Толкование на Ис. 14:20

Свт. Василий Великий

Якоже риза в крови намочена не будет чиста, такожде и ты не будеши чист, зане землю Мою погубил еси и люди Моя избил еси. Не пребудеши в вечное время

Вот еще часть плача о князе Вавилонском и о делах его. После того как спадший с небесе денница сказал в сердце своем: На небо взыду, буду подобен Вышнему (ср.: Ис. 14:12-14), в доказательство того, сколько далек от уподобления святому осквернивший себя всякой нечистотой и убийствами, уподобляется он одежде, которая, по природе своей, сделана на украшение человеку, но, поскольку омочена в крови, не может быть взята человеком в употребление. Из сего видно, что лукавый не по устройству своему имеет в себе нечистоту, но потому что обагрил себя кровью, погубив землю Господню и чрез грех убив людей. И в другом еще месте находим, что одежде уподобляет человеческую природу тот же Пророк, говоря к обветшавшим в пороке: Се, вси вы яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы (Ис. 50:9). Страшная угроза - и впоследствии не стать чистым! Ибо оскверненный каким-нибудь грехом хотя в настоящее время теряет чистоту, но в будущем не лишается надежды очищения чрез покаяние. Но здесь решительный приговор, что не будет и впоследствии чист, потому что намочен в крови людей Божиих, которых умертвил преслушанием, вовлекши их в грех.

Может быть, что до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию. И эта гордыня, как ни застарела была болезнь, могла, однако ж, восстановить себя в первобытное состояние, позаботившись уврачевать в себе болезнь покаянием. Но как скоро явились и устроение мира, и насаждение рая, и человек в раю, и заповедь Божия, и зависть диавола, и убиение возвеличенного, с тех пор заключено для диавола и место покаянию. Ибо если Исав, продав первородство, не нашел места покаянию (см.: Быт. 25:29-34; 27:36-38), то остается ли какое место покаянию для того, кто умертвил первозданного человека и чрез него внес смерть? Говорят же, что пятно, сделанное на одежде человеческой кровью из раны, никак не может быть отмыто, но вместе с одеждой состаревается изменение цвета, произведенное кровью. Посему и диаволу невозможно изгладить с себя кровавое пятно и стать чистым. Но заметь, с какой выразительностью изображается в сем речении осквернение убийством. Пророк не сказал погружена в крови, но намочена, желая показать, что диавол постоянно занимался убийством истребляемых. Он погубил землю Божию и истребил людей Божиих. Правда, что и Навуходоносор опустошил землю, посекши в ней плодовитые дерева, предав огненному истреблению селения; правда, что и он людей израильских частью побил мечом, а частью отвел пленниками в Вавилон. Но здесь разумеется и таинственно именуемый царем Вавилонским миродержитель мира сего. Ибо и слитность мира сего весьма прилично назвать можно Вавилоном, потому что князь мира соделал людей Божиих пленниками, переселя из жизни в смерть, а землю опустошил, растлив грехом плоть каждого по написанному: яко растли всяка плоть путь свой (Быт. 6:12).

Не только не будет он чист, но и преемники лукавого истребятся с ним, по благости человеколюбивого Бога, Который попускает истребление чад не столько плотского чадородия, сколько чадородия дел, совершаемых по злому навыку. Семя злое. Поскольку не сам был отцом злобы, но получил бытие от другого, предварившего в злобе, и поступил по лукавству того, кто посеял его, то называется семенем злым.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 20-25 не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф. С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их

Видишь ли, откуда происходит его наказание? Ты дал приказание. Выше и ниже Ты говоришь; Я приведу царя вавилонского, и никто не может успокоиться у него (ср. Иерем.25:9–11), а здесь, напротив, высказываешь другое правило: «истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука». Почему же? Не Ты ли отдал ему власть над землею? Потом: «чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями»: итак, по причине будущих событий, они подвергаются наказанию, которого не заслужили. «За беззаконие, – говорит, – отца их«. А это как возможно? Так как они были бы жестокими относительно своих отцов, потому они исторгаются из среды живых прежде, чем совершат такие дела, – они ведь были охотниками до войн и состязаний и людьми были воинственными. О ком говорится: «племя злодеев»? О Навуходоносоре это не может быть сказано, так как от него царство принял сын его, сам он умер в мире. Быть может, здесь указывается на Валтасара, который был убит вместе с сыновьями своими. Почему говорится: «разорил землю твою, убил народ твой»? Это сделал Навуходоносор, а не Валтасар. Может быть, говорится об ассирийцах, которые были большим бременем для иудеев. Мы же скажем следующее: тот, кто не пощадил священных сосудов, которые он осквернил, вследствие беспорядочного пьянства, каким образом мог щадить прочее? Потому далее говорится: «спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их». Отец же его, делавший столь великие дела, почитал Даниила, почему дал такое правило: «кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины» (Дан.3:96). «И сделаю его владением ежей и болотом». А прочие говорят: «наследие змий»; еврейский. «И вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф». Если, вследствие грехов жителей, земля производит из себя то, что служит им в погибель, то это бывает более тяжким злом, чем уступка города неприятелям. «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих». Он говорит или о вавилонянах, или о других подобных им. Вавилон подпал власти ассириан, потом вавилоняне, не мидяне, овладели Ассирией. Может быть, вавилоняне овладели царством ассирийским не войною, но законами власти, а их наконец погубили мидяне. Это считай сказанным о вавилонянах, а не об ассирийцах.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Якоже риза в крови намочена не будет чиста, такожде и ты не будеши чист, зане землю Мою погубил еси и люди Моя избил еси: не пребудеши в вечное время, семя злое

Тяжкие преступления трудно смываются и пристают к совершившим их наподобие какой краски; и он показывает, что они совершили достойное крайнего гнева и достойны наказания, равного преступлениям. Итак, говорит, ты не получишь прощения грехов, и не будешь чист и достоин милосердия; ты будешь так осквернен и будешь иметь на себе такое неизгладимое пятно убийства, как одежда, облитая кровью; ибо ты погубил святую землю и убил народ, Мною избранный. Ибо егда, говорит, разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих. И бысть часть Господня, людие его Иаков: уже наследия его Израиль (Втор. 32:8). Таким образом, подлинно весьма страшно восставать против святой земли, то есть Церкви и являться дерзостным скверноубийцею в отношении к народу, доставшемуся в удел Христу; потому что никоим образом не будет чист тот, кто будет виновен в столько ужасных преступлениях. Но полагаю, что иные, размышляя о бедствиях, постигших Иудею и самый Иерусалим, скажут: самовольно ли пришел Вавилонский тиран и завоевал землю Иудейскую и взял и самый святой город? Не Бог ли попустил или лучше повелел ему сделать это? Ибо и сам пророк Исаия говорит нам, что позвиждет Господь мухам, яже владеют частию реки Египетския, и пчеле, яже есть в стране Ассирийстей: и приидут вси, и почиют в дебрех страны, и в пещерах каменных, и в вертепах, и во всяцей разселине, и во всяцем древе (Ис. 7:18-19). Почему же на Вавилонянина, повинующегося божественному велению, падает страшное обвинение, и он так ужасно наказан, что после невиданно ничего, подобного гневу, постигшему его? Это постигло его по всей справедливости. Потому что Бог всяческих хотел вразумить Израиля, уклонившегося к отступлению и умеренными наказаниями заставить его возвратиться к обычному для него, говорю, законному служению; тот же, приведенный для совершения этого, был свиреп подобно дикому зверю и поступал с необузданною яростью. Посему Бог и обвиняет его, ясно говоря: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим Аз гневаюся на языки нападающия: зане Аз убо прогневахся мало, они же налегоша на зла (Зах. 1:14-15). И Фараона, уже подлежавшего наказанию за собственные преступления, возбудил Он, как сосуд ярости и гнева, как Он сам говорит, дабы показать на нем собственную силу и строгость правосудия. Так рассуждай и о Вавилонянах. Ибо, будучи сосудами гнева и подлежавшие справедливому наказанию, они приведены были на Иерусалим, дабы, наказывая Израиля, и сами после этого подверглись вполне приличному и весьма заслуженному ими наказанию.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Не возвеселишься с ними во гробе, то есть не будешь положен во гроб, как другие цари. Зане землю мною погубил еси, потому что за твое нечестие подвергся наказанию Вавилон. Не пребудеши в вечное время, семя злое. Злое семя царя Вавилонского не наследует царства.

Блж. Иероним Стридонский

Как труп гниющий, ты не будешь иметь сообщества с ними даже в погребении. Ибо ты разорил землю свою, убил народ свой

Ибо ты раззорил землю свою, убил народ свой. Что хотят сказать LXX толковников, поставившие: ибо ты разорил землю Мою и убил народ Мой, в этом нет никакого сомнения, ибо Навуходоносор разорил землю Иудейскую и погубил народ Израильский. По еврейскому тексту смысл неудобопонятен, каким образом он разорил землю свою и убил народ свой, разве только, быть может, следует принимать в том смысле, что ты в конец погубил тех, коих Бог дал тебе для исправления. Или иначе: древнее царство Ассирийское от многой гордости твоей и возношения против Бога выи твоей совершенно разрушено. Ибо если бы ты поступал смиренно и знал меру свою, то Ассирия и Вавилон доселе сохраняли бы царство свое. Или так: ты был так жесток в отношении к другим, что в ярости своей угнетал и подчиненные тебе народы.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


LXX: Как одежда смешанная с кровью не будет чистою, так и ты не будешь чистым, потому что разорил землю Мою и убил народ Мой. Так как во многом отличается еврейский текст от издания LXX, то мы будем говорить отдельно о каждом.

Как труп гниющий, или как Акила перевел, попираемый, ты не будешь иметь сообщества в погребении даже и с теми, которых умертвил. Ибо ты учитель, а они были учениками, кому же более доверено, от того более будет взыскано.

Ибо ты разорил землю свою, убил народ свой, то есть тех, которые были вверены тебе для управления. Поэтому он осмеливается сказать Спасителю: »все это дано мне, и я дам Тебе это, если падши поклонишься мне« (Мф. 4:9). А что труп диавола гниет, в этом не может сомневаться тот, кто читал, что грех весьма смраден, так как сам грешник говорит: возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего (Пс. 37:6). Напротив, добродетель благоуханна, поэтому и любовь духовных братьев сравнивается с благовонием, сходящим на браду, браду Аароню, на ометы одежды его (Пс. 132:2), и к невесте жених говорит: «запах твой приятен и лицо твое красиво» (Песн. 2:14). А как духовно попирается труп диавола, об этом учит оное апостольское: Бог сокрушит сатану под ноги вашя вскоре (Рим. 16:20), и слова Господа говорящего: яко брение путей поглажду я (Пс. 17:43). Так как он погубил вверенную ему землю и умертвил порученный ему народ, не сохраняя их живыми Богу, но приготовляя их в сообщники своей погибели, то за это не будет и не назовется во веки имя злых. Затем по LXX это имеет такой смысл: ты, денница, восходившая утром, имевшая некогда дела добродетели и света, бывшая одеждою Божиею, ты, о которой можно было сказать: одеяйся светом яко ризою (Пс. 103:2), — так как ты умертвил мечем многих сошедших во ад, и осквернен кровию их, то будешь называться не одеждою Божиею, а одеждою смешанною с кровию, не запятнанною и загрязненною, чтобы казаться имеющим нечто чистое, но вполне обагренною кровию. И то нужно заметить, что к диаволу говорится: как одежда смешанная с кровию не будет чистою, так и ты не будешь чистым. Где же те, которые допускают в диаволе покаяние и говорят, что он может быть чистым? Но вместе с тем мы не признаем и той ереси, которая утверждает, что есть различные природы и что есть природа, не допускающая исцеления. Ибо эта одежда не сама по себе нечиста; она так создана Богом, что ею некогда облекался Бог; но так как она смешалась с кровию и вполне осквернила себя по своей вине и злом произвольным, то не будет чистою. И потому не будет чистою, что разорила землю Господа, убила народ Его, разоряя и убивая землю Иуды и землю исповедания и всех святых, и вследствие этого не пребудет во веки. Поэтому и в Евангелии говорится: идите во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25:41). Но как святый служит одеждою Божиею и одеждою новою и облекается в ризу спасения и веселия говоря: да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя (Ис. 61:1), так напротив грешник, носящий образ ветхого человека и земного, заслуживает услышать: се вси вы, яко риза обетшаете, и молие пояст вы (Ис. 50:9). А кто в преступлении будет идти далее и не захочет очистить ветхого новым, тот сравнится не с ветхою одеждою, а с одеждою женщины во время месячного очищения говоря: заблудихом и быхом нечисти вси мы, якоже порт нечистыя вся правда наша (Ис. 64:6).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.

Верекунд

Ст. 20-22 не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь

Предостережение Господне двояко по своей сути. С одной стороны, оно предназначается усмиренным умам, а с другой - упорствующим. Об усмиренных Господь говорит: Посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их; милости же Моей не отниму от них, и не изменю истины Моей (Пс. 88:33-34). Но непереносимо гневное предостережение грешникам, как о том свидетельствует Исаия: Во веки не помянется племя злодеев. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, - сказал Господь.

Комментарии на церковные песнопения.

Лопухин А.П.

не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев

Ты разорил землю свою… Царь вавилонский и сам истощал свою страну постоянными наборами воинов, многие из которых гибли во время тяжелых военных походов.

Не помянется… т. е. династия царей вавилонских совершенно забудется всеми.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 14:3