Толкование на Ис. 13:2

Свт. Василий Великий

Ст. 2-3 Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов. Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем

На горе польней воздвигните знамение, вознесите глас себе, не бойтеся, поущайте рукою, отверзите, князи. Аз повелеваю, и Аз веду их. Пророк показывает, как Вавилон ниспровергается и истребляется и как берется в плен владычество производящих смешение, после того как кто-то взошел на гору не утесистую, не островерхую, но имеющую на вершине равнину и отлогую сзади, так что по возвышенности своей и подъему от земли в воздух имеет она высоту, а по отлогости сзади доставляет безопасность стоящим на ней. Ибо если гора отовсюду обрывиста и обсечена, то восходящие на нее легко поскользнутся. Почему, чтобы рассуждать о Боге возвышенно и говорить о сем безопасно, по причине высоты, стой на горе твердо, а для безопасности пребывай неподвижен. Но на горе польней воздвигните знамение, вознесите глас себе, поущайте рукою. Кто громогласно проповедует крест, тот воздвигает знамение на горе польней. Кто в состоянии с силой предложить слово о страданиях, тот исполняет пророческое повеление, потому что не в пещерах и пропастях проводит время, но восходит на высоту слова, к самой мудрости, передает проповедь, уравнивая и уясняя возвещаемое. Но поскольку по другому изданию читаем на горе туманной, то явно, что и по сему чтению другим словом изображается высота же, ибо туманная гора значит то же, что - имеющая вершину, всегда закрытую облаками, а такая гора возвышенна и возносится над всем.

Вознесите,- говорит Пророк,- глас себе, то есть из себя заимствуйте высокость голоса. Какие у вас есть побуждения к прославлению Бога по общим понятиям, их приведите в движение. Не взирайте долу, не имейте в виду земного. Ибо в таком случае низок бывает голос от земли возглашающих, тщесловующих. Кто говорит от уничижающей печали, от запрещенного страха, тот не возвышает своего голоса. И кто при возвещении слова обладается плотскими похотями, у того голос низок и не может проникнуть в горнее. Посему как же возвышается голос? Если ты великолепен, противостоишь страстям и даже во время искушений не поддаешься искушениям, но сохраняешь в душе смелый образ мыслей, то возвышаешь голос.

Поущает же рукою, кто добрыми делами доставляет утешение скорбящим и с веселым расположением подает милостыню. Если видишь кого-либо, подавленного нищетой, то поущай бедного щедроподательной рукой. Ибо немощного душой более может утешить действительное подаяние, нежели словесное увещание мужественно и неуниженно переносить бедность.

И отверзите, князи,- говорит Пророк. За поущанием рукою следует отверзтие руки, которое, обыкновенно, употребляется в Писании в означение щедродательного действования, когда, например, оно говорит: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости (Пс. 103:28). Посему отверзите домы ваши и сокровищницы своего имущества отверзите странным и нищим. Не удерживайте у себя того, что имеете к утешению изнемогших. И это делайте прежде других вы, князи, чтобы примером своим побудить к тому и народ. Но можно разуметь сие и так: отверзите Писания, покажите сокровенное, чтобы не подпал кто из вас осуждению с фарисеями и книжниками, которые, имея ключи Царствия, и сами не входят, и могущим войти возбраняют (см. Лк. 11:52). Посему Пророк обращает речь к князьям, то есть к имеющим у себя ключ разумения (ср. Лк. 11:52). Вняв сему слову, Павел говорит: Уста наша отверзошася к вам, Коринфяне (2 Кор. 6:11).

Аз повелеваю, освященни суть, и Аз веду их. Нам должно делать, что для нас возможно. А ведет их Сам Господь и Он каждому указывает место в теле Церкви, по собственному его достоинству.

Исполини идут исполнити ярость Мою радующеся, вкупе и укаряюще. Слово угрожает нашествием врагов лукавых и богоборных, посылаемых для отмщения согрешившим. Посему-то Промышляющий о боящихся Его ведет их на твердую высоту горы, доставляет же им безопасность гладкостью ее вершины. Дает им в охранение знамение, советуя запастись добрыми делами, поущать рукою скорбящим, отверзть уста для наставления учащихся, чтобы избежать вторжения исполинов. Ибо исполины, как и большей частью в Писании, означают нечто худое. А может быть, разумеемых здесь исполинов псалом яснее наименовал лютыми аггелами, говоря: Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми (Пс. 77:49). А такие служители для сделавших достойное наказания избраны потому, что они, по великой жестокости не имея никакого сострадания к наказываемым и будучи не способны стать к ним милосердыми, ругаются над людьми, которым наносят удары, и укоряют их, находя свое услаждение в труде, болезни и скорби мучимых ими.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 2-3 Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов. Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем

Акила: «Я повелел освященным Моим, именно, Я приведу вождей и воинов»: этим он напоминает о царе Кире; Я, говорит, приведу их, чтобы вы боялись царя. «И призвал для совершения гнева Моего сильных Моих», – другие переводчики, вместо: «сильных», говорят: «воины», – «торжествующих в величии Моем». Акила: «подъятые гордостью», Феодотион: «радующиеся в укоризнах Моих».

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Григорий Великий

Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов

Через гору обозначается ангел-отступник, так как под видом вавилонского царя возвещающими говорится о древнем враге: Поднимите знамя на темной горе. Конечно, возвещающие - это святые, которые поднимают знамя на гору, объятую мраком, когда против гордыни сатаны, который часто скрывается под тучей притворства, возвеличивают добродетель Креста.

Нравственные размышления на Книгу Иова.

Свт. Кирилл Александрийский

На горе польней воздвигните знамение

Думаю, что желающие сделать точное объяснение приведенных слов должны предварительно сказать нечто из наиболее необходимого. Итак, Кир, родившийся от отца Камбиза и матери Манданы, воцарившись над Мидянами и Персами, завоевал Вавилон и всю обширную и очень могущественную страну Халдеев и повелевал ей. Овладел же он ей не собственными силами и не своею могущественною рукой (ибо народ Халдейский был непобедим и не встречал себе соперника по причине своей многочисленности и весьма большого искусства в военном деле), но потому, что Бог подчинил ему восставших против Него и ниспроверг нечестивое владычество Вавилонян; ибо у них было весьма распространено волхвование и неисчислимо было количество идолов, так что страна их была названа землею изваяний или по причине множества идолов, или потому, что ни один из тамошних обитателей, не отличаясь от идола, нисколько не был обличаем в этом, но все, говорю, неудержимо и необузданно предавались заблуждению; сверх сего за то, что они, опустошивши святую и избранную Богом землю, то есть Иудею, сожгли Иерусалим и самый божественный храм, унесли его священные сосуды к себе и, предаваясь необузданной ярости, убивали Израиля, - народ названный святым, частью и уделом Бога. Ибо что Израиля, преданного идолослужению, Бог предавал в руки врагов, это небезызвестно людям, знающим Священное Писание; но те, которые призываемы были к совершению этого, наказывали его неумеренно. Посему и находим, что Бог всяческих устами пророка Захарии говорит: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим Аз гневаюся на языки нападающия: зане Аз убо прогневахся мало, они же налегоша во злая (Зах. 1:14-15); и Вавилону говорит: Аз вдах я в руку твою, (дщи Вавилона), ты же не дала им милости (Ис. 47:6). Итак, Бог предал Киру надменного и необузданного, мать и кормилицу всякой мерзости, говорю, - Вавилон. И это становится ясным, когда Он чрез Исаию говорит: сице глаголет Бог помазанному Моему Киру, егоже удержах за десницу, повинути пред ним языки… и гради не затворятся: Аз пред тобою пойду и горы уравню, врата медяная сокрушу, и вереи железныя сломлю (Ис. 45:1-2). Кир же, одержав победу, освободил Израиля из плена и приказал ему с радостью идти домой и восстановит самый божественный храм. Посему пророк Иеремия и говорит: слово, еже рече Господь на Вавилон и на землю Халдейскую Иеремиею пророком. Возвестите во языцех и слышано сотворите, воздвигните знамение, возопийте и не скрывайте, рцыте: пленен бысть Вавилон, посрамися Вил, победися Меродах… Яко прииде нань язык от севера, той положит землю его в запустение, и не будет живяй в ней от человека даже и до скота… В тыя дни и в то время, глаголет Господь, приидут сынове Израилевы тии и сынове Иудины вкупе ходяще и плачуще пойдут и Господа Бога своего взыщут. Во Сион испытают стези, тамо бо обративше лица своя приидут и приложатся ко Господу заветом вечным, иже забвению не предастся (Иер. 50:1-5). И опять: сего ради глаголет Господь Вседержитель, Бог Израилев: се Аз посещу на царя Вавилонска и на землю его, якоже посетих на царя Ассурска. И возведу паки Израиля на пажить его, и упасется в Кармиле, и в горе Ефремли, и в Галааде, и насытится душа его (Иер. 50:18-19).


Ст. 2-3 На горе польней воздвигните знамение, вознесите глас им, не бойтеся, поущайте рукою, отверзите, князи. Аз повелеваю, освященни суть: и Аз веду их, исполини идут исполнити ярость Мою радующеся, вкупе и укаряюще

Блаженный пророк, имея ум, исполненный Духа Святого, и созерцая события как бы живописуемые пред ним, почти скачет от радости и приглашает Персов и Мидян, как уже победивших Вавилонян, поднять на высоте знак победы (ибо это, думаю, и есть знамение) и возвысит голос против войска Халдейского, как уже падшего и отдающего им гордую и славную страну, которую пророк Иеремия называл молотом земли, говоря о Вавилонянах: како сотреся и сокрушися млат всея земли (Иер. 50:23)? Ибо сокрушены весь город и страна, поражаемые их хищничеством, как бы некоторым молотом. Гору же называет польную, думаю, как незначительную по высоте и как бы холм. Ибо знаки, или трофеи, или знамя ставят не на самых высоких горах, но на холмах, не слишком поднимающихся, дабы и избежать поставления слишком высоко и, чтобы в то же время оно было совершенно заметно всему войску. Посему, говорит, воздвигните знамение, как уже победившие при покровительстве Божием; вознесите глас, то есть поднимите военный крик против войска врагов; не бойтеся. Ибо бесспорно страшна для всех и неодолима (была) рука Вавилонян и никто но упрекнет в (трусости) тех, которые убоялись ее; но теперь, говорит, не бойтесь, потому что Бог во гневе Своем восстал против их гордости. Поущайте рукою. Что это значит? Вероятно у предводительствующих рядами войск существует обычай поощрять воинов рукою и знаками возбуждать и ободрять храбрейших к самому нападению на кого-либо, когда среди большого шума не могут сделать этого голосом. Поэтому управляющим ходом военных действий повелевает подавать знаки, ободрять, подчиненные им войска руками и другими знаками, и возбуждать их к неодолимой силе натиска. Далее восклицает: отверзите князи, или приказывает самим Вавилонянам, как уже побежденным, отворить ворота и сдать гордый некогда и надменный город (в руки врагов); или же может быть - святым силам, которые, по повелению Божию, помогают Мидянам и показывают им хотя и очень трудные, но доступные для действия конницы места; а дабы показать, что рука сражающихся неодолима, прибавляет и говорит: Аз повелеваю и Аз веду их. Ибо как бы так говорит: не множество Мидийского войска пришло к вам, и не по собственному своему решению, пришел Персидский народ, лучше сказать, Я и освятил их на это. Здесь освятил говорит вместо: отделил и, как бы избрал для совершения того, что Я определил относительно вас. Посему, говорит, те, которых Я веду, идут как бы некоторые великаны исполнити ярость Мою, радующеся, вкупе и укоряюще; радующесяпотому что надеются одержать победу, укоряюще вместо презирая их, как страдающих великим бессилием и (людей) ничего не стоящих. Ибо почти всегда таково расположение варваров: они и исполнены надежды на возможность победы и исполнены пренебрежения к противникам. К этому главным образом приводит их ярость, порождая в них жар мужества и побуждая их презирать всякую опасность и страх.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов

См. Толкование на Ис. 13:1

Блж. Иероним Стридонский

Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов

Поэтому и грешникам часто говорится: Воздайте славу Богу! (Пс. 67:35). А что горами мрачными и темными называется Вавилон и вся земля халдейская, об этом читаем в начале видения Исаии против Вавилона, где написано: Поднимите знамя на темной горе, что по-еврейски называется nišǝpeh.

Комментарии на пророка Иеремию.


На горе мрачной поднимите знамя, возвысьте голос, поднимите руку. Под горою мрачною или темною, что по Еврейски nesphe, разумей Вавилон, по причине гордости. Горы мрачные предпочитающие печаль и мрак, это те, о коих Иеремия сказал: дадите Господу Богу вашему славу, прежде даже не преткнутся нозе ваши к горам темным (Иер. 13:16). Повелевается или ангелам или каким бы то ни было служителям Божиим, чтобы по мановению Божию они, подняв руку как глашатаи, предвозвещали грядущий плен Вавилона.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


На горе мрачной, или открытой, поднимите знамя. Заповедуется апостолам и мужам апостольским и учителям церквей, чтобы имея воевать против Вавилона, подняли знамя креста Господня не на низком месте и не в углубленных долинах, но на горе мрачной или открытой. Одно из этого означает сокровенные тайны церкви, для созерцания которых и для слышания гласа Божия Моисей вошел во тьму и мрак. Ибо Бог сделал тьму покровом своим, и облака и мрак вокруг Его (Пс. 17:12). Другое научает, что мы должны восходить на высоту церковных догматов, смиряясь, по апостолу Павлу, и говоря: «я не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию» (1 Кор. 15:9). Он и сам поднял знамя на горе открытой, когда с свойственным ему смирением, говорил: не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята (1 Кор. 2:2). Знамя же это на превыспренних поднимет среди народов, чтобы собрать погибших из Израиля, сам Тот, Кто произошел от корня Иессеева.

Возвысьте голос, поднимите руку. Вместо этого LXX перевели: утешайте рукою. Возвышает голос тот, кто говорит о высоком и презирает настоящее как кратковременное и преходящее. Он слышит от того же Исаии: «на гору высокую взойди, благовествующий Сиону; возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалиму» (Ис. 40:9). Поднимает руку свою тот, кто может сказать с Давидом: воздеяние руку моею жертва вечерняя (Пс. 140:2), и кто во всяком месте воздевает священныя руки, чтобы поднимать не только руки, но и утешать рукою, чтобы не говорить бедному: завтра приди и получи, но чтобы немедленно милосердием доставить утешение в бедности и нужде его.

И пусть войдут в ворота вожди. LXX: отворите князья. Вожди Церкви входят в ворота тайн Божиих и познают таинства Писаний, имея ключ знания, чтобы отворять их вверенным им народам. Поэтому заповедуется, чтобы учители отворяли, а ученики входили.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.

Лопухин А.П.

Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов

Неизвестно, к кому здесь обращается пророк. Некоторые видят тут намек на Ангелов, служителей Всевышнего, которые указывают народам цели, к каким им должно стремиться (Зах. 1:8-9).

Поднимите знамя - очевидно, для созыва ополчения, которое должно знать, к какому пункту собираться.

На открытой горе, т. е. на безлесной, чтобы знамя это было видимо отовсюду.

Возвысьте голос - зовите громким голосом.

Им - войскам, идущим издалека.

Ворота властелинов - это цель, к которой устремляются идущие войска. Так назывались главные ворота города - столицы, служившие для въезда государей, - ворота широкие и красиво устроенные. (По славянскому тексту здесь обращение (князи - зват. падеж) к начальникам вавилонским.)

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 13:1