Толкования на Иез. 40:20

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 20-22 Он измерил также длину и ширину ворот внешнего двора, обращенных лицом к северу, и боковые комнаты при них, три с одной стороны и три с другой; и столбы их, и выступы их были такой же меры, как у прежних ворот: длина их пятьдесят локтей, а ширина двадцать пять локтей. И окна их, и выступы их, и пальмы их - той же меры, как у ворот, обращенных лицом к востоку; и входят к ним семью ступенями, и перед ними выступы

Велико должно быть разделение читающих, когда они верят, что в Священном Писании каждое произносимое слово не всегда означает один и тот же предмет; так, например, солнце, иногда принимается в хорошем смысле, а иногда в дурном. Ибо именем солнца иногда означается Сам Искупитель наш, а иногда гонение. Так, по свидетельству книги Премудрости, нечестивые в аде скажут: заблудихом от пути истинного, и солнце правды не возсия нам (Прем.5:6). А о брошенных семенах Господь говорит: солнцу возсиявшу присвянуша (Мф.13:6), именно потому, что во время гонения засыхают слова проповеди в сердцах нечестивых. Так лев означает Господа, как написано: се, победил есть лев, иже сый от колена Иудова (Откр.5:5). Так именем льва выражается подобие диавола, как говорит первоверховный Апостол: супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1Пет.5:8). Так именем вола означается мудрый, как написано: да не ореши юнцем (волом) и ослятем вкупе (Втор.22:10), не соединяй для проповеди мудрого с глупым. Но чрез вола же означается и глупый; так о том, кто пленен гнусною любовью, говорится: он же абие последова ей объюродев, и якоже вол на заколение ведется (Притч.7:22), т.е. как глупый ведется на смерть. Итак это я сказал для того, чтобы не думали, будто уже ворота, упоминаемые у Пророка сего, не значат что-либо другое, потому только, что я изъяснил, что ворота означают Господа, или проповедников, или Священное Писание, или веру. Ибо когда Пророк говорил об одних воротах, тогда правильно была разумеваема вера. Но когда упоминается о других воротах, тогда можно разуметь уста Проповедников, чрез которые познается истинная жизнь, и чрез которые восходят к познанию духовных таинств. Ибо о воротах, которые, по нашему мнению, означают веру, нам надобно заметить, что они называются нижними. Так как, доколе мы живем в этой жизни, дотоле стоим еще как бы на низу. И вера по справедливости называется нижними воротами; потому что она открывает нам на земле познание Бога. Итак теперь говорится: измерил и ворота, обращенныя на путь северный входа да внешняго, как в долготу, так и в широту. И спальни их три с этой стороны, и три с той; и фронтоны их, и вход их по мере ворот первых; пятьдесят локтей долготу их, и широту их в двадцать пять локтей. Окна же их, и вход, и резьба, по мере ворот, обращенных к Востоку; и семь ступеней было в восходе их, и вход пред ними.

О воротах, обращенных на путь северный входа внешнего, повторяется то же самое, что уже выше сказано о других воротах, и присовокупляется еще другое, чего не говорит Пророк о прежних воротах. Итак, чтобы обширно рассуждать о том, о чем еще не было рассуждаемо, мы должны кратко повторить то, что уже сказано. Ибо ворота обращаются на путь северный, когда каждый проповедник познает жизнь грешника, и чрез слово проповеди открывает ему жизнь внутреннюю. Эти ворота называются воротами входа внешнего. Потому что внешний вход есть жизнь настоящая, в которой все, что делается телесно, и видимо бывает телесно. Они измеряются как в долготу, так и в широту; потому что, когда грешник приводим бывает к вере, тогда проповеднику необходимо обсудить, насколько тот от увещания его успеет, как в долготе надежды, так и в широте любви. Кто обращается к Богу, и еще надеется на блага настоящей жизни, тот не имеет долготы, потому что коротка та жизнь, на которую положил он надежду. Если он стесняется еще пожеланием земных вещей, и ненавистью к ближнему: то он не имеет широты; потому что не умеет ни презирать земное, ни расширяться любовью к ближнему. Но когда каждый обратившийся (к Богу) долготерпеливо надеется радостей вечной жизни, с любовью переносит обиды от ближних, и даже не желает того, чего не имеет; тогда ворота имеют и долготу, и широту; потому что славою Проповедника служит успех слушателя. Поэтому некоторым чрез великого учителя говорится: радосте и венче мой (Флп.4:1). И еще: мы ныне живи есмы, аще вы стоите о Господе (1Сол.3:8). И еще: кто нам упование или радость или венец похваления; не и вы ли пред Господем? (1Сол.2:19). Итак есть долгота и широта ворот обращенных к Северу; потому что, когда Проповедник обратит к вере какого-либо неверующего, цепенеющего в холоде греха своего, тогда он составляет собственную свою славу чрез то, что направляет его в долготу надежды и расправляет широту в любви. А поелику все слушатели в познании святой Троицы по слову проповеди делают ycпех и в любви к Toй же Троице: то эти же самые ворота имеют три спальни с одной стороны, и три с другой; потому что все то, что Создатель говорит о Троице чрез Новый Завет, открывает и в Ветхом Завете. И сердце слушающих в любви к небесному отечеству достигает такого совершенства, что душа, прилепляясь к Богу, как невеста с женихом сидит уже в некоторой спальне, и решительно отвращается земных пожеланий.

Беседы на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

Ст. 20-22 Он измерил также длину и ширину ворот внешнего двора, обращенных лицом к северу, и боковые комнаты при них, три с одной стороны и три с другой; и столбы их, и выступы их были такой же меры, как у прежних ворот: длина их пятьдесят локтей, а ширина двадцать пять локтей. И окна их, и выступы их, и пальмы их - той же меры, как у ворот, обращенных лицом к востоку; и входят к ним семью ступенями, и перед ними выступы

Северные ворота (и южные: ст. 24-26) были такой же меры вообще и во всех частях своих, как восточные. Из этих частей поименовываются в 21 ст. “боковые комнаты” (фее), столбы их, т. е. должно быть пилястры - промежутки между комнатами ст. 10 (евр. елав =ст. 9, а в 10 ст. елим, но разница только в том, что второе без местоимения “его”, относящегося к воротам; LXX транскрипция здесь аилев ст.9, а в 10 ст. аилам), еламав (евр. рус.; “выступы”, что было бы гевул), т. е. должно (пять притворы А, D и Е; LXX, по-видимому, считали новым архитектурным термином: ta elammwn, но слав. “еламы” (притворы); LXX + “финики”, должно быть попавшее из след. ст. В 22 ст. указываются меньшие части ворот: окна, еламав (в написании малая разница с пред. ст.; LXX = пред. ст.; должно быть новый архитектурный термин, неназванный в описании восточным, ворот; рус. “выступы”) и пальмы (см. объяснение ст. 16). Все это было такой же меры как, в восточных воротах. Но в описании последних не указана мера окон и пальм; посему LXX в 22 ст. вместо “той же меры” читают kaqwV, “яко же” (т. е. вместо кемиддат - кемо). Относительно северных ворот указано, во сколько ступеней была лестница, ведущая к ним от окружающего храм пространства, каковое указание почему-то не сделано при описании восточных ворот, где оно, по-видимому, было бы уместнее. Там пророк, может быть, не обратил на нее такого внимания. Число этих ступеней было символическое: 7 (во внутренних же воротах оно было еще больше: 8). Лестница к воротам, точнее - ее ступени, имела пред собою названный и в 21 ст. архитектурный придаток еламав, греч. elammwn. Вульг. vestibulum (рус: “выступы”); LXX вместо “пред ними” - “внутрьду”. Может быть, имеется в виду просто порог 7 ст. А.