Толкования на Иер. 1:17

Блж. Иероним Стридонский

А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их

А ты препояшь чресла свои, и встань и скажи им все, что Я повелеваю тебе. И Иову повелевается препоясать чресла свои (Иов. гл. 4), и апостолам (Лк. гл. 12) заповедуется, чтобы препоясавши чресла, которые Илия (4 Цар. гл. 1) и Иоанн Креститель (Мф. гл. 3) умертвили поясами кожаными, держали светильники в руках своих, то есть светильники проповеди Евангельской. Итак, кто имеет изрекать словеса Божии, тот должен препоясать чресла свои, зная, что вся сила дьявола находится в чреслах (Иов. гл. 40) и что праведный в Псалмах говорит: «чресла мои исполнились поруганий» (Пс. 27:8). И когда он препояшет чресла, пусть внемлет оному написанному: востани спяй и поднимись и осветит тя Христос (Еф. 5:14), –чтобы всегда бодрствуя и восставая от сна, он говорил то, что заповедал ему Бог.

Не бойся от лица их; ибо я сделаю, чтобы тебе не бояться лица их, или как у Семидесяти и у других переводчиков: никогда не заставлю тебя устрашиться 1) . Смысл, применительно к нашему переводу, таков: не бойся от лица их: ибо когда Я буду помогать тебе, то тебе нечего бояться их. А применительно к переводу Семидесяти: не бойся от лица их, полагайся на Мое повеление. Ибо если ты не принесешь того, что имеешь, не оставишь страха, то Я оставлю тебя и предам страху и окажется, что как бы Я заставляю тебя страшиться, когда предоставляю тебя чувству страха Означает же это то, что всегда должно любить истину и не страшиться множества людей, которые не выносят обличения человека безстрашного, но строят ковы тому, кем обличаются. Того, что следует за тем по Семидесяти: ибо Я с тобою, чтобы избавить тебя, говорит Господь, в еврейском нет. Смысл этого такой: Я избавлю тебя, но не в том смысле, что тебе никто не будет строить ковы, а в том, что терпя эти ковы, ты не согрешишь.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их

Препояшь чресла твои. Для того чтобы ловчее действовать при работе восточному человеку, носящему обыкновенно длинные и широкие одежды, приходится подпоясываться (ср. Исх. 12:11; 3 Цар. 18:46). Так и пророк Иеремия должен приготовиться к предстоящей ему деятельности, препоясавши себя духовно. — Не малодушествуй. Это выражение определяет точнее, в чем должно состоять духовное препоясание пророка. Иеремия был человек слишком застенчивый и робкий, не производивший раньше особого впечатления всем своим внешним видом. Теперь он должен действовать с большей самоуверенностью — иначе его речь не будет иметь успеха.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 1:4

1) Очевидно Иероним читал:μήποτε πτοηϑῆναι σε ποιήσω, как ныне находится в одном тольке кодексе перевода Семидесяти; во всех же других читается: μηδέ πτοηϑῆς, – ниже устрашися