Толкование на Ис. 14:30

Свт. Василий Великий

Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой

См. Толкование на Ис. 14:28

Свт. Иоанн Златоуст

Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой

«Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности». Видишь ли, как они не веровали тому, что происходит и что имеет произойти от Господа. Нечто подобное же случилось во время пришествия Христова: Он пасет убогих, питает неимущих; богатые же не так, но остаются жадными. Бедных пасет Бог, как Он и говорит: «Аз есмь пастырь добрый» (Ин.10:11), добрый пастырь не в том смысле, что опытен в богатом столе, но что ведет овец к ясному и чистому источнику. Не видишь ли ты овец, которые не желают тонких снедей, но щиплют простую пищу? Точно также Бог будет питать тебя. Не питал ли Он когда-либо? Конечно, питал, но только рыбами и хлебами, так как это было ежедневной пищею граждан (см. Мф.14:16–21). Некогда Он также напитал мясом, но это принесло вред, а не пользу ядущим (Числ.11:31–34).

«Нищие будут покоиться в безопасности»: показывается покой смерти. Другие же переводчики говорят: «да седят в мире», – потому что не будет у них ни голосов, ни плача, ни воплей, ни иного чего-либо подобного, но они будут «в мире», не будут приходить в смущение и не будут противоборствовать, хотя бы даже подвергались смерти и отсекновению главы. «Будут покоиться в безопасности», – так как иной (из них) будет умирать ради Бога, и он почиет в мире, с честью. Драгоценна такая смерть праведников. Смерть будет драгоценной не оттого, что иной умрет в своем доме, на ложе или среди семейных, но оттого, что мы будем умирать храбро и мужественно за истину. Что такая смерть драгоценна, об этом свидетельствует вся вселенная. Хотя знаменита кончина царей и вождей, и она иногда почитается их семейными, однако она непохожа на кончину тех рыбарей, которые умерли не по естественному порядку, но с великой добродетелью и совершенной победой, и гробницы которых почитаются во всем мире. Одному была отрублена голова, другой был четвертован, иной – побит камнями. Тем более они почитаются, что почили такою смертью, так как умерли ради мира вселенной. Подобно тому, как даже мало предприимчивые вожди в высшей степени почитаются после смерти, за те труды, какие они подъяли ради мирских дел, и пали в сражении, так и апостолы, умершие за церкви, их мир, прияли венцы, и после смерти более и более почитаются. Если их Царь смертью смерть попрал, то, конечно, и вождям надлежало подражать своему Царю. Смотри, кому дано покоиться таким образом: бедным, слабым, не велеречивым. Смерть их пророк называет покоем, потому что нет ничего подобного тому покою, когда иной беспорочный стремится на тот путь, вне земного отечества.

«Твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой», так что не найдется вновь корня. Велико – спасение, отъемлющее зло голодом.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

И упасутся убозии им: нищии же человецы в мире почиют: и потребит гладом семя твое, и останок твой избиет

Выше я сказал, что по смерти Ахаза иноплеменники предались радости, но что при этом они посмевались не столько над ним, сколько над всемогущею десницею Спасающего Израильтян, то есть Бога. Однако о том, что не будет недостатка в поражающих их и после Озии, очень хорошо напомнил (пророк), говоря: от семене змиина изыдут исчадия аспидов. Поелику они посмеялись над славою божественною, то в сих словах пророк настоятельно показывает нам, что хранящий Израиля спасет его и что противникам его причинит совершенную погибель. Ибо Салманассар (Сеннахирим) после того как овладел всею страною Самаритян, осадил было Иерусалим, послав Рапсака из Лахиса, как написано; но Бог всяческих неожиданно спас Израиля, потому что Ассирияне пали, пораженные Ангелом Господним; семя же иноплеменников и весь останок, после первого завоевания, бывшего во времена Феглаффелассара, совершенно истреблен и всецело погиб может быть от голода, так как за истреблением городов всегда следуют и другие бедствия. Итак, упасутся убозии и смиренные Богом, то есть будут обитать в своей земле и в мире почиют; твое же семя и останок потребит гладом. Итак, страшно издеваться над теми, которые находятся под защитою Бога, и превозноситься над теми, которые находятся под Его попечением. Ибо Он никогда не оставляет (надеющихся на Него), но всегда приходит на помощь к своим друзьям, чтобы противники не имели возможности широко раскрывать рот от смеха и поносить Бога, как будто Он не имеет достаточно силы спасти уповающих на Него.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

И упасутся первенцы убогих, то есть Иудеи, которые во времена Ахаза, предшественника Езекии, были сильно угнетаемы разными народами. И потребит гладом семя твое, потребит гладом, который постигнет тебя во время нашествия врагов твоих.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

И будут накормлены первенцы из бедных, и нищие будут покоиться в безопасности; уморю голодом корень твой, и остаток твой умерщвлю

Когда поразит тебя аспид и летучий дракон опустошит твои пределы, то уже не будешь строить ков Иуде и коварством своим не будешь пугать бедненький народ Мой, но под тяжестью собственных несчастий будешь оплакивать горькую судьбу свою. А смиренные и бедные, полагавшиеся не на богатство и силу, а на имя Мое, будут наслаждаться безопасным миром и не будут бояться нападения никакого врага.

Уморю голодом корень твой, и остаток твой умерщвлю. Говорит все фигурально; а смысл тот, что тогда как народ Божий будет покоиться в безопасности, корень Филистимлян засохнет и весь остаток их будет истреблен.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


См. Толкование на Ис. 14:28

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.

Лопухин А.П.

Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой

Беднейшие и нищие - вероятно, иудеи, страдавшие от частых нападений филистимлян в правление Ахаза. Они отдохнут, когда ассирийские цари сокрушат их врагов, филистимлян.

Твой корень, т. е. остаток филистимской нации.

Уморю голодом. - Конечно, во время осады филистимских городов многие филистимляне умирали с голоду.

И он убьет, т. е. этот летучий дракон, царь ассирийский.

Толковая Библия.