Толкование на Ис. 8:1

Свт. Василий Великий

Ст. 1-4 И рече Господь ко мне: приими себе свиток нов велик и напиши в нем писалом человечим, еже скоро пленение сотворити корыстей, приспе бо. И свидетели мне сотвори верны человеки, Урию иереа и Захарию сына Варахиина. И приступих ко пророчице, и во чреве зачат и роди сына. И рече Господь мне: нарцы имя ему: Скоро плени, нагло расхити, зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския пред царем Ассирийским

По-видимому одно приказано Пророку, а другое он сделал. Ибо что общего между приказанием: приими себе свиток нов велик и между тем, что присовокуплено: и приступих ко пророчице, и во чреве зачат? А потому иной может сказать, что присовокупленное не служит изъяснением предыдущего, но что одна мысль кончена и придается другая мысль, имеющая собственное свое начало. Ибо хотя и не прибавлено, что Пророк взял свиток нов велик, но подразумевать должно, что он исполнил приказание. Слова же: И приступих ко пророчице, и во чреве зачат разумеются как имеющие другое начало. Ибо если бы Пророк противоречил приказанию, то сие противоречие было бы записано, как у Иезекииля, который отказался есть хлеб, испеченный на человеческом лайне. Но там Пророк отрицается, говоря: никакоже, Господи Боже небеси! се, душа моя не осквернилася в нечистоте, ниже вниде во уста моя всякое мясо мерзко (ср. Иез. 4:12-14). Потому и дозволено ему сотворити хлебы в мотылах говяжих (ср. Иез. 4:15). А здесь, поскольку нет отрицания, то молчание явно показывает согласие, хотя и не засвидетельствовано, что приказание исполнено, как об Осии. Ему сказано: иди, поими себе жену блужения, и роди чада блужения. Потом слово, свидетельствуя о нем, что исполнил приказанное, присовокупляет: И иде и поя Гомерь дщерь Девилаимлю (Ос. 1: 2-3). В других же местах найдем, что повеление высказано, а произведено ли оно в действие, о том не засвидетельствовано, дознается же сие нами из благопокорности принявших повеление. Например об Иезекииле, которому сказано: Ты же да спиши на левем боку твоем и еще поспиши на десных ребрех твоих (Иез. 4:4-6), не присовокуплено, что он спал на левом или правом боку, но умолчано о сем, впрочем, подразумевается нами из послушания Пророка. Так и здесь на наше недоумение можно отвечать, что Пророк не по получении первого приказания стал делать другое, но когда исполнил приказанное, тогда уже вновь начинает повествовать нам о пророчице.

А свиток нов и велик, может быть, есть образ Нового и Великого Завета, написанного писалом человечим, потому что вещания евангельские писаны языком человеческим, удобопонятным для многих. В Евангелии писано и о том, еже скоро пленение сотворити корыстей. Ибо учение евангельское скоро, быстрее всякой молнии, дошло до пределов вселенной; оно отъемлет корысти у князя века сего и плененных им приводит в послушание Христово. Пленение же есть разделение корыстей, и сие Бог в охранение и соблюдение поручил попечителям рода человеческого - Ангелам. Посему написано: скоро пленение сотворити корыстей, ибо близко Евангелие, об ожидаемом издревле с небеси благовествующее, как уже о пришедшем к нам. Свидетелями же написанного в Евангелии да будут, сказано, Урия и Захария. А Урия есть священник и символически обозначает закон, данный чрез Моисея; Захария же есть Пророк; и Евангелие утверждено, будучи засвидетельствовано законом и Пророками. В переводе же значат Урия - просвещение Божие, Захария - памятование Божие, а сын Варахиин - сын Божия благословения. Посему кому из людей прилично быть верным свидетелем? Тому, кто просвещен Богом, кто имеет непрестанное памятование о Боге.

Посему что же значат слова и приступих ко пророчице? То есть духом и предведением будущего приблизился я к пророчице. Ибо постиг, как бы сблизился пророческим разумением, издалека увидел Ее зачатие, предузрев посредством пророческого дарования, что Она родила Сына, о Котором сказал Господь: наречеши имя Ему: Скоро плени, нагло расхити. Скоро пленил крепкого, стрегущего свое достояние, то есть проданных под грех и содержимых во узах смерти. И его пленил, а корысти его разделил собственным Своим силам, отдав верных в хранение и соблюдение святым Ангелам, о которых и Сам сказал: Ангели ваши выну видят лице Отца Моего Небеснаго (ср. Мф. 18:10). Ибо Сей есть нагло расхитивший; о Нем написано: Возшед на высоту, пленил плен, приял даяния в человецех (ср. Пс. 67:19). А что Мария - та пророчица, к Которой приступил Исаия чрез приближение познанием, сему никто не будет противоречить, если помнит слова Марии, сказанные Ею пророчески. Ибо что говорит? Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея, се бо, отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1:46-48). И вникнув во все слова Ее, не откажешься наименовать Ее пророчицей, потому что Дух Господень снисшел на Нее и сила Вышнего осенила Ее.

Посему что повелено было написать в сем свитке, то, приблизившись к Пророчице, увидел сбывшимся. Ибо там сказано: напиши писалом человечим, еже скоро пленение сотворити корыстей, а здесь после слов во чреве зачат и роди сына написано: И рече Господь: нарцы имя Ему: Скоро плени, нагло расхити. Таким образом, в разных выражениях и представлениях: приими себе свиток и приступих ко пророчице - говорится одно и то же, и прибавление сие не содержит в себе ничего несообразного с предшествующим.

Сей же, Родившийся от Пророчицы, приял силу Дамаскову, и корысти Самарийския. Сила Дамаскова - это верующие из язычников, а корысти Самарийския - это уверовавшие от обрезания, потому что Дамаск - главный город Сирии, а Самария - главный город Израиля. Между тем заповеди и доблестные дела Родившегося от Пророчицы прилагаются Ему от Господа вместо имен, как и имя Иисус придано Господу за спасение, дарованное нам от Бога. Ибо сказано: наречеши имя Ему Иисус, Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1:21).

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-4 И рече Господь ко мне: приими себе свиток нов велик и напиши в нем писалом человечим, еже скоро пленение сотворити корыстей, приспе бо. И свидетели мне сотвори верны человеки, Урию иереа и Захарию сына Варахиина. И приступих ко пророчице, и во чреве зачат и роди сына. И рече Господь мне: нарцы имя ему: Скоро плени, нагло расхити, зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския пред царем Ассирийским

Эти два повеления буквально, по видимому, различны и не имеют между собой ничего общего; но кто тщательно вникнет в силу мыслей, тот увидит, что они весьма сродни и имеют одну цель. Впрочем, наперед нужно сказать, для чего пророчества введены в человеческую жизнь. Итак, нужно сказать: для чего введены они? Бог обыкновенно отсрочивает и медлит наказывать грешников, между тем как бывает скор и быстр на благодеяния добродетельным. Это, т.е. то, что наказание следует не непосредственно за преступлениями, людей более беспечных располагает к падению. Потому Бог, чтобы показать Свое долготерпение и чтобы люди не сделались от этого более беспечными, употребляет врачевство пророчества, научая грешников не самыми наказаниями, но до времени только предсказанием о них, чтобы они в случае, если, выслушав угрозы, сделаются лучшими, – отклонили от себя действительное наказание; а если останутся бесчувственными, то Он подвергнет их наказанию. Дьявол же, видя это и понимая, сколь великая происходит отсюда польза, посылал лжепророков, которые говорили против пророков, угрожавших голодом, язвами, войнами, нашествием иноплеменников, и возвещали благоприятное. Как Бог страшными словами хотел отклонить наказание на самом деле, так дьявол производил противное: благоприятными словами расслабляя и делая людей беспечными, он делал необходимым наказание на самом деле. Потом, когда веровавшие лжепророкам и нисколько не радевшие о добродетели, но оставшиеся при своих грехах, навлекали на себя наказание, и конец дела показывал истинность пророков и обличал лживость лжепророков, дьявол опять употреблял другое средство для погибели предающихся ему. Он убеждал людей легко обольщаемых, что случившиеся бедствия произошли от гнева бесов, которых они пренебрегали и презирали. Потому и Бог для уничтожения такого обмана предвозвещает людям за много лет прежде то, что случится впоследствии, особенно же имеющие быть бедствия, чтобы обольщающие их не могли приписать случившегося гневу бесов. А что я говорю это не по догадкам, послушай Исайю, который говорил: «Вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя, и чело твое медяно. И возвестих ти, яже древле… да не когда речеши, яко идоли мне сия сотвориша, и изваянная и слиянная сотвориша мне… ниже разумел еси, ниже слышана быша тебе» (Ис. 48:4–6, 8). Так как они, – как я сказал и как можно видеть из приведенного свидетельства, – приписывали бедствия бесам, то пророчество предварительно разрушает этот обман, предсказывая о них за много лет. Но так как и после того неблагодарные могли сказать: вы не предсказывали, мы прежде не слыхали, вы теперь выдумали это после событий, вы не знали будущего, откуда видно, что об этом уже было сказано? – то смотри, как ясно и неопровержимо Бог обличает их, заграждая бесстыдные уста. Он не только позволяет пророку сказать, но повелевает и написать сказанное на свитке, и не просто написать, – чтобы те не могли сказать, будто пророк выдумал это после событий, – но призвать и свидетелей письмен и мужей достоверных как по званию своему, так и по образу жизни. «И я взял себе, – говорит, – верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина», чтобы когда это исполнится и станут говорить, что об этом не было сказано за много лет, представленный свиток и присутствующие свидетели заградили уста бесстыдных. Потому он и говорит: «прими свиток нов», чтобы он по ветхости не погиб, но чтобы оставался на долгое время и своими письменами обличал их.

«И начертай… человеческим письмом», т.е. тростью, то, что имеет случиться. Что же имело случиться? Война, победа иноплеменников, взятие в плен, расхищение добычи. Все это говорит, ты напиши. «Магер-шелал-хаш-баз». Что значит: «приспе бо»? Это слово выражает две следующие мысли: ту, что важность грехов их тогда уже требовала наказания и наказание уже было при дверях, но Бог медлил, желая Своим долготерпением исправить их и отклонить наказание, – и ту, что для Него легко и удобно употребить только мановение и все привести в исполнение. Так как речь шла об иноплеменниках, имевших сделать нападение, то он говорит: не думайте, что отдаленность пути и многочисленность войска могут сколько-нибудь замедлить дело, как это обыкновенно бывает у людей.

Находящийся вдали стоит перед Богом. Потому для Бога легко и удобно в один миг и в одно мгновение времени тотчас привести и представить врагов с крайних пределов земли, хотя бы эти враги и были многочисленными. «И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина». Свидетели чего? Времени, так что если письмена будут подвергаться порицанию, то живые люди, присутствовавшие тогда, когда это было писано, и ясно знавшие время, когда это было сказано, могли бы заградить уста решающимся бесстыдствовать. Такого же содержания и дальнейшие слова, производящие яснейшее обличение. Как и каким образом? Выслушаем сами слова. Приступил, говорит пророк, «к пророчице». Так он назвал свою жену, может быть, потому что и она была удостоена пророческого Духа. Благодатные дары простирались не на мужей только, но нисходили и на женский пол. В делах духовных бывает не так, как в житейских нуждах, в которых роды занятий разделены, и одни из них принадлежат мужчинам, а другие женщинам, так что не могут переменяться между собой: в делах духовных – равные подвиги и общие венцы. Это с ясностью можно видеть и в Новом Завете и во всей человеческой жизни. Итак, совокупившись с женой по закону брака, пророк сделал ее беременной, и когда родился младенец, нарек ему имя новое и необыкновенное, содержащее в себе историю будущих событий. Что именно сказал Господь? «Нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз», чтобы, если не поверят письменам, заключающимся в свитке, то название младенца, содержащее в себе историю будущих событий, данное прежде их исполнения и постоянно повторяемое во всякое время, заградило уста самых бесстыжих. В том, что пророк не выдумал это после исполнения событий, но предвидел их свыше, могли убедиться даже самые неблагодарные противники, видя самого младенца, получившего еще прежде исполнения событий такое название, которое предвозвещало будущие бедствия. Потому он и объясняет силу пророчества и с точностью определяет время в следующих словах: «ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским». Смысл этих слов следующий: во время его незрелого возраста, когда он еще не в состоянии говорить, совершатся дела победы и трофеев, не в том смысле, будто сам младенец сможет вступить в бой и поразить неприятелей, но в том, что в течение этого возраста, т.е. прежде, нежели младенец станет говорить, все будет предано врагам.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-2 И рече Господь ко мне: приими себе свиток нов велик и напиши в нем писалом человечим, еже скоро пленение сотворити корыстей, приспе бо: и свидетели Мне сотвори верны человеки, Урию иереа, и Захарию сына Варахиина

Сделав весьма достаточное предсказание об имевшем по времени случиться с страною Иудейской и показав великость бедствия, Бог с пользою присоединяет к сему и касающееся Еммануила, и образно указав тайну о Нем, являет теперь ее яснее пророку. Ибо Он сказал: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис. 7:14; ср. Мф. 1:23). Что Он будет ходатаем нового завета, конечно по упразднении первого, как имевшего великую немощь, обветшавшего и никого не делавшего совершенным по совести (Евр. 9:9, ср. 8:13; 7:18 и др.), на это Бог указует, говоря: приими себе свиток нов велик. И что может означать здесь: себе, как не это именно? ибо не решившимся, говорит, быть непокорными, но в вере почтительным слово о Нем даровано будет в новом свитке, то есть, открыто будет таинство Христово. Итак, нов сей свиток и велик, потому что не по образу первого завета составлен сей новый и неслыханный (завет), возвещающий таинство Христово, и не будет иметь в себе худости, свойственной повествованию закона, но будет являться как бы в превосходстве и высоте знания и догматов. Отсюда и Божественный Павел с великою радостью говорит, что все содержащееся в законе он вменил тщету быти за превосходящее разумение Христа (Фил. 3:8). Таким образом, ясно, что с обветшанием первого, как я сказал, приемлется новый и великий свиток второго завета, который на лучших обетованиях утверждается, как говорит священнейший Павел (Евр. 8:6). Пишется же этот свиток писалом человеческим. Почему это? Потому, что когда очами ума мы уразумеем тайну святой и единосущной Троицы, а потом некогда и другим вздумаем говорить о неизреченном рождении единородного Сына Божия: тогда, и только уже тогда, мы будем иметь нужду в писале не человеческом и не подобном нашему. Ибо какое слово достаточно будет к тому, чтобы можно было разъяснить то, что выше ума и слова? Для столь высоких и превосходящих ум повествований достаточна лишь та одна трость, о которой Бог и Отец говорит устами Давида: язык Мой трость книжника скорописца (Пс. 44:2). Ибо никто же знает Сына, токмо Отец: но и ни Отца кто знает, кто есть, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11:27; ср. Лк. 10:22). Когда же мы намерены составлять писания о вочеловечении Его, тогда нужно писало человеческое, что и сделал премудрый Иоанн, говоря: Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин. 1:14). Совсем не трудно также и смерть Его по плоти и воскресение из мертвых возвещать нашими же словами, а равно и то, что Он, как бы первый плод и начаток человеческого естества, обновляемого в нетление, взошел ко Отцу и воссел на небесных, что Он и приидет по времени и сядет, как Судия. Итак, человеческим писалом богодухновенные писатели описывают то, что относится к вочеловечению Единородного. Но Бог присоединяет повеление, говоря; свидетели Мне сотвори верны человеки, Урию и Захарию сына Варахиина. Должно знать, что в то время, в которое было о сем слово от Бога к блаженному Исаии, Урия был пророком, а Захария священником и учителем закона. Таким образом, во свидетельство о Христе принимаются тайноводство, (подаваемое) чрез закон и святых пророков, и ведение или предвозвещение. Кончина бо закона и пророков – Христос (Рим. 10:4; ср. Мф. 5:17). Таковое нечто, полагаем, показано было святым Апостолам во время преображения Христа на горе. Ибо написано, что по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна брата его, и возведе их на гору высоку едины, и преобразися пред ними: и просветися лице его яко солнце, ризы же его быша белы яко свет. И се, явистася им Моисей и Илиа, с ним глаголюща (Мф. 17:1-3; ср. Мр. 9:2-4). Заметь, как Моисей и Илия, то есть священство и закон (потому что и то и другое представлял собою Моисей), а также и Илия, представлявший собою лик святых пророков, беседовали между собою о исходе, как сказано, егоже хотяше скончати в Иерусалиме (Лк. 9:31). Какой же это исход? Очевидно конец домостроительства, то есть, крест, смерть, воскресение из мертвых и вознесение на небеса. Ибо все это предизображал посредством сени закон; предсказывал о сем и светлый и великий лик святых пророков.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Приими себе свиток… велик и напиши в нем писанием человечим, спешат на пленение сотворити корыстей. Напиши не трудными для чтения начертаниями, но раздельными буквами, которые легко было бы разобрать. Напиши писанием человечим, чтобы для всех было очевидно и ясно. Но как рождение Еммануила было знамением удаления браней, ибо было предсказано, что при рождении Девой Марией вселенная будет наслаждаться миром, так рождаемый пророчицей служил знамением приближения брани.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-4 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз (Спешит грабеж, ускоряет добыча). И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, - и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским

Вместо свиток большой LXX перевели свиток новый и великий и вместо стоящего в еврейском я пригласил к себе верных свидетелей поставили: ибо он (плен) наступил, и свидетелями сделай мне верных людей, а вместо Урию священника поставили только Урию, прочее же сходно. Сначала пророк послан был к Ахазу (Ис. 7), чтобы предсказать ему то, что приведено Писанием; и когда он не хотел слушать, то сам Господь говорит Ахазу и повелевает ему просить себе знамения в глубину или в высоту. Когда же он ответил: не буду просить и не буду искушать Господа, то, оставив царя нечестивого, слова Божии обращаются к дому Давидову, и дается обетование о Деве, имеющей родить Сына, имя коего Еммануил, т. е. с нами Бог. Если часто будут призывать Его, то Самария и Сирия будут сокрушены, и сокрушены царем Ассирийским, который впоследствии покорит и самого Иуду, так что вся земля Иудейская обратится в пустыню. Итак, снова под другим образом изображается рождение девою. И сказал Господь пророку, чтобы не народу, провозглашал он о тайне нового рождения, а написал о нем в том большом свитке, о котором мы теперь читаем, и что удивительнее этого, повелевает тайны Божии обнять словами человеческими и стилем, каким обыкновенно пишут люди. Что же это такое, что пишется стилем человеческим? Что родившийся Отрок скоро унесет добычи и скоро расхитит, то есть, долее не терпя царства диавола, пошлет не ангелов, не пророков, а Сам сойдет для спасения своих тварей. Итак пророк исполняет повеленное и приглашает к себе двоих верных свидетелей: Урию священника, который есть учитель закона, как говорит Малахия: устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его: яко ангел Господа Вседержителя есть (Мал. 2:7), и Захарию, сына Варахиина, который несомненно был пророк. Читаем, что в царствование Ахаза был в храме Господнем священник Урия (4 Цар. 10), которому Ахаз приказал сделать жертвенник, подобный жертвеннику в Дамаске, а книга Дней повествует (2 Пар. 29), что Езекия, сын Ахаза, взыскал Господа во дни Захарии наученного в страхе Божием. Исаия же показал себя достойным духа пророческого и предоставил себя пророчице, т. е. Духу Святому, который на еврейском языке называется в роде женском по оному написанному: приступите ко Господу и просветитеся (Пс. 32:6). Итак от Духа Святаго зачат Господь. И хотя слово человеческое не может изъяснить тайн рождества Его, однако Гавриил самой Деве зачавшей говорит: Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя: тем же и раждаемое свято наречется Сын Божий (Лк. 1:35). Некоторые под пророчицею разумеют Святую Марию, которая несомненно была прорицающею, ибо сама она говорит в Евангелии: се бо отныне ублажат мя вси роди: яко сотвори мне величие Сильный и пр. (Лк. 1:48-49). Исаии повелевается, чтобы то дитя, которое прежде называлось Еммануилом, он теперь назвал поспеши, уноси добычи, спеши расхищать, Ибо, взошедши на высоту, Он пленил плен и взял дары для людей (Пс. 67; Еф. 4:8). И прежде нежели Он примет тело человеческое и по детству назовет Бога Отцем, а Марию матерью, отнимется сила Дамаскова и добычи Самарийская царем Ассирийским, так что еще не родившись Он спасет народ Свой, дом Давидов, одним обращением к Нему. Урия значит свет Господень, Захария — память Господня, а Варахия — благословение Господне. Этими свидетелями удостоверяется рождество Христово; ибо Он Сам, по Евангелию, двум ученикам шедшим в Еммаус, начавши от Моисея и пророков, раскрыл, что о Нем пророчествовало все. В смысле иносказательном, в душе девственной и не запятнанной никакою скверною греха, слово Божие, зачатое от Духа Святого, скоро отнимает добычи у противных сил и заставляет все служить себе, и поелику ныне (человек облагодатствованный) отчасти видит и отчасти пророчествует, то прежде чем станет совершенным и по заслуге будет называть Бога Отцем и небесный Иерусалим своею материю, находясь еще в детстве и в совершении, он победит силу Дамаскову, т. е. учение мудрости светской и отнимет добычи Самарийския, которые еретики похитили у Церкви, говоря: кая нам часть в Давиде; и несть нам наследия в сыне Иесееве (3 Цар. 12:16), отнимет в присутствии самого царя Ассирийскаго — диавола, который не будет в состоянии помочь им. И таких сыновей не только рождает Мария прорицательница Приснодева, но и святые жены рождают патриархов, как Сара, которая значит άρχοοαα, т. е. начальствующая, и Ревекка, которая на нашем языке значит терпение.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

Блж. Феофилакт Болгарский

И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз

Евреи говорят: почему же Он назван не Еммануилом, а Иисусом Христом? Следует на это сказать, что пророк не говорит: «Наречешь», но нарекут, то есть сами дела покажут, что Он есть Бог, хотя и живет с нами. Божественное Писание дает имена от дел, как например: Нареки ему имя «Магер-шелал-хашбаз» [спешит грабеж, ускоряет добыча], - но где и кто назван таким именем? Так как одновременно с рождением Господа было расхищено и пленено - прекратилось блуждание (идолопоклонство), то поэтому и говорится, что Он назван так, получив имя от Своего дела.

Изложение Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Ст. 1-4 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, - и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским

Несколько времени спустя после встречи пророка Исаии с Ахазом, изображенной в 7-й гл. (ср. 8:8-10 и 7:14), были сообщены пророку новые знамения и откровения, разъяснявшие смысл того, что сообщено было дому Давидову раньше чрез пророка. Двоякое знамение - (пророк должен был написать на доске выражение: Магер-шелал-хаш-баз и наименовать своего сына таким странным наименованием) - указывало на скорое разорение Дамаска и Самарии.

Большой свиток - по евр. gilaion, т. е. довольно большая дощечка белого цвета, на которой можно было бы ясно и крупно написать четыре слова.

Человеческим письмом, т. е. общеупотребительным шрифтом, напр., написана известная силоамская надпись. Этому письму противополагается условное письмо, которое могут понимать только лица, посвященные в условное значение разных букв.

Толковая Библия.