Толкования на Иез. 23:1

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-10 И было ко мне слово Господне: сын человеческий! были две женщины, дочери одной матери, и блудили они в Египте, блудили в своей молодости; там измяты груди их, и там растлили девственные сосцы их. Имена им: большой - Огола, а сестре ее - Оголива. И были они Моими, и рождали сыновей и дочерей; и именовались - Огола Самариею, а Оголива Иерусалимом. И стала Огола блудить от Меня и пристрастилась к своим любовникам, к Ассириянам, к соседям своим, к одевавшимся в ткани яхонтового цвета, к областеначальникам и градоправителям, ко всем красивым юношам, всадникам, ездящим на конях; и расточала блудодеяния свои со всеми отборными из сынов Ассура, и оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни пристращалась; не переставала блудить и с Египтянами, потому что они с нею спали в молодости ее и растлевали девственные сосцы ее, и изливали на нее похоть свою. За то Я и отдал ее в руки любовников ее, в руки сынов Ассура, к которым она пристрастилась. Они открыли наготу ее, взяли сыновей ее и дочерей ее, а ее убили мечом. И она сделалась позором между женщинами, когда совершили над нею казнь

(или, как говорится у LХХ: там опали сосцы их, и там они лишены девства). Имена их: большей (или старшей) Оолла, а сестре ее – Оолива. И Я имел их (или они были Моими), и рождали они сыновей и дочерей. И имена их: Оолле – Самария, Ооливе – Иерусалим. Итак блудила Оолла относительно Меня и пристрастилась (или ушла) к любовникам своим, к ассириянам, к близким к ней, к одевавшимся в одежды яхонтового цвета, к князьям и сановникам, ко всем вожделенным (или отборным) юношам, всадникам, ездящим на конях. И совершала блудодеяния свои с ними, со всеми отборными сынами ассириян, и оскверняла себя всеми мерзостями (или измышлениями) тех, к коим пристращалась. Не оставила она и тех блудодеяний своих, которые имела в Египте. Ибо и они спали с нею в молодости ее, и они сжимали сосцы девства ее (или: и они растлевали девство ее) и расточали блудодеяние свое на нее. Посему Я отдал ее в руки любовников ее, в руки сынов Ассура, к которым она возгоралась похотию. Они раскрыли срамоту ее, взяли сыновей и дочерей ее, а ее убили мечем. И сделались они общеизвестными женщинами (или: и сделалась она предметом толков для женщин), и совершили суд (или мщение) над нею.

Двенадцать колен Израилевых, которые были соединены в Египте, впоследствии разделились на два и на десять колен, называвшихся Иудою и Израилем, как свидетельствует писание Царей и Паралипоменов. Над Иудою царствовал из племени Давидова Ровоам, сын Соломона, в Иерусалиме, где был храм и священники и большая часть колена Левиина; а над десятью коленами [царствовал] в Самарии Иеровоам, сын Наватов, из колена Ефремова и Иосифова. Из них Самария теперь называется Ооллою, что на нашем языке означает скинию, а Иерусалим Ооливою, то есть скиния Моя в нем, так как и у десяти колен была скиния, – не Божия, а идольская. Ибо Иеровоам, для отклонения народа от служения Богу, поставил в Вефиле и Дане золотых тельцов. Поэтому будем говорить о каждой отдельно. Две эти женщины, Самария и Иерусалим, были дочерьми одной матери, родом из племени Израилева, и блудодействовали они в молодости своей в Египте. Ибо они не получили бы закона, по изведении из Египта, на горе Синае, воспрещающего им чтить идолов, если бы они в Египте не чтили чудовищ египетских. Матерью обеих их может быть хеттеянка, о которой выше (гл. 16. ст. 6) мы читали: «отец ваш аморрей и мать ваша хеттеянка». Но и когда говорится: кийждо мерзости египетские от очей своих отвержите (гл. 20 ст. 7), то этим дается знать, что в Египте Израиль служил идолам, и там опали или были измяты сосцы девства его. Называется же Самария большею и старшею или по причине многочисленности десяти колен, или потому, что по смерти Моисея народом управлял Иисус, сын Навин, из колена Ефремова, из которого был, как мы читаем (3 Цар. гл. 12), и Иеровоам, отделивший их от дома Давидова. И имел их Бог или они принадлежали Ему, когда восстенали от работ египетских, обрабатывая прежде глину и кирпичи. Они впоследствии родили Ему сыновей и дочерей, – или в пустыне или в земле обетования. И сперва начала блудодействовать Оолла, то есть Самария, в отношении к Богу, когда пристрастилась к ассириянам, одетым в одежды яхонтового цвета, и не ко всяким из народа, а в вождям и сановникам, и не к престарелым, а ко всем молодым людям, отборным всадникам, идолам которых она последовала и у которых, вопреки повелению Божию, она просила помощи. Они пришли и осквернили ее, так что она не оставила ничего из всего того, что во время молодости делала в Египте. Ибо и египтяне спали с нею во время молодости ее, кумиров которых она чтила, и там она лишена была девства и были измяты сосцы ее, и было такое обилие блудодеяния, что они не блудодействовали с нею, но, как говорится, расточали на нее блудодеяние свое. Поэтому она была отдана самим любовникам своим, Фулу, и ФеглафФалассару и Салмавассару, к которым она возгоралась похотию, и они τροπολογικῶς (в иносказательном смысле) раскрыли срамоту ее, как женщины блудодейной. Открытие же города означает пленение [теми], которые сыновей и дочерей их взяли в плен, а ее убили мечом, так что она была умерщвлена в пример всем женщинам и с худой стороны служит предметом частых разговоров для всех [женщин]. Они совершили суд и мщение над нею, так что у нее не осталось никакого средства в спасению; но до сего времени десять колен остаются в плену на горах и в городах мидийских, в которые они были переселены. Что означает в иносказательном смысле Иосиф, Ефрем, Самария, Изреель и Израиль и почему они противополагаются дому Давидову и Иерусалиму, означающему Церковь, об этом мы подробно сказали [в толковании] на пророка Осию. О них говорится и в семьдесят седьмом псалме: сынове Ефремли, наляцающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани (ст. 9); и еще: отрину скинию Иосифову, и избра колено Иудово (там же, ст. 67–68). Ибо избрал Бог дом исповедания, Церковь, и отверг скинию Иосифа, что означает умножение. Ибо, оставив закон Божий, они присоединили золотых тельцов в своему служению, и называются Ооллою, то есть скиниею, не Бога, а заблуждения и демонов. И сестра бо́льшая и старшая, по причине многочисленности и пленения ассириянами, блудодействовала против Бога, ибо она оставила истинную веру и пристрастилась к начальникам еретиков, любовникам своим, одетым в одежды яхонтового цвета, обещающим ей высокое и небесное, и к всадникам, о которых сказано: сии на колесницах и на конех (Пс. 19, 8), к отборным сыновьям ассирийским, и вождям и сановникам, взаимно обещающим себе знание и красноречие. Сделала же она это потому, что и в ереси совершала те же блудодеяния, которые имела в Египте, то есть прежде чем уверовала и когда еще жила в мире. И лишена была она (или лишены были они) девства ассириянами, упорствовавшими во зле, или мстителями. Ибо противник наш, диавол служит также врагом и мстителем (1 Петр. гл. 5). Они измяли сосцы Самарии и лишили ее девства, которое она имела в Церкви. Поэтому она была предана любовникам своим по апостолу, который пишет: ихже предах сатане, да накажутся не хулити (1 Тим. 1, 20; и: предал их во из мождение плоти, да дух спасется (1 Кор. 5, 5). Они раскрыли срамоту несчастной Самарии и обнаружили всю ее гнусность; сыновей и дочерей, рожденных ею, одаренных знанием, простодушных и неопытных, отвели в плен, а ее убили духовным мечом, и они служат предметом частых толков с дурной стороны во всем мире и делаются общеизвестными между всеми учениями, так что мерзости ее наказываются в пример для всех женщин.

Толкование на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

Огола и Оголива

Глава параллельна XVI и XX: подобно тем она идолопоклонство Израиля, как причину предстоящей гибели, опять рассматривает исторически и подобно XVI гл. представляет идолопоклонство под образом прелюбодеяния; но в отличие от тех глав а) больше занимается позднейшей историей Израиля (VIII и VII веками); б) более касается политической истории, чем религиозной, - союзов с соседними народами, но их, - поскольку они имели религиозные последствия - увлечение чужеземными культами, на что указывают уже и самые имена сестер; в) более, чем XVI гл., говорит о северном (Огола) царстве; г) не имеет в заключении мессианских обетований. Разделение: 1-4. Блужение сестер Оголы - Самарии и Оголивы - Иерусалима в первый период жизни - с египтянами. 5-10. Блуд Оголы с ассириянами и египтянами и наказание ее. 11-21. Блуд Оголивы с ассириянами (11-13), халдеями (14-18) и египтянами (19-21). 22-35. Ее кара. 36-49. Справедливость этой кары.

Толковая Библия.