Толкования на Иер. 10:3

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 3–5 Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они - как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах

Ибо вырубил дерево в лесу, дело рук топорного мастера, серебром и золотом украсил его, гвоздями и молотками сколотил, чтобы не распадалось (или не двигалось). На подобие столба сделаны они и говорить не будут, тронутся с места, когда понесут их, ибо ходить не могут. Ее бойтесь же их, ибо они не могут делать ни худого, ни хорошего. Описание идолов, почитаемых язычниками. Вырубил, говорит, дерево в лесу. Итак вещество идолов ничтожно и тленно. Они — дело рук мастера; если художник смертен, то, значит, смертно и то, что он производит. Серебром и золотом украсил его, чтобы блеском обоих этих веществ обольщать простецов. Заблуждение это перешло и к нам, так что мы религию полагаем в богатстве. Гвоздями и молотками сколотил, чтобы, не распадалось или не двигалось. Каково могущество идолов, которые сами собою стоять не могут, если не будут сколочены гвоздями и молотками? На подобие столба сделаны они, украшены металлами и расписаны красками, но не имеют пользы, не имеют ничего, что могло бы дать какие либо плоды художнику. И говорить не будут, ибо не имеют с себе ничего жизненного. О них написано: уста имут и не возглаголют, очи имут и не узрят, уши имут и не услышат (Пс. 113:3–6). Тронутся с места, когда понесут их. Сильнее носящий, чем носимое, даже более, тот одушевлен, а это — образ бездушный. Не бойтесь же их, ибо они не могут сделать ни худого, ни хорошего. Многие из язычников обыкновенно почитают одних демонов для того, чтобы они не приносили вреда, а других молят, чтобы они оказывали благодеяния. Отсюда и известное Виргилиевское:

Скотину черную зиме, белую добрым зефирам.

Aeneid. I.

Все сказанное об идолах можно относить ко всяким учениям противным истине, ибо и они обещают великое и из сердца своего измышляют идолов ложной религии. Хвалятся великим, и для обольщения всех простецов, блистая как бы золотыми мыслями и серебряными словами, морочат ум невежд и хвалятся своими изобретателями, в которых нет пользы и религия которых есть собственно культ язычников и незнающих Бога.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора

Уставы — т. е. основные положения веры. (Об идолах ср. Иc. 40:19 и сл. 41:7; 44:12 и сл.)

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 10:1