который кипел, Бог объяснил, что этот котел, представлявшийся пророку как бы движущимся к Иудее с севера, обозначает собою бедствия, несчастья, какие обрушатся на жителей Иудеи с севера, откуда уже пришла, недавно сравнительно, беда на царство Израильское. Варятся, кипят в этом котле, следовательно приготовляются, для Иудеи разные наказания от Бога, которые придут на Иудею от руки могучего северного (халдейского) царства. — С 14-го ст. и др конца главы речь пророка принимает опять ритмический характер.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 1:4