Толкование на Ис. 22:15

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 15–19 Сице глаголет Господь Саваоф: иди в кущу к Сомнану строителю дому и рцы ему: что ты зде? и что тебе зде? яко истесал еси себе зде гроб и сотворил еси себе на высоце гроб, и написал еси себе на камени кущу? Се, ныне Господь Саваоф извержет и сотрет мужа, и отимет утварь твою и венец твой славный, и повержет тя во страну велику и безмерну, и тамо умреши: и положит колесницу твою добрую в безчестие и дом князя твоего в попрание. И извержешися от строителства твоего, и от степене твоего

Сомнан был распорядитель сокровищ, но не ясно каких – священных ли, оделенных на храм, или царских: кажется, на нем более лежала обязанность заботиться о собирании священных сокровищ и производить, когда требовалось, необходимые и обязательные расходы на исправление священных сосудов. Говорят, он происходил из колена Левиина и отличен был преимуществами архиерейства. Он быль очень надменен и горд, жесток в отношении к тем, которые оскорбляли его, предан корыстолюбию, раб постыдных прибытков, любитель самохвальства и всегда искал людских почестей. От того по всей справедливости он был ненавистен Богу. Итак, в то время как едва не была опустошена Иудея, едва не взят был самый Иерусалим, когда Вавилоняне, одержавшие победу, отвели в плен к себе Израиля, Сомнан сооружал себе славный (надгробный) памятник и ставил над ним великолепнейшее здание. Посему было к нему нарочитое слово от Бога. Ибо что говорит пророку? Иди в кущу (это было место в самом храме), к Сомнану строителю дому и рцы ему: что ты зде? и что тебе зде? то есть, какое наследие ты имеешь здесь? или зачем остаешься здесь? зачем истесал себе памятник и начертал на камне кущу? что же будет? и что угрожает тебе? или и каких бедствиях, говорит, ты будешь находиться? Се Господь Саваоф извержет и сотрет мужа; ибо, как я сказал, ушли пленниками вместе с простыми людьми и самые могущественные и имеющие совершенно особое преимущество пред другими. Но поелику и сам он отведен был в плен и лишен был венца своего архиерейства и как бесполезный сосуд брошен был в землю безмерну (огромную), то он умрет там без всякого (от кого-нибудь) сожаления; и не будет, как прежде, восходить на пышные колесницы, напротив будет ниспровергнут и совсем лишен, вверенного ему управления и положения, то есть предстоятельства при служении Богу.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 15-16 Иди в кущу ко Сомнану строителю дому и рцы ему: что ты зде

Уступи место тому, кто лучше тебя. И ты уступишь, потому что пойдешь в плен и рабство.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 15-25 Так говорит Господь Бог воинств: ступай, войди к тому, который живет в скинии, к Совне, начальнику храма, и скажи ему: чего ты здесь? или неужели есть кто нибудь здесь, что ты высек себе здесь гробницу? Ты высек на возвышенности памятник, тщательно (высек) в скале жилище себе. Вот Господь перебросит тебя, как перебрасывается петух, и как легкую одежду, так приподнимет тебя. Венчая увенчает тебя бедою, как мяч бросит тебя в землю обширную и пространную; там умрешь ты и там будут колесницы славы твоей поношением для дома Господа твоего. И изгоню тебя с места твоего, и с служения твоего свергну тебя. И будет в день тот, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина. И одену его в одежду твою, и поясом твоим укреплю его, и власть твою дам в руку его; и будет он отцем для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И возложу ключ дома Давидова на рамо его, и отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его, как гвоздь в месте твердом, и будет он престолом славы для дома отца своего. И повесят на нем всю славу дома отца его, различные роды утвари: всякий сосуд маленький от сосудов для питья до всякаго музыкальнаго орудия. В день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет и погибнет что висело на нем, ибо Господь Бог сказал

Выше мы сказали, что Совна был первосвященник, предавший город Ассириянам. Но так как это — еврейское предание, Писание же не говорит об этом: то будем признавать его гордым, надменным, сластолюбивым и презирающим народ; и так как он сделал все изображаемое пророком, то священство его было перенесено на Елиакима, сына Хелкиина, чтобы по его низложении был новый первосвященник. Из сего разумеем, что со всею тщательностию должно устранять гордость, которая оскорбляет Бога и не может быть безопасна даже и под покровом первосвященства. Это тот Совна (как некоторые думают) и тот Елиаким, о которых тот же пророк говорил: «Послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхняго пруда, на дороге поля белильничьяго. И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Совна писец, и Иоах,— сын Асафов, дееписатель» (Ис. 36:2-3). Итак пророку повелевается войти к первосвященнику, который жил, по LXX, в притворе храма, по Акиле в скинии, вместо чего Феодотион, следуя еврейскому тексту, поставил: войди к Соцену тому, что можно перевести к справедливому и праведному (чтобы, т.е., по противоположению мы разумели несправедливого и порочного), — войди к первосвященнику храма и скажи ему: ты живешь в доме Божием, а о беззакониях твоих кричит весь город: зачем же ты беспечен в злодеяниях своих и как будто не боишься плена? зачем ты высек себе в скале гробницу и устроил ее так роскошно, чтобы честолюбие сопровождало тебя и по смерти? Слушай что определил тебе Господь: как легко поднимается на руку петух и как незаметно каждый носит на плечах верхнюю одежду, так легко будет перебросить тебя в плен. Не золотая корона будет у тебя, не венец освящения Господня, но венец горести и скорби. Ибо как шар, если бросается по покатости, то не может удержаться на месте, но быстро катится, так и ты будешь отведен в землю обширнейшую, под которою мы должны разуметь или Египет, или поля Вавилонии. И ты умрешь там, и там будут колесницы славы твоей, все почести и богатства, какими ты теперь гордишься. Там почувствуешь ты поругание дома Господа твоего, ибо ты потерпишь это за злодеяния твои и за поругание храма Бога твоего. Низложу тебя с высокого сана твоего и низрину с должности первосвященства, и вместо тебя облеку в одежды твои Елиакима раба Моего, сына Хелкиина, и украшу его твоим препоясанием, как Елеазар облечен был в одежды Аарона, отца своего. Ему И дам власть над храмом, ему, которому народ не подчинен как раб, но который любит его как сын. Он получит ключ от дома Моего и будет носить его на раменах своих и будет иметь власть совершать все обряды и как на гвозде, вбитом в стену храма и утвержденном в самом крепком месте висит вся утварь священников и левитов, все необходимое для жертвоприношений и музыкальные орудия всякого рода, так весь народ будет зависеть от власти раба Моего Елиакима.

Слова же: в тот день сокрушится гвоздь утвержденный в месте твердом, и сломится, и упадет, и погибнет, что висело на нем, ибо Господь Бог сказал, многие относят к Совне, что когда будет вбит гвоздь — Елиаким, то прежде вбитый гвоздь падет. Но так как далее следует: и погибнет что висело на нем, чего по низложении Совны не произошло: то по нашему разумению здесь говорится то, что по низложении Совны получил первосвященство Елиаким, священническое достоинство коего пресеклось с окончательным пленом. Понимающие все в смысле таинственном думают что в первосвященстве Совны падает священство Иудейское, а в преемстве Елиакима, что значит: Бог воскресающий, указываются тайны богослужения Евангельского, так что слова: в день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь, утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет, относятся к падению народа первого. Но никто не сомневается что в смысле и историческом и аллегорическом, так как сказал о гвозде, то продолжается метафора касательно вешания на нем сосудов различного рода,—что с сокрушением одних будут повешены на нем другие.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


Ст. 15-25 Пророку Исаии повелевается войти к живущему в скинии, которая поеврейски называется sochen, к Совне начальнику храма или как перевели LXX ταμίαν, т.е. казначею и хранителю сокровищ дома Божия. Sochen же значит или скиния или притвор, т.е. палата, в которой живет начальник храма. Кто же иной жил в скинии Иудейской и в доме некогда Божием, если не слово и толкование Иудейского закона, заключавшееся в чтении Ветхого Завета? Итак этому преданию и учению говорится: что ты здесь делаешь? зачем хочешь создать себе дом в убивающей букве и скинию свою не имеющую фундамента утвердить на крепкой скале, скинию и дом, которые скорее должны называться гробницею и памятником? Поэтому говорю тебе, что ты не должен трудиться высекая памятник, ибо перенесет Господь священство твое как переносится geber, что все перевели муж, а еврей, руководивший нас в чтении ветхого завета, перевел петух. Как петух, говорит, рукою несущего переносится с одного места на другое, так и тебя легко перенесет Господь с места твоего, и ты имевший некогда венец первосвященнический и освящение в золотой дщице, на которой написано было имя Божие, будешь увенчан бедою и скорбию, и как мяч пущенный по покатому и широкому месту не может остановиться, но катится беспредельно: так весь народ твой разсеется по концам вселенной. И там умрешь ты с буквою твоею, и вся слава твоя, и колесницы, на которых прежде ты торжественно носился, и блеск дома Божия обратится в поношение. Ибо возьмет тебя Господь с места твоего и от служения твоего, т.е. от жертвенных обрядов, во исполнении онаго написанного в послании к Евреям: прелагаему священству по нужди и закону пременение бывает (Евр. 7:12). Когда же ты будешь низвержен с служения твоего, то Я призову отрока Моего Елиакима, коему Я сказал в другом месте: велие ти есть, еже назватися тебе отроком Моим (Ис. 49:6). Елиаким значит воскресающий Бог, или Божие воскресение. Итак этот воскресающий Бог, который есть сын Хелкии, т.е. части Господа, получит место твое и облачится в одежду твою и укрепится препоясанием твоим, так что тем, что ты имел в букве, он будет обладать в духе, и будет отцем живущих в Иерусалиме, т.е. в видении мира, чем обозначается церковь, и отцем для дома Иуды, где находится истинное исповедание веры. Поэтому Сам говорит апостолам: чадца, еще с вами мало есмь (Ин. 13:33), и к другому: чадо, отпущаются тебе грехи твои (Мф. 9:2), и к иной: дщи, вера твоя спасе тя (Лк. 7:50). Дам, говорит, ему ключ дома Давидова,—ему, который отверзает, и никто не запирает; который запирает, и никто не отверзает (Откр. 3). И этот самый ключ будет на раме его, т.е. в страдании, по оному написанному в другом месте: его же начальство бысть на раме его (Ис. 9:6). Ибо что Он Своим страданием отверзет, того за переть будет невозможно, и что Он запрет в обрядах Иудейских, то не будет отворено никем другим; ибо Я укреплю гвоздь тот на месте твердом, на месте верном, где есть собрание верующих. Поэтому и верующие во Христа называются верными. И будет престолом славы дома отца своего, т.е. церкви, и повесят на нем всю славу дома отца его. Поэтому и в Евангелии пишется: людие же вси держахуся его (Лк. 19:48), что было не только в то время, но исполняется и доныне, так что держатся на нем, как бы различные сосуды, премудрость и правда и все, чем именуется Христос. Различны роды сосудов, вместо которых Акила перевел sasaim и sephoth, что Симмах переводит внуки и смешанные, так что и апостолы и все верующие, т.е. сыны сынов, и смешанные от всех народов держатся на нем, — от сосудов для питья, вместо которых Феодотион поставил aganoth, ибо и малые и великие уверуют в Господа. Сосуды же для питья — это, думаю, апостолы исполненные жизненных вод, о которых говорится: благословите Бога от источник Израилевых (Пс. 67:27), в. каковых чашах премудрость растворила вино свое. И всякое, говорит, орудие музыкальное—тех, кои во всякое время возглашают хвалы Богу. Дальнейшее по-видимому противоречит нашему пониманию: каким образом этот гвоздь, утвержденный на месте верном, возьмется и сломится, и упадет и погибнет висевшее на нем, и это будет, ибо Господь сказал? Это может быть разрешено, если мы прочтем оное евангельское, что в последние дни охладеет любовь многих (Мф. 24), и то, что сам Господь говорит: Сын человеческий пришед обрящет ли веру на земли (Лк. 18:8)? Итак не гвоздь сломится, падет и погибнет, что говорить нечестиво, но гвоздь возьмется с места верного, т.е. от церкви, вследствие постоянно возрастающего нечестия, и прежде висевшие на нем верою, потом сломятся и падут и погибнут неверием. И это исполнится в последние дни, ибо Господь сказал. Вместо гвоздя, который по-еврейски называется jathed и всеми переводится одинаково, одни LXX поставили выше князь, а здесь человек. Совна, которого мы, при быстроте диктовки, почти опустили, значит, обратись теперь или обращение. Итак говорится начальнику Иудейскому, чтобы он обратился от закона к Евангелию и, оставив образы жертв, переносился к истине жертвоприношения духовного.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Лопухин А.П.

Ст. 15-25 Так сказал Господь, Господь Саваоф: ступай, пойди к этому царедворцу, к Севне, начальнику дворца и скажи ему: что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, что ты здесь высекаешь себе гробницу? - Он высекает себе гробницу на возвышенности, вырубает в скале жилище себе. Вот, Господь перебросит тебя, как бросает сильный человек, и сожмет тебя в ком; свернув тебя в сверток, бросит тебя, как меч, в землю обширную; там ты умрешь, и там великолепные колесницы твои будут поношением для дома господина твоего. И столкну тебя с места твоего, и свергну тебя со степени твоей. И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий. В тот день, говорит Господь Саваоф, пошатнется гвоздь, укрепленный в твердом месте, и будет выбит, и упадет, и распадется вся тяжесть, которая на нем: ибо Господь говорит

Министру двора царя Езекии, Севне, пророк возвещает пленение в Месопотамии. На место Севны будет назначен богобоязненный муж Елиаким, который будет опорою для царя и для своего собственного семейства.

Этому - выражение с оттенком презрения.

Начальнику дворца - т. е. к министру двора, самому ближайшему к царю человеку (Ис. 36:3; 37:2; ср. 3 Цар. 4:6; 8:3 и 2 Пар. 26:21).

Толковая Библия.