Толкования на Ион. 4:10

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 10-11 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота

Это означает: «Не столько тебя услаждала тень тыквы, сколько Меня обрадовало спасение ниневитян, и гибель тыквы не столько огорчила тебя, сколько их гибель огорчила бы Меня. Потому погибель их была не по душе Мне». Видишь ли, как и здесь Он идет дальше взятого образа. Он не просто говорит: «ты сожалеешь о растении», но еще прибавляет: «над которым ты не трудился и которого не растил». Так как земледельцы особенно любят насажденные ими растения, на которые тратят много труда, то, желая показать, что и Он любит людей по образу этой любви, Он прибавил: «Если ты так скорбишь о деле другого, тем более Я забочусь о собственном деле, о том, чего Я сам творец». Потом Он смягчает и самое нечестие ниневитян, говоря, что они «не умеют отличить правой руки от левой»; Он оправдывает их тем, что они грешили более по неведению, чем по злобе, что и показал конец их покаяния.

Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 10-11 И рече Господь: ты оскорбился еси o тыкве, о ней же не трудился еси, ни воскормил еси ея, яже родися обнощь, и обнощь погибе. Аз же не пощажду ли Неневии града великого, в нем же живут множайшии неже дванадесять тем человек, иже не познаша десницы своея ниже шуйцы своея, и скоти их мнози

О несравненное и непостижимое милосердие! Какое слово достаточно будет для прославления его? И какими устами мы можем вознести благодарственные песни Милосердому и Благому, ибо Он удаляет «от нас беззакония наша» и далее (Псал. 102, 12). Смотри, как Он показывает, что Иона опечалился не во время и о чем не следовало, между тем, как святому надлежало бы восхвалять и прославлять Владыку. Если ты, говорит, опечалился, или лучше доведен был до крайней скорби тем, что у тебя засохло тыквенное растение, которое как выросло в одну ночь, так и погибло, то как же я мог бы не пожалеть многолюдного города, в котором находится больше ста двадцати тысяч людей, не имеющих возможности, от времени и возраста распознать, которая у них правая и которая левая рука? Ведь этого еще не различают младенцы, которым, как ни в чем не согрешившим, и следовало прежде других оказать человеколюбие. В самом деле, не распознающий еще своих рук какими мог бы быть обременен прегрешениями? Если же Он называет и животных и удостоивает их сожаления; то и это делает вследствие великой Своей благости. Ведь если «праведник милует души скотов своих» (Прит. 12, 10), – и это служит в похвалу ему, – то что же удивительного, если и Сам Бог всяческих и к ним питает жалость и сострадание?

Так Христос спас всех, дав Себя в искупление за малаго и великого, мудрого и не мудрого, богатаго и бедного, Иудея и Еллина. Ему по справедливости можно сказать: «человеки и скоты спасеши Господи. Якo умножил еси милость Твою, Боже: сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут» (Псал. 35, 7–8).

Толкование на книгу пророка Ионы.

Блж. Иероним Стридонский

Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало

См. Толкование на Ион. 4:6

Письма 107.6.


Ст. 10–11 И сказал Господь: ты скорбишь о плюще, над которым ты не трудился и которого не растил, который в одну ночь вырос и в одну ночь пропал. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?

Чрезвычайно трудно объяснить, каким образом в иносказательном смысле говорится о Сыне: Ты скорбишь о плюще, над которым ты не трудился и которого не растил, когда «вся Тем быша и без Него ничтоже бысть» (Ин. 1, 3). Поэтому один толкователь этого места, решая настоящий вопрос, впал в богохульство. Ибо, взяв слова Евангелия: «что Мя глаголеши блага? Никтоже благ, токмо един Бог» (Мк. 10, 18), он истолковал их в том смысле, что Отец благ, а Сын сравнительно с Тем, кто вполне и по истине благ, стоит на нисшей ступени. Говоря это, он не заметил, что впал в ересь скорее Маркиона, который признает одного Бога исключительно благим и другого судиею и творцем, нежели Ария, который, признавая Отца высшим (majorem), а Сына нисшим (mиnоrеm), тем не менее не отрицает Сына, как творца. Поэтому следует снисходительно выслушать то, что мы скажем, и скорее содействовать нашим стремлениям чрез благорасположение и молитвы, нежели относиться к ним с презрением и зложелательством, потому что порицать и злословить могут и люди невежественные, а людям образованным и знающим трудность работы свойственно или подавать руку утомленным или указывать путь блуждающим. Господь наш и Спаситель не столько трудился относительно Израиля, сколько трудился относительно народов языческих. Поэтому Израиль самонадеянно говорит: «се толико лет работaю тебе, и николиже заповеди твоя преступих, и мне николиже дал еси козляте, да со други своими возвеселился бых; егда же сын твой сей, изъядый твое имение с любодейцами, прииде, заклал еси ему телца питомого» (Лук. 15, 2930). Тем не менее отец не опровергает его, но кротко говорит ему: «чадо, ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть; возвевелитижеся и возрадовати подобаше, яко брать твой сей мертв 6е, и оживе, и изгибл бе, и обретеся» (Лук. 15, 3132). Ради языческого народа был заколот откормленный телец и была пролита драгоценная кровь, о чем Павел весьма подробно говорит в послании к Евреям (Евр.10). И Давид в псалме говорит: «брат не избавит, избавит… человек» (Псал. 48, 8). Христос определил, чтобы тот народ возрастал, и Он умер, чтобы тот был жив; Он сошел в преисподнюю, чтобы тот достиг небес. В отношении же к Израилю ничего подобного не было сделано. Поэтому он и завидует младшему брату, который, расточив свое имущество с блудницами и развратниками, получает перстень и лучшую одежду и приобретает прежнее достоинство. Слова же: «который в одну ночь вырос» указывают на время до пришествия Христа, который был светом мира и о котором говорится: «нощь прейде, а день приближися» (Рим. 13, 12). «И в одну ночь пропал», когда скрылось от них солнце правды и когда они утратили слово Божие. Что же касается Ниневии, великого и прекраснейшего города, то она предызображает церковь, в которой число членов более, чем десять или двенадцать колен Израилевых, на что указывают и двенадцать корзин с кусками в пустыне (Мк. 6). Не умеют же они отличить правой руки от левой или вследствие невинности и простоты, что́ указывает на младенческий возраст и даст понять, сколь велико должно быть число людей другого возраста, когда таково число младенцев; или же, может быть, так как это был большой город и так как в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но также деревянные и глиняные, (2Тим. 2, 20), там было весьма много таких, которые, до принесениа покаяния, не отличали хорошего от худого, правой руки от левой. «И множество скота», потому что в Ниневии было большое число скота, то есть людей неразумных, которые сравниваются с «скотами несмысленными» в уподобляются им (Псал. 48, 21).

Толкование на книгу пророка Ионы.

Блж. Феодорит Кирский

Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало

См. Толкование на Ион. 4:6

Сальвиан Марсельский

Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало

См. Толкование на Ион. 4:6

Лопухин А.П.

Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало

См. Толкование на Ион. 4:6