Толкования на Иез. 40:24

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 24-26 И повел меня на юг, и вот там ворота южные; и намерил он в столбах и выступах такую же меру. И окна в них и в преддвериях их такие же, как те окна: длина пятьдесят локтей, а ширины двадцать пять локтей. Подъем к ним - в семь ступеней, и преддверия перед ними; и пальмовые украшения - одно с той стороны и одно с другой на столбах их

Поэтому таковые души Святых что другое делают в этом желании, если не то, что уже бегут к воротам от внешних ворот чрез внутренний притвор? С ними часто случается, что видя себя поощряемыми великим действием небесной благодати, они считают себя уже совершенными, и думают, будто они послушны; но поелику никого нет, кто предписывал бы им жестокое, то они думают, будто они терпеливы, тогда как никто не испытывает их поношениями и неприятностями. И большею частью случается то, что они даже против воли принимают духовное служение, и подводятся под управление верующих. Те, которые со всех сторон были потрясены великими несчастьями, приведенные в смущение души признают себя несовершенными; a которые не были подвергнуты такому потрясению, подумали, будто они совершенны. От этого происходит, что они доводятся до самособранности, и молча сами пред собою стыдятся упрека своей слабости, и, будучи подкреплены самым стыдом своим, противопоставляют несчастиям терпение, и те, которые прежде в праздности коснели от самой своей безопасности, делают успех от несчастия. И начинают быть действительно таковыми, каковыми прежде считали себя напрасно. Итак они, когда расходятся по притвору усердия к добру от внешних ворот до ворот внутренних, измеряются этим самым притвором во сто локтей; потому что расстановкою и святым упражнением они ежедневно преуспевают в совершенстве. Ибо преуспевать в душе посредством ежедневных желаний значит, как бы внутреннему притвору измеряться сотнею локтей. Итак от ворот до ворот сто локтей для того, чтобы некоторая медленность в шествии служила как бы самою расстановкою жизни, чрез которую ежедневно возрастают в добродетелях, чтобы с большим совершенством достигнуть внутреннего входа. Далее следует: и вывел меня к пути южному, и вот ворота, обращенныя на Юг; и измерил фронтон их, и крыльцо их по мерам прежним; и окна их, и крыльца в окружности, как окна прочие, пятидесяти локтей долготу, и широту в двадцать пять локтей. И чрез семь ступеней восходили к ним, и крыльцо пред дверьми их.

Все это уже сказано в воротах восточных и северных; и нет надобности часто повторять то, что мы сказали при объяснении однажды и дважды. Впрочем нам надобно заметить, что в духовном здании один вход открыт с Востока, другой с Севера, третий с Юга. Ибо как холодом Севера означаются грешники, так Южным путем означаются горящие духом, которые, будучи воспламенены жаром Духа Святаго, возрастают в добродетелях как бы при полуденном солнце. Итак пусть будут отверсты врата с Востока, чтобы те, которые хорошо начали таинства веры, и после не погружались в глубину пороков, приходили к сокровенным радостям. Пусть будут отверсты ворота с Севера, дабы те, которые после начала теплоты и света пали в холод и тьму грехов своих, возвращались к помилованию чрез сокрушение покаяния, и познавали, какая истинная радость внутреннего воздаяния. Пусть будут отверсты врата с Юга, дабы те, которые горят от святых желаний подвигов, ежедневно проникали духовным разумением в таинства внутренней радости. Но между тем можно предложить вопросы: если четыре страны мирa сего, то почему в этом здании внешнего двора говорится не о четырех воротах, а о трех? – Этого справедливо надобно было бы требовать, если бы Пророк видел не духовное, а телесное здание. Ибо святая Церковь, т.е. духовное здание, для достижения сокровенных радостей имеет только трое ворот, именно: веру, надежду и любовь; одни (ворота) с Востока, другие с Севера, третьи с Юга. Потому что воротами с Востока служит вера, так как чрез нее в душе рождается истинный свет. Воротами с Севера служит надежда, так как всякий, падший в грехи, решительно лишается милосердия, если отчаевается в прощении. Воротами с Юга служит любовь, так как она горяча. Ибо в полуденной стране солнце возвышается вверх вертикально, потому что свет веры любовью возвышается в направлении к Богу и ближнему. Итак тремя воротами входят во внутренний двор; потому что чрез веру, надежду и любовь доходят до сокровенных радостей. Но рождается другой вопрос: почему о воротах внутреннего двора говорится, что они направлены прямо против ворот Востока и Севера, и умалчивается, что они направлены прямо к Югу? Но поелику мы сказали, что Востоком означаются начинающие, а Севером падшие: то надобно было ясно сказать, как о начинающих, которым солнце светит ни тепло ни холодно, так и о падших, но обратившихся, что им отворены ворота двора внутреннего, дабы мы были известны о тех, о которых можно было сомневаться. Но этого не следовало говорить о воротах южных; потому что всякий знает, что те достигают внутренних радостей, которые до горячести духа постоянны в добродетелях. Потому что Священное Писание обыкновенно говорит ясно о том, о чем можно было бы сомневаться, и молчит о том, что известно, как чрез Псалмопевца говорится: и прогневаша Моисея в стану, Аарона святаго Господня (Пс.105:16). Потому что Аарон, по настоянию народа, сделал идола, и справедливо можно было сомневаться в жизни его. Итак Моисей не называется святым, потому что всем известно, что он свят; но Аарона (Пророк) называет святым Господним для того, чтоб уничтожить в нас сомнение в жизни его. Далее следует: и резныя пальмы были, одна отсюда, другая оттуда на фронтоне их.

Беседы на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

И повел меня на юг, и вот там ворота южные; и намерил он в столбах и выступах такую же меру

“И повел”, не: “привел”, как в ст. 17, потому что здесь больше и довольно значительное расстояние. Южные врата были во всем подобны восточным и северным, но измерение их описывается не так, как северных (хороший писатель не любит повторяться), а с незначительными отклонениями. Так, прежде всего, почему-то не говорится о столь важной части ворот, как боковые комнаты (LXX ставят на первом месте опускаемое евр. т.: “фе”), а измерение начинается прямо со столбов (должно быть между боковыми комнатами), после которых сразу называются упоминаемые в 22 ст. (см. там) еламав, LXX ta elammwn, слав. “еламы”, рус “выступы”.